Особенности экономической стратегии России в связи с изменениями в мировой энергетике
В связи с процессами глобализации и обострением энергетических и топливных проблем российские производительные силы стоят перед вызовом.
История после 50-х годов ХХ столетия на примере Японии, Ю. Кореи, Таиланда, Сингапура, Тайваня, показала, что экономически выгоднее строить промышленные производства на берегах океана с теплым климатом и человеческими ресурсами, привыкшими к скромному потреблению, чем внутри континента с тяжелым климатом и богатыми минеральными ресурсами (нефть, руда и т.д.). Это определяется относительной дешевизной морского транспорта по сравнению с железнодорожным и автомобильным при перемещении многотоннажных грузов. Т.е. океаническая береговая линия, теплый климат порой является большим ресурсом, чем нефть в Сибири, руда и газ на Крайнем Севере. Сибирь и Крайний Север становятся всего лишь поставщиками сырья в глобализирующем мире. Поэтому имеет место теорема.
Теорема 1: При свободном перемещении товаров и капиталов производственные мощности, связанные с большой переработкой, затратами труда и энергии, будут концентрироваться на побережье Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Таиланд, Корея и др.), и большая часть населения России потеряет работу. Россия имеет умеренно избыточные возможности производства нефти (3 т/чел.•год; для сравнения, в аномально избыточных нефтяных странах, таких как Саудовская Аравия, Кувейт и Норвегия добывается 40 т/чел.•год.), что не позволяет ей обеспечить приемлемый уровень жизни большинства населения только за счет вывоза сырья. Далее значительная часть производственных мощностей в России, связанных со значительным переделом, не только устарела и неэффективна, но и развалилась за 15 последних лет. Многие высокотехнологические производства в машиностроении, не работая 15 лет, потеряли не только инженеров, но и своих рабочих. Да и природные условия, и огромная территория увеличивают затраты на производство и транспорт.
Складывается парадоксальная ситуация, когда экономические интересы нефтяного сектора России противоречат интересам остальной части страны, т.к. нефть, добытую в России, выгоднее экспортировать, чем продавать ее для переработки внутри страны. При нынешнем экономическом порядке российские производительные силы, имея низкую эффективность и избыточные затраты, не выдерживают конкуренцию за использование отечественного сырья. В итоге имеет место следующая теорема.
Теорема 2: Развитие производительных сил России и ее производственного потенциала возможно только при следующих условиях:
· ориентации на внутренний рынок,
· защите от избыточного экспорта сырья,
· защите от избыточного импорта товаров, особенно роскоши.
Отсюда следует, что в России вместо бесперспективной ориентации на привлечение инвестиций с помощью макроэкономической либерализации, для обеспечения ускорения экономики и саморазвития необходимо укреплять и ориентироваться на внутренний рынок и внутренние ресурсы. Оценка величин природно-ресурсной ренты и оправданного экспорта нефти.
Чтобы оценить объем сверхдоходов за счет нефти, рассмотрим, на какие компоненты распределяется выручка от продажи российской нефти.
По оценкам специалистов, производственные затраты на нынешних российских месторождениях вместе с транспортом с запасом должны составлять около 60 $/т. Но нефтяные компании не занимаются сокращением издержек, бесконтрольно оплачивают избыточно дорогой и менее эффективный, чем при советской власти менеджмент. В результате в производственные расходы (себестоимость) относят 100 $/т. Отчисления в казну в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортной пошлины и налога на прибыль составляют 225 $/т. Экспорт в дальнее зарубежье идет по мировым ценам. Ныне это 440 $/т. Таким образом, чистая прибыль составляет 440 – 100 – 225 = 115 $/т, т.е. более 100% от даже завышенных производственных затрат. Если в производственные затраты относить не 100 $/т, а 60 $/т и чистую прибыль привести в более разумный предел (не 115 $/т, а 45 $/т), то государство может собрать не 225 $/т, а в полтора раза больше. Экспорт нефти и нефтепродуктов только в дальнее зарубежье составляет 270 Мт/год. И российское государство, собирая за счет экспорта нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье 225 • 270 = 60 Г$/год, недобирает 30 Г$/год, оставляя их в виде сверхдоходов нефтяных компаний.
Остальная нефть (180 Мт/год) реализуется в основном в виде нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и мазут) на внутреннем рынке и в странах СНГ по более низкой цене (7500 руб./т приблизительно 260 $/т), но без экспортной пошлины. Отчисления в казну составляют 75 $/т. Здесь расчетные производственные расходы вместе с транспортом и переработкой составляют 110 $/т, что почти в два раза завышено из-за неэффективного менеджмента и коррупционных расходов. В итоге чистая прибыль, хотя и меньше, чем от экспорта нефти, но все равно аномально велика и равна 75 $/т, т.е. 70% от завышенных производственных затрат и 150% от нормализованных. Об избыточности затрат свидетельствует тот факт, что хотя цена нефти на внутреннем рынке почти в два раза меньше, чем на мировом рынке, стоимость жидкого топлива у нас равна стоимости в США, где производители топлива покупают нефть по мировым ценам.
Сейчас стали говорить, что чистая прибыль нефтяных компаний составляет всего 20%, имея в виду 20% от цены нефти. Это примерно верно: 115 $/т от 440 $/т составляет 26%, но значительность прибыли (рентабельность) определяется отношением не к цене, а к расходам. А расходы на производство нефти, даже будучи завышенными (100$/т вместо 60$/т), много меньше цены. Т.е. даже по отношению к завышенным расходам рентабельность нефтяного производства аномально высока: 117%, а по отношению к более приемлемым расходам она сверхизбыточна: 200%. А это уже ближе к наркобизнесу. Ведь рентабельность даже в 20% считается высокой.
Государство должно найти в себе волю, «научиться» добирать сверхдоходы и направлять на развитие народного хозяйства. Иначе – гибель отечественного производства.