В аналитическом кабинете аптеки
1. Ознакомиться и записать общее устройство аналитического кабинета (стола), его расположением, общим оснащением наборами реактивов и приборов, используемых в экспресс-анализе.
2. Изучить нормативную документацию, основные приказы и инструкции, которыми руководствуется провизор-аналитик в ходе производственной деятельности (перечень документаций привести в дневнике).
3. Ознакомиться и записать права и обязанности провизора-аналитика, порядком работы его в аптеке.
4. Ознакомиться с организацией рабочего места провизора-аналитика.
5. Освоить анализ лекарственных средств, поступающих из материальных комнат в ассистентскую, анализ концентратов, воды очищенной и для инъекций, нестойких и скоропортящихся лекарственных средств, внутриаптечной заготовки в соответствии с нормативной документацией, действующими приказами и инструкциями.
6. Освоить экспресс-анализ лекарственных средств внутриаптечного изготовления (порошки, микстуры, мази, растворы для инъекций, глазные капли) в соответствии с нормативной документацией, действующими приказами и инструкциями.
При работе обратить внимание на особенности анализа сложных лекарственных форм.
Отчетная документация
Обязательными отчетными документами, подтверждающие прохождение студентом производственной практики являются:
I. Сводный отчет и характеристика студента.
II. Дневник.
III. Отчет студента по практике.
I. Сводный отчет и характеристика (на оборотной стороне).
1. По окончании практики студент лично оформляет сводный отчет по установленной форме. В конце сводного отчета студент должен указать дату заполнения отчета и расписаться с указанием ФИО. Материал к составлению отчета должен собираться с первого дня практики. Неполнота отчета, погрешности в его оформлении, небрежность рассматриваются как признаки недостаточного уровня теоретической и практической подготовленности студента.
2. На оборотной стороне сводного отчета должна быть заполнена характеристика студента по установленной форме. В конце характеристика должна быть заверена:
- подписью непосредственного руководителя практики на базе прохождения практики;
- подписью руководителя учреждения и печатью данного учреждения.
II. Дневник
Дневник является основным документом, отражающим всю деятельность студента в период прохождения производственной практики, и после завершения практики предоставляется на кафедру.
Оформление дневника ведется ежедневно по окончании рабочего дня с указанием даты, формы и вида работы, которая выполнялась студентом. Правильность записей студента и оценка выполненных работ ежедневно контролируется непосредственным руководителем практики на базе прохождения и заверяется его подписью. Дневник сохраняется в учреждении и должен быть доступен руководителям практики в любое время рабочего дня. По окончании практики дневник должен быть заверен подписью руководителя учреждения и печатью учрежденияв табеле учета рабочего времени студента.
Отсутствие дневника, его неудовлетворительное оформление может явиться причиной незачета практики.
Дневник начинается с титульного листа, оформленного в соответствии с требованиями (приложение № 1). Следующая страница отводится для табеля учета рабочего времени студента (приложение № 2).
В вводной части дневника студент зарисовывает план лаборатории, аптеки, аналитического кабинета, если нет отдельного кабинета, то зарисовывается план ассистентской с указанием местоположения аналитического стола; приводит перечень нормативных документаций, основных приказов и инструкций, которыми руководствуется провизор-аналитик в ходе производственной деятельности.
Основную часть дневника составляет описание отчетов по анализу лекарственных средств в виде протоколов анализа. Оформление протоколов анализа лекарственного вещества (субстанции) и лекарственных форм студент проводит в соответствии с требованиями нормативных документов (ФС и т.д.). Оформление протоколов анализа лекарственной формы внутриаптечного изготовления экспресс - методом студент проводит по схеме.
Отражаемую в дневнике работу студент пишет в третьем лице во множительном числе в настоящем времени (прибавляют, нагревают, фильтруют), запрещается выражать полученные результаты анализа неопределенными выражениями типа «В препарате не должно быть хлоридов», не дающими представления о проделанной работе. В конце анализа студент дает заключение о качестве препарата или лекарственной формы в соответствии с требованиями нормативной документации, формулировка заключения должно быть четкой и ясной. Ежедневно студент в дневнике должен приводить протоколы 1-2 фармакопейных анализов и 2-3 экспресс-анализов лекарственных средств.
Схема оформления протокола анализа
лекарственной формы экспресс методом.
а) состав прописи на латинском языке;
б) описание внешнего вида;
в) проверка общей массы или объема (при выполнении);
г) методика реакций подлинности ингредиентов, химизм реакций,
результаты испытаний;
д) методика количественного определения ингредиентов, теоретическое обоснование выбранных методик, химизм протекающих реакций, расчеты;
е) расчет отклонений от допустимых норм по результатам количественного анализа;
ж) заключение.
