Организационно-правовые аспекты
Основные вопросы, раскрываемые в этом разделе, следующие:
- организационная структура управления предприятием;
- состав подразделений и их функции;
- организация координирования и взаимодействия служб и подразделений;
- штатная политика и кадровое расписание;
- правовое обеспечение;
- возможные льготы.
Основные, наиболее значимые факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы, приведены ниже:
Группа факторов | Факторы |
Организационные | · Количество учредителей и их характеристики · Законодательные ограничения |
Технические | · Область бизнеса · Характеристики выпускаемой продукции · Новизна выпускаемой продукции |
Экономические | · Размер стартового капитала |
Социальные | · Личностные характеристики предпринимателя · Наличие сработавшейся команды |
«Правовое обеспечение» занимает в бизнес-плане важное место. Особое внимание уделяется форме собственности и правовому статусу фирмы. Основными документами, необходимыми дли подробного написания данного подраздела, являются:
- устав предприятия;
- лицензия на право ведения работ;
- патент (авторское право);
- сертификат качества продукции;
- сертификат уровня производства;
- международная, федеральная, региональная или местная программы;
- особенности налогообложения;
- договор, в том числе аренды, купли, продажи;
- гарантийные письма.
При формировании структуры управления необходимо учесть индивидуальные и групповые интересы всех участников проекта, их опыт и традиции, социально-психологические особенности.
При выборе организационной структуры и механизма ее функционирования нужно помнить, что они должны способствовать:
- сотрудничеству участников реализации проекта (работы фирмы) в достижении поставленных целей с минимальными затратами;
- созданию условий, для производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- разработке, освоению и продвижению на рынок новых видов продукции.
Кроме того, следует предусмотреть форму юридического обслуживания проекта, защиты интересов его участников, а также привлечение необходимых консультантов.
После того как определена организационная структура, необходимо более точно установить численность сотрудников, сроки и режим их работы, а также предполагаемую оплату труда.
Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемом работы, профессионально-деловых качеств работников, результатов их труда и хозяйственной деятельности предприятия, от конъюнктуры рынка труда в регионе.
Расходы на оплату труда состоят из:
- основной заработной платы, представляющей вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда;
- дополнительной заработной платы, в которую входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, а также премии, связанные с выполнением заданных функций;
- других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премий, компенсационных и других денежных и материальных выплат, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо проводимых сверх указанных актами норм. Более детально расходы на персонал приведены в финансовом плане.
При рассмотрении организационно-правовых аспектов следует также обратить внимание на возможные поддержку и льготы по проекту. К их числу можно отнести:
- первоочередное выделение земли, помещений и др.;
- предоставление длительной аренды;
- поддержку со стороны государства отечественных производителей (ограничение импорта);
- экспортные льготы;
- льготные кредиты;
- налоговые льготы;
- возможности списания средств при решении определенных задач, выполнении заранее оговоренных условий;
- и т. д.
Существует ряд льгот по налогообложению для малого бизнеса, СМИ, хлебопекарной промышленности и т. д.
РАБОЧИЙ БИЗНЕС-ПЛАН
Предприятие
(предприниматель)__________________________________________________
Адрес _____________________________________________________________
Телекс ________________, факс ________________, телефон______________
Краткое название проекта
Полное наименование проекта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель предприятия______________________________________________
тел.____________________
Проект подготовил
_____________________________________________________________________
тел.____________________
Дата начала реализации проекта «___»__________200__ г.
Продолжительность проекта _________ лет.
Дата составления проекта «___»__________200__ г.
Раздел 1.РЕЗЮМЕ
В резюме дается краткое описание проекта его цели и задачи, показатели эффективности проекта, обеспечение и механизм реализации, источники финансирования, назначение и гарантии возврата займа.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры. Если проект реализуется в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности, дается описание бизнеса, которым предприниматель занимается.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
Описывается назначение и объем, применения новой продукции (услуги), ее технические или потребительские характеристики, указывается конкурентоспособность, наличие или необходимость получения лицензий, разрешений или патентов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 4. МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
Рассматриваются требования потребителей к продукции, конкуренция, рынок сбыта продукции, имеющиеся и планируемые каналы сбыта, стратегия продвижения на рынок и ценовая политика.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________