Г. Гантт – один из ближайших сподвижников Тейлора

Ф. Тейлор не был одинок в своей новаторской деятельности. Среди них в первую очередь

следует выделить Генри Лоуренса Гантта62 (1861—1919), наиболее близкого ученика Тейлора,

американского инженера, занимавшегося разработками в области методики премиальной оплаты,

составившего карты-схемы для производственного планирования (получившие, кстати, его имя —

так называемые гантт-схемы), а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. В отличие

от Тэйлора Гантт указывал на социальную ответственность бизнеса и менеджмента, имеющих

широкие обязательства перед обществом. Этим объясняется его глубокий интерес к русской ре-

волюции 1917 г., ее социальной и экономической философии. Известна система оплаты по Ган-

тту, предусматривающая премии за высокую производительность, идеи распределения дохода

61 Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк. - М.Наука, 1973.

с.54-55

62 Генри Лоуренс Гантт родился в преуспевающей мэрилэндской семье в 1961 году во время Американской Граждан-

ской Войны. Его родители, Вирджил и Мэри Гантт симпатизировали Конфедерации. Отец Гантта успешно управлял

своей плантацией, но после того, как президент Линкольн издал Декларацию о Независимости в сентябре 1962, его 69

рабов сбежали. В конце концов, дела Вирджила Гантта пришли в упадок, и его семья была вынуждена покинуть свою

плантацию и переехать в Балтимор в поисках новой жизни. Из положения комфорта, безопасности и процветания

Гантты были поставлены в положение чуть ли не бедности. Из-за своей глухоты Вирджил Гантт был не способен со-

держать семью, и Мэри Гантт стала зарабатывать своей семье на жизнь до тех пор, пока их старшая дочь, Маргарет,

не стала достаточно взрослой, чтобы помогать содержать семью, работая школьной учительницей. Мэри Гантт управ-

ляла пансионом, сдавая меблированные комнаты со столом. Результатом таких драматических изменений в семье ста-

ло то, что Генри Гантт ушёл из дома в возрасте 12 лет поступил в Школу МакДонагха, которая была учреждена неда-

леко от Балтимора. Это была бесплатная фермерская школа для бедных мальчиков. Основным принципом функцио-

нирования этой школы был принцип военной дисциплины.

48

равномерно и пропорционально факторам производства, изъятие сверхприбыли у монополий в

пользу общества или благотворительности деловых компаний, что выдает влияние, которое ока-

зала на Гантта квакерская традиция. Демократические взгляды на власть и мир труда стали при-

чиной натянутых отношений между Ганттом и Тэйлором и его отчуждения от людей бизнеса.

Дисциплина и тренировка для тяжёлой упорной работы, которую Гантт получил в этой

школе, осталась с ним на всю жизнь. Гантт имел успех в школе МакДонагха и получил право

учиться в университете Джона Хопкинса. Он продолжал жить в школе, а в университет ездил каж-

дый день на пригородных послах. Закончив университет в 1880 г., он провёл 3 года в Школе Мак-

Донагха, преподавая естественные науки и физику. Затем он возобновил свою учёбу, на этот раз

в Технологическом Институте Стивенса. Гантт поступил туда в 1983 году, специализировался в

физике и электричестве, и закончил со специальностью инженер-механик в 1884 году. Закончив

Стивенс, Гантт вернулся в Балтимор и провёл 2 года в качестве чертёжника в фирме «Пул и

Хант», занимавшейся чёрными металлами.

Гантт, в отличие от Тейлора, интересовался уже не отдельными операциями и движения-

ми, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем

фактом, что задачи и методы их решения формулируются на основе того, что сделано ранее, или

чьего-нибудь мнения относительно того, как выполнять работу. Философию менеджмента Гантта

можно охарактеризовать его собственными словами: «Основные различия между наилучшей се-

годняшней и прежней системами состоят в способах планирования и распределения задач, а

также способах распределения поощрений за их выполнение»63. Следуя этому принципу, Гантт

поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления

систем формулирования задач и распределения поощрений и премий.

Его перу принадлежат книги «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное

руководство» (1916), «Организация труда» (1919). Работы Гантта характеризует сознание веду-

щей роли человеческого фактора в промышленности и убеждение в том, что рабочему человеку

должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существова-

ния, но и состояние удовлетворенности. Он писал: «Все, что мы предпринимаем, должно нахо-

диться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направ-

лять их развитие»64. Гантт полагал, что этот идеал может быть достигнут путем постановки перед

каждым рабочим конкретной производственной задачи с перспективой получения премии за ее

своевременное и точное исполнение. Уже в 1901 г. Гантт разработал первую премиальную сис-

тему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедре-

нием на ряде предприятий производительность труда на них возросла более чем вдвое.

