Г.л. гантт-«наименее ортодоксальный из последователей ф. тейлора»

Наиболее близким соратником и пос­ледователем Ф. Тейлора был амери­канский инженер Генри Лоуренс Гантт (1861 -23.11.1919). Разделяя взгляды Ф. Тейлора и будучи по оценке пос­леднего «первоклассным эксперимен­татором, он значительно развил и уг­лубил положения научного подхода к менеджменту: разработал методику сдельно-премиальной системы оплаты труда, предложил схемы оперативного планирования, увековечившие его имя («гантт-схемы»), внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Г. Гантт родился в состоятельной семье в штате Мэриленд во время Гражданской войны в США. Последс­твия войны (выход в сентябре 1862 г. манифеста Линкольна) привели к тому, что владевшее плантацией и почти 70 рабами семейство Ганттов оказалось на грани бедности и в поисках зара­ботка вынуждено было переехать в Балтимор. В двенадцатилетнем воз­расте Г. Гантту пришлось покинуть се­мью и поступить в McDonagh School, где бесплатно учились дети из бед­ных семей. Так же как и у Ф. Тейлора, преодоление возникших трудностей легло в основу формирования харак-

тера Г. Гантта и, возможно, повлия­ло на весь последующий жизненный путь. Выработанные в школе-интер­нате строгая дисциплина и привычка к тяжелой упорной работе стали его неотъемлемыми качествами. Проявив замечательные способности в учебе, он стал стипендиатом John Hopkins University, куда каждый день ездил пригородными поездами, продолжая жить в интернате. Окончив универси­тет в 1880 г., Г. Гантт в течение трех лет преподавал в McDonagh естест­венные науки и физику, а после этого в 1883 г. продолжил учебу в Stevens Institute of Technology, где именно в это время получил степень магистра Ф. Тейлор.

Пути тех, кого мы сегодня называ­ем «патриархами науки управления», окончательно пересеклись в 1887 г., когда Г. Гантт поступил на работу в Midvale Steel Company на должность ассистента технического отдела. В то время Ф. Тейлор был уже главным инженером предприятия и активно внедрял идеи научного менеджмента в производственный процесс. Г. Гантт быстро понял и воспринял сущность системы Ф. Тейлора и, несмотря на отдельные разногласия, стал его глав­ным учеником и сподвижником. Бук­вально через год он был избран чле­ном Американского общества инжене­ров-механиков.

Г. Гантт и Ф. Тейлор продолжи­тельное время тесно и плодотворно сотрудничали, занимаясь не только проблемами металлургии, но и разра­боткой научных методов управления. Особое место в их исследованиях за­нимали такие вопросы, как согласо­вание интересов работников и руко­водства, научный подбор персонала, материальное поощрение как средс­тво повышения производительности

труда, разработка детальных рабочих инструкций и др. При этом Г. Гантт смягчал «углы» в «геометрии» Ф. Тей­лора, уделяя особое внимание пробле­мам человеческой психологии и мето­ду, а не измерению (нормированию). Подобно Ф. Тейлору он был изобрета­телем, и в период с 1901 г. по 1904 г. они запатентовали шесть совместных изобретений, в том числе знаменитую логарифмическую линейку.

За период своей деятельности Г. Гантт опубликовал более 150 работ, включая три книги, запатентовал боль­ше десятка изобретений, читал лекции в университетах, оставаясь одним из наиболее успешных консультантов по управлению.

Концептуальные идеи Г. Гантта широко освещены в работах: «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919) и др. Наи­более значимыми его достижениями являются:

составление диаграммы контроля процессов, которую позднее назвали его именем;

разработка системы взаимосвязи достигнутого результата и полученно­го вознаграждения;

введение дополнительных методов измерения эффективности и произво­дительности труда рабочих;

установление общественной значи­мости и социальной ответственности бизнеса.

