Нормирование труда и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии.
Основными задачами нормирования труда является установление меры затрат труда, конкретным выражением которых являются:
а) нормы времени- время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы (в часах, минутах, секундах).;
б) нормы выработки- количество продукции, которое должно быть произведено рабочим в единицу времени.;
в) нормы обслуживания- это количество единиц оборудования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих.;
г) нормы численности- это количество рабочих или инженерно-технических работников (ИТР), установленное для обслуживания объекта или выполнения определенного объема работ..
Рабочее время, затрачиваемое на рабочем месте, делится:
- на нормируемое время- это время, необходимое для выполнения операции, работы.;
- ненормируемое время возникает при различных технических и организационных неполадках (в норму времени не входит):
- на подготовительно-заключительное (tп.з);
- основное (tо.с);
- вспомогательное (tвс);
- организационного обслуживания рабочего места (tо.о);
- технического обслуживания рабочего места (tт.о);
- отдых и естественные надобности (tе.н).
Заработная плата и основные принципы ее организации.
Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и особенностей производственного процесса. Однако основные принципы организации заработной платы являются общими для предприятий всех форм собственности и оговариваются в кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).
Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.
Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные работы.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств повышения эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.
При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение, организация сочтут такую систему наиболее целесообразной.
Правительством РФ утверждена Единая тарифная система (ЕТС) для учреждений и организаций бюджетной сферы. Остальные могут пользоваться ею, если считают это необходимым и полезным в качестве ориентира для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам.
Тарифные сетки могут применяться на предприятиях для определения соотношения в оплате труда рабочих разного уровня квалификации. Они содержат тарифные разряды и тарифные коэффициенты. При этом каждому разряду соответствует определенный тарифный коэффициент. Тарифный разряд отражает степень сложности, точности и ответственности работ и уровень квалификации рабочего, необходимый для ее выполнения. Тарифный коэффициент показывает отношение часовой тарифной ставки (размера оплаты труда рабочего в час) соответствующего разряда к часовой тарифной ставке первого разряда.
При сдельной системе оплату труда производят в зависимости от количества произведенной продукции или объема выполненных работ. Ее применяют при следующих условиях:
- возможности учета выработки и нормирования работ;
- отражения в выработке рабочих конечных результатов труда.
Содержание процесса управления.
22.Управленческие решения в области планирования и организации производства.
Под управленческим решением понимается нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат. Когда говорят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) найденный, но еще не осуществленный вариант действий; 2) сам процесс решения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути; 3) итог деятельности.
Принятие управленческого решения — это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
· стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства и др.);
· подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
· сфера действия (технические, экономические и другие решения);
· цель (коммерческие и некоммерческие);
· ранг управления ;
· масштабность;
· организация выработки (коллективные и личные);
· продолжительность действия (стратегические, тактические и
· оперативные);
· объект воздействия (внешние и внутренние);
· методы формализации (текстовые, графические и математические);
· формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание и просьба);
· сложность;
· способ передачи (вербальные, письменные и электронные).
Краткая характеристика управленческих решений:
1)Интуитивные стохастические управленческие решения характерны для простых ситуаций с небольшим числом учитываемых факторов и на короткий промежуток времени, чаще всего это оперативные решения по простым объектам;
2)Рациональные стохастические решения учитывают большее число факторов при той же степени неопределенности, чаще всего это оперативные решения по сложным объектам;
3)Оптимальные стохастические решения учитывают еще большее число факторов при той же степени неопределенности, чаще всего это оперативные решения по очень сложным объектам;
4)Интуитивные вероятностные управленческие решения учитывают незначительное число оцениваемых факторов при высокой степени неопределенности ситуации, т.е. при неустойчивости факторов макро- и микросреды и значительной продолжительности реализации решения;
6)Рациональные вероятностные решения отличаются от предыдущих несколько большим числом оцениваемых факторов;
7)Оптимальные вероятностные решения относятся к наиболее сложным, так как характеризуются значительным числом оцениваемых факторов и высокой степенью неопределенности.
· Место решения в процессе управления.
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле - это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);
- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- по сложности (простые и сложные);