Тема 7. Инструменты и методы управления качеством
Простые инструменты контроля качества:
· контрольный листок
· графики и гистограммы
· диаграмма разброса
· диаграмма Парето
· страфикация (расслоение)
· диаграмма Исикавы (причинно-следств. диаг-ма)
· контрольная карта
Применение этих инстр-тов позволяет реализовать принцип СМК принятие реш-я, основан.на фактах.
Источник данных при осуществлении контроля качества:
1. инспекционный контроль
2. производство и технология
3. поставки материалов т сбыт продукции
4. управление и делопроизводство (+наличие документов)
5. фин. операции
Контрольный листок-инструмент первичной регистрации данных
Графики применяются для оформления выявленных соотношений получ-ых групп данных и их динамики; способны выполнять ф-ции инструмента анализа и прогнозирования
Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображ-щий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в опреред. интервал знания.
Диаграмма разброса позволяет выявлять корреляцию между 2мя различными факторами (точечки в разброс)
Диаграмма Паретоаналитич. инструмент, исполненный для ранжирования различных видов дефектов и факторов по степени их значимости. По оси абсцисс (х) отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем. По оси ординат (у) в количест. выражении сами проблемы, при чем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) % - ном выражении.
Страфикация (расслоение) – процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным.
Диаграмма Исикавы – применительно к решаемой задаче, для компоненты:
· человек – необ-мо, определить факторы, связ-ые с удобством и безопасностью выполнения операций.
· машина – необ-мо определить взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции
· материалы – необходимо определить факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции
· метод – необ-мо определить факторы, связан.спроизвод-ю и точностью выполняемой операции.
· контроль – необх-моопред-ть факторы, связ-ые с достовернымраспоз-ем ошибки процесса выполнения операции
· среда – необ-моопред-ть факторы, связ-ые с воздействием среды на изделие и изделие на среду (стрелочки)
· контрольная карта отображает характер изменения показателя качества во времени ( )
виды контрольных карт: по количественным признакам; по качественным признакам
Простые инструменты контроля качества:
1. предназначены для анализа количеств.данных о качестве
2. позволяют решать 95% проблем анализа и управления качеством в различных областях
3. используют приемы матем. статистики
4. доступны всем участникам процесса производства
5. применяются практически на всех этапах ЖЦ продукции
Семь новых инструментов контроля качества:
· диаграмма сродства
· диаграмма взаимосвязей
· древовидная диаграмма
· матричная диаграмма или таблица качества
· стрелочная диаграмма
· диаграмма процесса осуществления программы
· матрица приоритетов
Сбор исходных данных осуществляют в период «мозговых штурмов»
Сфера применения (7 новыхинструм-тов):
- в области обеспечения качества
- в области контроля качества
- в области делопроизводства и управления
- в области обучения и подготовки кадров
- в области контроля проивод-сти и т.д.
Методы управления качеством
1)метод структурирования функции качества
технология проектирования изделий и процессов, позволяющая преобразовать пожелания потребителя в техн. требования к изделиям и параметры процессов их производства
Цель: обеспечить требования потребителей при планировании и проектировании продукции. Технология СФК - послед-ть действий производителя по преобразованию факт.показателей качества изделия в техн. требования к продукции, процессом и оборудованию. Метод СФК - эк–перт. метод, испол - щийтаблич. способ представления данных, в кот.отображ-ся связь между факт. показатели кач-ва ( потреб. свойства) и вспомог. показатели (технич. требования) («домики качества»).
Исполнение метода СФК позволяет:
ü реализовать такие принципы управления кач-вом как:
1. ориентация на потребителя
2. принятие решения, основанное на фактах
ü обеспечивает воплощение в жизнь концепции качества TQM – не исправлять брак, а предупреждать его.
В основе метода СФК лежат след.инструменты контроля качества:
Ø диаграмма сродства
Ø диаграмма связи
Ø древовидная диаграмма
Ø матричн. диаграмма
2)анализ последствий и причин отказов (FMEA– анализ)
технология анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителей. Цель:снижение риска потребителя от потенциальных дефектов.
Осн. задачи:
ü определение возмож. дефектов продукции/процесса её изготовления, их причин и последствий
ü определение степени тяжести последствий для потребителя, вероятностей возник-я дефектов и выявления их до поступления к потребителю
ü определение обобщ. оценки качества объекта анализа – «приоритетного числа риска» и сравнение его с предельно допустимым значением
ü определение мероприятий по улучшению объекта анализа.
Объекты FMEA – анализа
§ конструкция изделия
§ процесс производства
§ бизнес – процесс
§ процесс эксплуатации изделия
Методы выполнения FMEA – анализа
1. структурный (снизу вверх), цель: оценка степени влияния отказа составных частей системы на выполнение его своих функций
2. функциональный (сверху вниз) цель: определить критические отказы элементов и критич. элементы объектов
3. комбинированный
3)экспертный метод – метод, основанный на использовании суждений экспертов.
Формы экспертных оценок:
a) индивидуальная: интервью, аналит. экспертн. оценки
b) коллективная: метод «мозговой атаки», метод Дельфи, методы программ.прогнозирования, метод морфологического анализа, метод построения прогноз. сценариев, метод «дерева целей».
4) методы Тагути