Г.л. гантт-«наименее ортодоксальный из последователей ф. тейлора»
Наиболее близким соратником и последователем Ф. Тейлора был американский инженер Генри Лоуренс Гантт (1861 -23.11.1919). Разделяя взгляды Ф. Тейлора и будучи по оценке последнего «первоклассным экспериментатором, он значительно развил и углубил положения научного подхода к менеджменту: разработал методику сдельно-премиальной системы оплаты труда, предложил схемы оперативного планирования, увековечившие его имя («гантт-схемы»), внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Г. Гантт родился в состоятельной семье в штате Мэриленд во время Гражданской войны в США. Последствия войны (выход в сентябре 1862 г. манифеста Линкольна) привели к тому, что владевшее плантацией и почти 70 рабами семейство Ганттов оказалось на грани бедности и в поисках заработка вынуждено было переехать в Балтимор. В двенадцатилетнем возрасте Г. Гантту пришлось покинуть семью и поступить в McDonagh School, где бесплатно учились дети из бедных семей. Так же как и у Ф. Тейлора, преодоление возникших трудностей легло в основу формирования харак-
тера Г. Гантта и, возможно, повлияло на весь последующий жизненный путь. Выработанные в школе-интернате строгая дисциплина и привычка к тяжелой упорной работе стали его неотъемлемыми качествами. Проявив замечательные способности в учебе, он стал стипендиатом John Hopkins University, куда каждый день ездил пригородными поездами, продолжая жить в интернате. Окончив университет в 1880 г., Г. Гантт в течение трех лет преподавал в McDonagh естественные науки и физику, а после этого в 1883 г. продолжил учебу в Stevens Institute of Technology, где именно в это время получил степень магистра Ф. Тейлор.
Пути тех, кого мы сегодня называем «патриархами науки управления», окончательно пересеклись в 1887 г., когда Г. Гантт поступил на работу в Midvale Steel Company на должность ассистента технического отдела. В то время Ф. Тейлор был уже главным инженером предприятия и активно внедрял идеи научного менеджмента в производственный процесс. Г. Гантт быстро понял и воспринял сущность системы Ф. Тейлора и, несмотря на отдельные разногласия, стал его главным учеником и сподвижником. Буквально через год он был избран членом Американского общества инженеров-механиков.
Г. Гантт и Ф. Тейлор продолжительное время тесно и плодотворно сотрудничали, занимаясь не только проблемами металлургии, но и разработкой научных методов управления. Особое место в их исследованиях занимали такие вопросы, как согласование интересов работников и руководства, научный подбор персонала, материальное поощрение как средство повышения производительности
труда, разработка детальных рабочих инструкций и др. При этом Г. Гантт смягчал «углы» в «геометрии» Ф. Тейлора, уделяя особое внимание проблемам человеческой психологии и методу, а не измерению (нормированию). Подобно Ф. Тейлору он был изобретателем, и в период с 1901 г. по 1904 г. они запатентовали шесть совместных изобретений, в том числе знаменитую логарифмическую линейку.
За период своей деятельности Г. Гантт опубликовал более 150 работ, включая три книги, запатентовал больше десятка изобретений, читал лекции в университетах, оставаясь одним из наиболее успешных консультантов по управлению.
Концептуальные идеи Г. Гантта широко освещены в работах: «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919) и др. Наиболее значимыми его достижениями являются:
составление диаграммы контроля процессов, которую позднее назвали его именем;
разработка системы взаимосвязи достигнутого результата и полученного вознаграждения;
введение дополнительных методов измерения эффективности и производительности труда рабочих;
установление общественной значимости и социальной ответственности бизнеса.
Главное крупное достижение в создание графиков было сделано Г. Гант- том во время службы консультантом в Отделе Армии в годы Первой мировой войны. Он выступил новатором в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий, разработав систему плановых графиков, позволивших
осуществлять контроль запланированного и составлять календарные планы на будущее. Для управленческой мысли того периода использование приема отображения процессов посредством графических средств было революционным, чему, безусловно, способствовал педагогический опыт Г. Гантта. За счет визуального представления длительности и последовательности задач в проекте достигалась высокая информативность и оперативность управления. До сих пор диаграмма Гантта остается классическим инструментом управления, обеспечивающим основу для современных исследований, например программа оценки и анализа (ПЭРТ).
Г. Гантт в отличие от Ф. Тейлора интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственным процессом в целом. Он сместил акцент с эффективности индивидуального труда, представив общую схему, в которой неменьшей значимостью обладали систематическое производственное обучение и методы работы. Философию менеджмента Г. Гантта можно охарактеризовать его собственными словами: «Основные различия между наилучшей сегодняшней и прежней системами состоят в способах планирования и распределения задач, а также в способах распределения поощрений за их выполнение». Следуя этому принципу, он поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем совершенствования систем постановки задач и мотивации их исполнения. С внедрением в 1901 г. разработанной Г. Ганттом первой премиальной системы оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий производительность труда на ряде предприятий возросла более чем вдвое.