В статье «Обучение рабочих навыкам промышленного труда и сотрудничества» (1908)

Гантт отмечал, что с формированием навыков индустриального труда задача приобретения зна-

ний и квалификации существенно упрощается. Если рабочих систематически обучать навыкам

промышленного труда, то становится возможным не только совершенствовать их производитель-

ные способности, но и развивать эффективную систему кооперации между рабочими и приказчи-

ками.

В книге «Организация труда» Гантт развивал мысли и относительно социальной ответст-

венности бизнеса. Ход его рассуждений вкратце таков: общество нуждается в услугах и товарах

вне зависимости от того, кому достанется прибыль от их продажи, поскольку от товарной массы

зависит само его существование; бизнесмены утверждают, что для них более важна прибыль, а

не отдача обществу; однако в глазах общества, помимо тех услуг и товаров, которые они ему

предоставляют, предприниматели не имеют никакого иного основания для существования. По-

этому «система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя преж-

де всего служению обществу, в противном случае общество в конечном счете предпримет попыт-

ку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интереса-

ми»65.

Гантт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного

планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков –

гантт-карты, позволивших благодаря их высокой информативности осуществлять контроль за за-

63 История менеджмента: Учебное пособие/Под ред. Д.В.Валового. - М.:ИНФРА, 1997,с. 174

64 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., Изд-во МГУ, 1991., с.53-54.

65 Там же с. 54

49

планированным и составлять календарные планы на будущее. Эти графики представляют собой

краткий перечень запланированных на определенные отрезки времени работ. Графики базируют-

ся на затрачиваемом времени в большей степени, чем на выпускаемом объеме 66. На многих

предприятиях и в настоящее время применяют диаграммы Гантта в качестве важного инструмен-

та формулирования и постановки задач.

Гантт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывал

убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не

только источник существования, но и источник удовлетворенности.

Но Гантт известен не только своей диаграммой, а также первым кто говорил о социальной

ответственности бизнеса 67.

В 1886 году Гантт, перед тем, как присоединиться к Мидвейл Стил в 1887 году, ещё раз

вернулся в Школу МакДонагха, на этот раз в качестве инструктора трудового обучения. В то вре-

мя, когда Гантт прибыл в Мидвейл Стил в качестве помощника в отделении инженерии, Ф. Тейлор

был уже главным инженером завода. В 1888 году Гантт был избран членом Американского Обще-

ства Инженеров-механиков, а также он стал ассистентом Тейлора. По словам Урвика и Бреха,

Гантт «был больше вовлечён в работу по выявлению более экономичных методов работы ма-

шинного оборудования, чем в техническую работу» 68. Очень разные Гантт и Тейлор нашли друг

друга, что выразилось в рабочих отношениях, которые длились несколько лет и включали в себя

работу над экспериментами в металлургии, а так же разработку принципов научного менеджмен-

та. Как пишет Уорен, это было так: «На идеи Гантта большое влияние оказал Тейлор, подобные

Тейлору элементы были в ранних работах Гантта. Выделение важности между трудом и управле-

нием, научный отбор работников, побудительная система, призванная улучшить производитель-

ность, детализированные инструкции по выполняемой работе и другие концепции были отражены

в работах Гантта». 69.

Однако Гантт добавил в работы Тейлора больше внимания к человеческой психологии и

занимался больше методом, чем противоположным методу делу - измерением. Подобно Тейлору,

Гантт был практическим изобретателем, и за время с 1901 по 1904 годы они вдвоем воплотили в

жизнь шесть совместных изобретений, которые касались установки контрольных температур при

закаливании металлических изделий труда. Гантт также сотрудничал с Тейлором и Карпом Бар-

том при разработке логарифмической линейки, которая была запатентована в 1904 году. Самым

значительным его изобретением было изобретение, касающееся разработки лекала стальных

слитков, которое уменьшили их ломкость, что снижало затраты. Асфорд прокомментировал это

так: к 1934 году примерно 25%, и вероятно, почти 50% всех стальных слитков в США отливалось

по лекалу, разработанному Ганттом.