III. Отчет студента по практике
Отчет студента по практике также является основным документом к зачету, который студент пишет в произвольной форме от руки на 2 страницах листе формата А 4, вложенный в файл (приложение 3). В данном отчете студент описывает свои наблюдения, сделанные при прохождении производственной практики, приобретенные навыки и умения по анализу качества лекарственных средств. Отчет студента составляется отдельно от дневника, подлежит проверке руководителем учреждения и подписывается только студентом с указанием даты оформления, ФИО студента.
Курсовая работа
В период прохождения производственной практики студент должен выполнить курсовую работу по теме, определенной кафедрой.
В качестве курсовых работ могут быть работы экспериментального характера, реферативного характера, а также в форме научно технического творчества (изготовление наглядных пособий, справочных материалов и т.д.). Курсовая работа – самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая под руководством преподавателя. Курсовая работа имеет целью: развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами экспериментальных исследований, научить студента пользоваться периодической, научной и справочной литературой.
Правила оформления курсовой работы
Курсовая работа должна иметь объем в пределах 15-20 страниц машинного или рукописного текста (формат бумаги А4). Текст должен быть написан аккуратно. Листы сброшюрованы в стандартную папку - скоросшиватель. Для написания курсовой работы необходимо найти все работы по фармацевтическому анализу за свой (по шифру) год.
Курсовая работа студента должна включать следующие разделы:
1. Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями (приложение № 3).
2. Оглавление (1 страница), где необходимо дать названия разделов. Названия разделов в оглавлении должны точно повторять названия разделов в тексте и против каждого названия раздела указывается номер страницы, с которого начинается в тексте данный раздел;
3. Введение (1-2 страницы), где необходимо изложить цель и задачи курсовой работы.
4. Основная часть (10-15 страниц), где необходимо обобщить материал по теме, указать методы решения задач, привести полученные результаты.
5. Выводы, где кратко по пунктам излагается основные результаты работы (1-2 страницы).
6. Список литературы, оформленный в соответствии с требованиями к библиографическому описанию источников литературы (5-10 источников из журнала «Фармация» за свой год). В список литературы необходимо включать только те источники, которые были использованы из журнала «Фармация» за соответствующий год. Использованные источники в тексте необходимо обозначить ссылкой на список литературы, указав его в скобках [1]. При этом ссылка в тексте должна полностью совпадать с нумерацией в списке литературы.
Например: «Авторами статьи [1] изучено использование метода УФ-спектрофотометрии в анализе рутина…….».
Образец оформления списка литературы:
1. Лукьянчикова Г.И., Тираспольская С.Г., Иванов М.С. УФ – спектрофотометрия в анализе рутина // Фармация. – 1985 – N 6 – с. 60-61.
Курсовая работа выполняется в течение всей практики, после чего передается для проверки руководителю практики от кафедры до установленных сроков:
студенты заочного отделения должны сдать курсовую работу - до 15 января текущего учебного года;
-студенты очного отделения должны сдать курсовую работу до:
I поток - 1 мая 2012 года
IIпоток – 10 марта 2012 года
Иногородние студенты могут выслать курсовую работу по почте в виде заказного письма по адресу:
450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 3
Кафедра фармацевтической химии с курсами
аналитической и токсикологической химии
«Для профессора Халиуллина Ф.А.»
При неудовлетворительной оценке - курсовая работа возвращается студенту для исправления замечаний и доработки, после чего сдается на кафедру повторно для проверки.
Результаты проверки и оценку за курсовую работу можно уточнить на кафедре по тел.: 8(374)-271-23-16 или на сайте www.bgmu.ru.
Студент, не выполнивший курсовую работу, считается имеющим академическую задолженность по производственной практике и не допускается к зачету по практике.
Зачет по практике
К моменту окончания производственной практики студент обязан полностью выполнить программу и сдать оформленную курсовую работу.
Зачет принимается руководителем практики от кафедры на кафедре, и проводится по форме собеседования по дневнику студента. Для сдачи зачета по производственной практике студент обязательно представляет следующие документы:
I. Сводный отчет и характеристику студента.
II. Дневник.
III. Отчет студента по практике.
На зачете основное внимание уделяется:
- умению теоретически обосновывать методы анализа лекарственных средств (с приведением химизма и т.д.)
- умению проводить необходимые расчеты
- умению давать заключение о качестве лекарственных средств.
Студенту дифференцированная оценка за практику по четырехбальной системе выставляется с учетом уровня теоретической и практической подготовленности, отзыва с базы практики (характеристики), уровня выполненной курсовой работы. Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицательный отзыв о работе, направляется на повторную практику.