Ключевыми характеристиками взглядов Г. Гантта являются утверждение ведущей роли человеческого фактора в производстве и заявление в том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Он призывал: «Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми, мы обязаны направлять их развитие».
Разное видение проблем промышленной психологии стало одной из основных причин напряженности в отношениях Ф. Тейлора и Г. Гантта. Позиция Тейлора сводилась к нежеланию рассматривать какие-либо аспекты производства, кроме технологических. Г. Гантт, наоборот, понимал и чувствовал не только технологические, но и управленческие проблемы системного характера, и пытался найти пути их решения. Ф. Тейлор относился к подобной практике неодобрительно, она казалась ему компромиссной и ненаучной.
В отличие от Ф. Тейлора Г. Гантт указывал на социальную ответственность бизнеса и менеджмента, имеющих широкие обязательства перед обществом. Он убеждал: «Система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу, в противном случае общество в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересами». Именно этим объясняется его глубокий интерес к русской революции 1917 г., ее социальной и экономической философии.
Г. Гантт явился провозвестником грядущей «демократии на производстве» и гуманизации науки управления, считая, что «из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора». Демократические взгляды на власть и мир труда стали причиной углубления разрыва между Г. Ганттом и Ф. Тейлором.
В 1916 г. Г. Гантт сформировал организацию «New Machine», членами которой стали инженеры и другие представители, неравнодушные к поиску причин ограниченной промышленной демократии. Новое движение развивало идеи взаимовыгодного сотрудничества менеджмента и персонала организации как средства достижения экономического процветания.
Г. Гантт писал: «Отношения между руководителями и работниками должны быть отношениями взаимной выгоды, а не конфликта, а конечной целью экономической активности должно быть служение, а не прибыль. ...Доктрина служения - это не просто исправно работающая экономика; она имеет по преимуществу практическое значение. Единственным возможным условием промышленного мира является промышленная демократия... Должна стать очевидной мысль о том, что с возрастанием сложности современной системы предпринимательства эффективная работа может быть обеспечена только теми, кто сполна осознает свою социальную ответственность, ...только подлинными лидерами - людьми, понимающими механизм действия движущих сил общества и видящими свою высшую цель в служении обществу».
Прогрессивность и динамизм убеждений Г. Гантта подтверждаются выводами Д. Репа, указывающего, что Г. Гантт - это «наименее ортодоксаль
ный из последователей Ф. Тейлора, пришедший к заключению, что ментальной революцией должны руководить инженеры, а реализация принципа взаимности интересов может быть обеспечена в картелях и корпорациях общественного служения».
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Научное и практическое наследие Ф. Тейлора и Г. Гантта многогранно, оно получило признание и поддержку во всем мире, их плодотворные идеи были развиты и углублены в последующих научных направлениях и успешно применяются в современной практике. Их многие высказывания звучат удивительно современно в наши дни, поскольку обращают к человеку как главному источнику экономического успеха и национального богатства, дают ориентиры, увы, потерянные в лихорадочном поиске путей выхода из кризиса.
Однако в истории науки управления есть примеры недооценки творческого наследия Ф. Тейлора и Г. Гантта, попыток пересмотра их вклада вплоть до искажения и неприкрытого мифотворчества. В частности, Ф. Тейлор, по мнению П. Друкера, - один из тех немногих людей, которые оказали величайшее влияние на развитие науки и в то же время «чьи идеи сталкивались с таким упрямым непониманием и усердным перевиранием». Его критиковали, упрекая в излишней прямолинейности и технократизме, вплоть до обвинений в «особенностях характера, отличавшегося немилосердием к окружающим, жестокостью и откровенной грубостью».
Как известно, критерием истины является практика. С точки зрения, наивысшая оценка системы научного уп
равления дана П. Друкером: «...именно применение знания к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет... Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран». Это ли не лучшее подтверждение жизнеспособности, огромного созидательного ресурса, который заложили в созданное ими направление патриархи научного менеджмента?
Как известно, Ф. Тейлор и Г.Гантт являются далеко не единственными представителями школы научного управления. Массовая поддержка и практическое воплощение данной концепции многочисленными последователями (Ф. и Л. Гилбрет, К. Барт, С. Томпсон, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль, А.К. Гастев и др.) во многом предопределили исторический успех, большое позитивное влияние, которое было оказано на динамику экономического развития многих стран.
Идеи научного подхода к управлению живут и поныне, приобретая особую значимость, востребованность
и актуальность в условиях кризиса и посткризисного развития. На наш взгляд, уроки истории должны учить адекватному восприятию современных глобальных проблем управления и нахождению оптимальных путей их решения.
ЛИТЕРАТУРА
• Великий Ю.В. Тейлоризм в СССР// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5.
• Демьяненко А., Дятлова А. Мифы о системе научного менеджмента Ф.У. Тей- лора//Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 1.
• Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильяме, 2007.
• История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФ- РА-М, 1997.
• Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2003.
• Румянцева Е.Е. Мировая экономическая наука в лицах. - М.: ИНФРА-М, 2010.
• Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг^ 991.
• Уорнер М. Классики менеджмента. Энциклопедия. - СПб.: Питер, 2002.
• Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992.