Оба, Тейлор и Гантт, были уволены из Бетлехем Стил в 1901 году. С этого времени Гантт,

по словам его биографа, "начал настоящую работу своей жизни в качестве консультанта по со-

временному промышленному менеджменту." В 1901 году Гантт прочитал свою работу в амери-

канском обществе инженеров-механиков, а именно «Премиальная Система Оплаты Труда», кото-

рая явилась основой для его книги «Труд, Зарплата и Доход», опубликованной в 1913 году. Затем

он читает следующую свою работу в 1903 году, на этот раз связанную с карта-схемовым изобра-

жением потока продукции, названную «Графический Ежедневный Баланс в Производстве», ко-

торая позже была разработана в «Диаграмму Гантта». Помимо этого он предпринял несколько

проектов в «Америкэн Локомотив Кампани», «Бриггон Миле», «Вильяме Бразерс», в компании

Портлэнд и Тейбор Маньюфэкчеринг, устанавливая систему менеджмента Тейлора, как он при-

нял ее в Мидвейл, Симондэ и Бетлехем, но с добавлением своих методов «задание – и - возна-

граждение» и процедурой представления графического ежедневного баланса. В 1904 он стал

первым «экспертом по эффективности», работающим на текстильной фабрике в то время, когда

по рекомендации Тейлора он выполнял задание в «Сэйлс Бличериз», «Сэйлисвилл» и «Ро-

уд Айлэнд»70.

66 http://westrek.hypermart.net/scientific/ scientific 04.htm

67 http://www.inst-mgt.org.uk/

68John Sheldrake. Management Theory: from Teylorism to Japanization. – Boston, International Business Press, 1996, p.36

69 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., Изд-во МГУ, 1991., с.54.

70 Дункан У.Джек. Основополагающие идеи в менеджменте, с .27-38.

50

Гантт также реорганизовал завод («Сэйлс»), чтобы разбить «вдребезги» неформальный

контроль, производимый начальниками цехов. Сопротивление изменениям, вводимых им, в конце

концов привело к забастовке в одном из отделов, которая распространилась так, что привела к

остановке всего завода. Гантт отреагировал на это путем внедрения новой рабочей силы, вклю-

чая мастера, который был тренирован и применен на заводе для того, чтобы производство могло

восстановиться.

Это подтолкнуло его написать следующую работу «Тренировка Рабочей Силы в Промыш-

ленности», которую он прочитал в американском обществе инженеров-механиков в декабре 1908

года. Позже Гантт отнесет свою рукопись Тейлору, чтобы тот выразил свое мнение о том, следует

ли Гантту печатать эту работу. Несмотря на то, что мнение о работе у Тейлора сложилось нега-

тивное, Гантт решил не обращать на это внимание и напечатать ее, что послужило причиной

окончательного разрыва между ними. Позже Гантт изложил свои взгляды в работе «Современные

методы тренировки и подготовки», которая была написана в 1915 году.

Во время войны Гантт полностью разработал свою «Диаграмму Гантта». Его заданием ко-

ординации работы различных заводов и отделов, вовлеченных в войну, помогло ему разработать

бар-схему для тщательного планирования. Гантт использовал свои диаграммы (картосхемы) для

того, чтобы графически отразить в большей степени время, чем объем производства, что давало

возможность менеджеру отобразить прогресс в работе проекта и принять соответствующие меры

в случае отставания от плана. Гантт говорил, что принципы, на которых базируются его методы

использования диаграмм, легко понять.

Первый принцип: Все действия могут быть измерены количеством времени, требуемым

для их выполнения.

Второй принцип: Место, представляющее время, затрачиваемое на одну операцию, на

диаграмме можно выделить так, чтобы отразить также и количество действий, которые должны

быть сделаны за этот промежуток времени.

Если понять и запомнить два этих принципа, то вся система становится понятной - она

предлагает универсальное средство изображения на диаграмме всех видов действий, общим из-

мерителем которых является время.

В 1916 году он сформировал организацию, названную «Новая Машина», членами которой

стали инженеры и другие представители, неравнодушные к поиску причин ограниченной промыш-

ленной демократии.

Эта диаграмма не была никогда запатентована, и после смерти Гантта в 1919 году Уоллес

Кларк - один из членов консалтинговой фирмы Гантта - развил идею Диаграммы Гантта, назвав ее

в своей работе «Рабочий Инструмент Менеджмента», которая была опубликована в 1922 году.

Эта книга сделала очень много для международного распространения и принятия практических

аспектов работы Гантта. По словам Уорена, эта книга «была переведена на 8 языков, явившись

основой для русского централизованного планирования (пятилетки), стала для всего мира графи-

ческим средством планирования и контроля работы. Все последующие диаграммы и схемы кон-

троля за производством брали за основу работу Гантта71.

71 Там же, с.40

51

Наши рекомендации