Главное крупное достижение в со­здание графиков было сделано Г. Гант- том во время службы консультантом в Отделе Армии в годы Первой миро­вой войны. Он выступил новатором в области оперативного управления и календарного планирования деятель­ности предприятий, разработав систе­му плановых графиков, позволивших

осуществлять контроль запланирован­ного и составлять календарные планы на будущее. Для управленческой мыс­ли того периода использование приема отображения процессов посредством графических средств было революци­онным, чему, безусловно, способство­вал педагогический опыт Г. Гантта. За счет визуального представления дли­тельности и последовательности задач в проекте достигалась высокая инфор­мативность и оперативность управле­ния. До сих пор диаграмма Гантта ос­тается классическим инструментом уп­равления, обеспечивающим основу для современных исследований, например программа оценки и анализа (ПЭРТ).

Г. Гантт в отличие от Ф. Тейло­ра интересовался не отдельными операциями и движениями, а про­изводственным процессом в целом. Он сместил акцент с эффективности индивидуального труда, представив общую схему, в которой неменьшей значимостью обладали системати­ческое производственное обучение и методы работы. Философию менедж­мента Г. Гантта можно охарактеризо­вать его собственными словами: «Ос­новные различия между наилучшей сегодняшней и прежней системами состоят в способах планирования и распределения задач, а также в спо­собах распределения поощрений за их выполнение». Следуя этому принципу, он поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования пред­приятий путем совершенствования систем постановки задач и мотивации их исполнения. С внедрением в 1901 г. разработанной Г. Ганттом первой пре­миальной системы оплаты досрочного и качественного выполнения произ­водственных заданий производитель­ность труда на ряде предприятий воз­росла более чем вдвое.

Ключевыми характеристиками взглядов Г. Гантта являются утверж­дение ведущей роли человеческого фактора в производстве и заявление в том, что рабочему человеку долж­на быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только ис­точник существования, но и состоя­ние удовлетворенности. Он призывал: «Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человечес­кой природой. Мы не можем понукать людьми, мы обязаны направлять их развитие».

Разное видение проблем промыш­ленной психологии стало одной из основных причин напряженности в отношениях Ф. Тейлора и Г. Гантта. Позиция Тейлора сводилась к неже­ланию рассматривать какие-либо ас­пекты производства, кроме техноло­гических. Г. Гантт, наоборот, понимал и чувствовал не только технологичес­кие, но и управленческие проблемы системного характера, и пытался найти пути их решения. Ф. Тейлор относился к подобной практике неодобрительно, она казалась ему компромиссной и не­научной.

В отличие от Ф. Тейлора Г. Гантт указывал на социальную ответствен­ность бизнеса и менеджмента, име­ющих широкие обязательства перед обществом. Он убеждал: «Система бизнеса должна воспринять соци­альную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обще­ству, в противном случае общество в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно дейс­твовать в соответствии со своими собственными интересами». Именно этим объясняется его глубокий инте­рес к русской революции 1917 г., ее социальной и экономической фило­софии.

Г. Гантт явился провозвестником грядущей «демократии на производс­тве» и гуманизации науки управления, считая, что «из всех проблем менедж­мента наиболее важной является проб­лема человеческого фактора». Демок­ратические взгляды на власть и мир труда стали причиной углубления раз­рыва между Г. Ганттом и Ф. Тейлором.

В 1916 г. Г. Гантт сформировал ор­ганизацию «New Machine», членами ко­торой стали инженеры и другие пред­ставители, неравнодушные к поиску причин ограниченной промышленной демократии. Новое движение разви­вало идеи взаимовыгодного сотруд­ничества менеджмента и персонала организации как средства достижения экономического процветания.

Г. Гантт писал: «Отношения меж­ду руководителями и работниками должны быть отношениями взаимной выгоды, а не конфликта, а конечной целью экономической активности должно быть служение, а не прибыль. ...Доктрина служения - это не просто исправно работающая экономика; она имеет по преимуществу практическое значение. Единственным возможным условием промышленного мира яв­ляется промышленная демократия... Должна стать очевидной мысль о том, что с возрастанием сложности совре­менной системы предпринимательс­тва эффективная работа может быть обеспечена только теми, кто сполна осознает свою социальную ответс­твенность, ...только подлинными ли­дерами - людьми, понимающими ме­ханизм действия движущих сил обще­ства и видящими свою высшую цель в служении обществу».

