Тест на выявление стиля руководства трудовым коллективом.
(Источник: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /Под ред. А.Ф. Кудряшова. – «Петраком», Петрозаводск, 1992).
Задание.
Используя опросник для выявления стилей руководства трудовым коллективом в организации, определите концепцию управления организацией.
Инструкция: опросник содержит 16 утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами «а», «б», «в». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.
Интерпретация.
Директивный компонент – Д. Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция между ним и подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений.
Попустительский компонент (пассивное невмешательство) – П. Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный стиль – К. Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.
Текст опросника
а | б | в |
1. Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему. | Старается решать все вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы. | Некоторые дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие. |
2. Вечно что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит. | Приказывает так, что хочется выполнить. | Приказывать не умеет. |
3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. | Руководителю все равно, кто у него работает заместителем, помощником. | Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей и помощников. |
4. Его интересует только выполнения плана, а не отношение людей друг к другу. | В работе не заинтересован, подходит к делу формально. | Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми. |
5. Наверное он консервативен, так как боится нового. | Инициатива подчиненных руководителем не принимается. | Способствует тому, что подчиненные работают самостоятельно. |
6. На критику руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней. | Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это. | Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает. |
7. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность. | Ответственность распределяет между собой и подчиненными. | Руководитель единолично принимает решения и отменяет их. |
8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. | Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю. | Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали. |
9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными. | Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. | Для выполнения какой-либо работы ему часто приходится уговаривать своих подчиненных. |
10. Всегда общается с подчиненным вежливо, доброжелательно. | В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие. | По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым. |
11. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. | В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства. | Критические ситуации не изменяют способа его руководства. |
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем знаком. | Если чего-то не знает. Не боится этого показать и обращается за помощью к другим. | Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны. |
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек. | Он требователен, но одновременно и справедлив. | О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым. |
14. Контролирует результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных. | Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. | Контролирует работу от случая к случаю. |
15. руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок. | Часто делает подчиненным замечания, выговоры. | Не может влиять на дисциплину. |
16. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении. | С руководителем работать интересно. | Подчиненные предоставлены сами себе. |
Опросный лист Ключ
1. а б в 9. а б в 1. д к п 9. д к п
2. а б в 10. а б в 2. д к п 10. к п д
3. а б в 11. а б в 3. к п д 11. п д к
4. а б в 12. а б в 4. д п к 12. д к п
5. а б в 13. а б в 5. п д к 13. п к д
6. а б в 14. а б в 6. к д п 14. к д п
7. а б в 15. а б в 7. п к д 15. к д п
8. а б в 16. а б в 8. к п д 16. д к п
Приложение 3. Методика определения характера моделирования социальной системы на основе исследования организационной культуры компании.
Тест на выявление уровня организационной культуры предприятия.
(Источник: Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: УЦ «Перспектива», 1997).
Задание. Исследуя уровень организационной культуры, определите характер социальной модели организации: в какой степени сочетаются элементы детерминированной, организматической и социальных систем, и как это отражается на уровне организационной культуры предприятия.
Инструкция.
Перед вами представлена серия утверждений, составляющих организационную культуру предприятия. Они сгруппированы в четыре блока: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль.
При оценке используйте десяти бальную шкалу. Если утверждение полностью совпадает вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если абсолютно не совпадает, то поставьте 0 баллов.
Утверждения | Оценка (баллов.) |
1. На нашем предприятии вновь принятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью. | |
2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников. | |
3. Наша деятельность четко и детально организована. | |
4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников. | |
5. Все, кто желает, могут приобрести новую специальность. | |
6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций. | |
7. У нас принимаются своевременные эффективные решения. | |
8. Рвение и инициатива работников у нас поощряются | |
9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности. | |
10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др. | |
11. Наши работники участвуют в принятии решений. | |
12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом. | |
13. Рабочие места у нас обустроены. | |
14. У нас нет перебоев с получением внутрифирменной информации. | |
15. У нас организована продуманная профессиональная оценка деятельности работников. | |
16. Взаимоотношения руководства с работниками достойны высокой оценки. | |
17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой. | |
18. У нас поощряется двусторонняя коммуникация. | |
19. Дисциплинарные меры у нас применяются как исключение. | |
20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников. | |
21. Работа для меня интересна. | |
22. На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству. | |
23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетов всех реальностей обстановки. | |
24. Рвение к труду у нас всячески поощряется. | |
25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная. | |
26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления. | |
27. В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками. | |
28. Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения. | |
29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию. | |
Общий итог подсчета баллов |
Обработка полученных результатов тестирования.
1. Подсчитайте общий балл, сложив показатели всех ответов.
2. Подсчитайте общий балл по каждому блоку:
а) работа – 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25;
б) коммуникации – 2, 6, 10, 14, 18, 22;
в) управление – 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28;
г) мотивация и мораль – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.
Интерпретация.
Уровень организационной культуры определяется по общей сумме баллов. Наибольшее количество баллов – 290, наименьшее – 0. Показатели свидетельствуют о следующих уровнях организационной культуры:
290 – 261 – очень высокий;
260 – 175 – высокий;
174 – 115 – средний;
ниже 115 – имеет тенденцию к деградации.
Приложение 4. Методики оценки влияния окружающей среды на деятельность компаний.