Тема 7. Инструменты и методы управления качеством

Простые инструменты контроля качества:

· контрольный листок

· графики и гистограммы

· диаграмма разброса

· диаграмма Парето

· страфикация (расслоение)

· диаграмма Исикавы (причинно-следств. диаг-ма)

· контрольная карта

Применение этих инстр-тов позволяет реализовать принцип СМК принятие реш-я, основан.на фактах.

Источник данных при осуществлении контроля качества:

1. инспекционный контроль

2. производство и технология

3. поставки материалов т сбыт продукции

4. управление и делопроизводство (+наличие документов)

5. фин. операции

Контрольный листок-инструмент первичной регистрации данных

Графики применяются для оформления выявленных соотношений получ-ых групп данных и их динамики; способны выполнять ф-ции инструмента анализа и прогнозирования

Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображ-щий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в опреред. интервал знания.

Диаграмма разброса позволяет выявлять корреляцию между 2мя различными факторами (точечки в разброс)

Диаграмма Паретоаналитич. инструмент, исполненный для ранжирования различных видов дефектов и факторов по степени их значимости. По оси абсцисс (х) отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем. По оси ординат (у) в количест. выражении сами проблемы, при чем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) % - ном выражении.

Страфикация (расслоение) – процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным.

Диаграмма Исикавы – применительно к решаемой задаче, для компоненты:

· человек – необ-мо, определить факторы, связ-ые с удобством и безопасностью выполнения операций.

· машина – необ-мо определить взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции

· материалы – необходимо определить факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции

· метод – необ-мо определить факторы, связан.спроизвод-ю и точностью выполняемой операции.

· контроль – необх-моопред-ть факторы, связ-ые с достовернымраспоз-ем ошибки процесса выполнения операции

· среда – необ-моопред-ть факторы, связ-ые с воздействием среды на изделие и изделие на среду (стрелочки)

· контрольная карта отображает характер изменения показателя качества во времени ( )

виды контрольных карт: по количественным признакам; по качественным признакам

Простые инструменты контроля качества:

1. предназначены для анализа количеств.данных о качестве

2. позволяют решать 95% проблем анализа и управления качеством в различных областях

3. используют приемы матем. статистики

4. доступны всем участникам процесса производства

5. применяются практически на всех этапах ЖЦ продукции

Семь новых инструментов контроля качества:

· диаграмма сродства

· диаграмма взаимосвязей

· древовидная диаграмма

· матричная диаграмма или таблица качества

· стрелочная диаграмма

· диаграмма процесса осуществления программы

· матрица приоритетов

Сбор исходных данных осуществляют в период «мозговых штурмов»

Сфера применения (7 новыхинструм-тов):

- в области обеспечения качества

- в области контроля качества

- в области делопроизводства и управления

- в области обучения и подготовки кадров

- в области контроля проивод-сти и т.д.

Методы управления качеством

1)метод структурирования функции качества

технология проектирования изделий и процессов, позволяющая преобразовать пожелания потребителя в техн. требования к изделиям и параметры процессов их производства

Цель: обеспечить требования потребителей при планировании и проектировании продукции. Технология СФК - послед-ть действий производителя по преобразованию факт.показателей качества изделия в техн. требования к продукции, процессом и оборудованию. Метод СФК - эк–перт. метод, испол - щийтаблич. способ представления данных, в кот.отображ-ся связь между факт. показатели кач-ва ( потреб. свойства) и вспомог. показатели (технич. требования) («домики качества»).

Исполнение метода СФК позволяет:

ü реализовать такие принципы управления кач-вом как:

1. ориентация на потребителя

2. принятие решения, основанное на фактах

ü обеспечивает воплощение в жизнь концепции качества TQM – не исправлять брак, а предупреждать его.

В основе метода СФК лежат след.инструменты контроля качества:

Ø диаграмма сродства

Ø диаграмма связи

Ø древовидная диаграмма

Ø матричн. диаграмма

2)анализ последствий и причин отказов (FMEA– анализ)

технология анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителей. Цель:снижение риска потребителя от потенциальных дефектов.

Осн. задачи:

ü определение возмож. дефектов продукции/процесса её изготовления, их причин и последствий

ü определение степени тяжести последствий для потребителя, вероятностей возник-я дефектов и выявления их до поступления к потребителю

ü определение обобщ. оценки качества объекта анализа – «приоритетного числа риска» и сравнение его с предельно допустимым значением

ü определение мероприятий по улучшению объекта анализа.

Объекты FMEA – анализа

§ конструкция изделия

§ процесс производства

§ бизнес – процесс

§ процесс эксплуатации изделия

Методы выполнения FMEA – анализа

1. структурный (снизу вверх), цель: оценка степени влияния отказа составных частей системы на выполнение его своих функций

2. функциональный (сверху вниз) цель: определить критические отказы элементов и критич. элементы объектов

3. комбинированный

3)экспертный метод – метод, основанный на использовании суждений экспертов.

Формы экспертных оценок:

a) индивидуальная: интервью, аналит. экспертн. оценки

b) коллективная: метод «мозговой атаки», метод Дельфи, методы программ.прогнозирования, метод морфологического анализа, метод построения прогноз. сценариев, метод «дерева целей».

4) методы Тагути


Наши рекомендации