Прогрессивность и динамизм убеждений Г. Гантта подтверждаются выводами Д. Репа, указывающего, что Г. Гантт - это «наименее ортодоксаль­

ный из последователей Ф. Тейлора, пришедший к заключению, что мен­тальной революцией должны руково­дить инженеры, а реализация принци­па взаимности интересов может быть обеспечена в картелях и корпорациях общественного служения».

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Научное и практическое наследие Ф. Тейлора и Г. Гантта многогранно, оно получило признание и поддержку во всем мире, их плодотворные идеи были развиты и углублены в последу­ющих научных направлениях и успеш­но применяются в современной прак­тике. Их многие высказывания звучат удивительно современно в наши дни, поскольку обращают к человеку как главному источнику экономическо­го успеха и национального богатства, дают ориентиры, увы, потерянные в лихорадочном поиске путей выхода из кризиса.

Однако в истории науки управления есть примеры недооценки творческо­го наследия Ф. Тейлора и Г. Гантта, попыток пересмотра их вклада вплоть до искажения и неприкрытого мифо­творчества. В частности, Ф. Тейлор, по мнению П. Друкера, - один из тех немногих людей, которые оказали ве­личайшее влияние на развитие науки и в то же время «чьи идеи сталкивались с таким упрямым непониманием и усердным перевиранием». Его крити­ковали, упрекая в излишней прямоли­нейности и технократизме, вплоть до обвинений в «особенностях характера, отличавшегося немилосердием к окру­жающим, жестокостью и откровенной грубостью».

Как известно, критерием истины является практика. С точки зрения, на­ивысшая оценка системы научного уп­

равления дана П. Друкером: «...именно применение знания к процессам труда обеспечило создание экономики раз­витых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за послед­ние 100 лет... Этот беспрецедентный рост и явился основой для повыше­ния материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран». Это ли не лучшее подтверждение жизнеспособности, огромного созидательного ресурса, который заложили в созданное ими направление патриархи научного ме­неджмента?

Как известно, Ф. Тейлор и Г.Гантт являются далеко не единственными представителями школы научного уп­равления. Массовая поддержка и прак­тическое воплощение данной концеп­ции многочисленными последователя­ми (Ф. и Л. Гилбрет, К. Барт, С. Томп­сон, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль, А.К. Гастев и др.) во многом предопре­делили исторический успех, большое позитивное влияние, которое было оказано на динамику экономического развития многих стран.

Идеи научного подхода к управле­нию живут и поныне, приобретая осо­бую значимость, востребованность

и актуальность в условиях кризиса и посткризисного развития. На наш взгляд, уроки истории должны учить адекватному восприятию современ­ных глобальных проблем управления и нахождению оптимальных путей их решения.

ЛИТЕРАТУРА

• Великий Ю.В. Тейлоризм в СССР// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5.

• Демьяненко А., Дятлова А. Мифы о системе научного менеджмента Ф.У. Тей- лора//Проблемы теории и практики управ­ления. - 2004. - № 1.

• Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильяме, 2007.

• История менеджмента: Учеб. посо­бие/Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФ- РА-М, 1997.

• Кравченко А.И. История менедж­мента. - М.: Академический проект, 2003.

• Румянцева Е.Е. Мировая экономи­ческая наука в лицах. - М.: ИНФРА-М, 2010.

• Тейлор Ф.У. Принципы научного ме­неджмента. - М.: Контроллинг^ 991.

• Уорнер М. Классики менеджмента. Энциклопедия. - СПб.: Питер, 2002.

• Управление - это наука и искусст­во: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992.

Наши рекомендации