Группа в системе организации.

Группа есть основа организации, поскольку через группу опосредуются основные социальные свойства любой организационной структуры. Группы в совокупности с поведенческими нормами, отношениями в процессе совместной деятельности людей, составляют специфическую социальную среду, в которой отдельные личности реализуют свои интересы и цели. Поэтому понимание того, как образуются группы, какую роль они играют в процессе организационного развития, является одной из важнейших задач в деле управления организацией.

Рассматривая группу как социальную категорию важно понимать, что она образуется для реализации целей создающих ее людей. Отсюда следует, что социальными свойствами группы являются организационные цели, функции и мотивы поведения, которые стимулируют ее членов к деятельности, направленной на получение эффективного результата. При этом необходимо подчеркнуть, что не любая группа индивидов обладает системообразующими признаками, которые способствуют объединению людей в организацию.

Далее мы будем рассматривать те социальные группы, которые обладают двумя основными организационными признаками. К таким признакам относятся: а) ориентация людей, объединяющихся в группу на реализацию взаимосвязанных личностно значимых целей совместной деятельности, которые направлены на достижение эффективности организации; б) высокая степень формализации отношений в процессе совместной деятельности в рамках одной организации.

Это позволит понять, почему в составе организации имеют место как неформальные, так и официальные группы; что обеспечивает возможность эффективно координировать и контролировать действия членов группы, осуществляющих разные функции; и, наконец, сущность управления как особой социальной функции, обеспечивающей групповую динамику и эффективность организации в целом.

Возникновение и консолидация групп в составе организации является следствием организационного развития и связано с формированием структуры организации. Анализируя различные подходы к определению группы в составе организации, можно выделить рад существенных характеристик, которыми обладают такие группы.

Прежде всего, группы, возникающие вследствие развития организации, являются реальными. То есть они реально существуют как социальные общности в определенном пространстве и времени. Их члены осознают свою принадлежность к группе и связаны между собой объективными взаимоотношениями, которые характеризуются общностью целей, а также внешней и внутренней организацией.

Реальные группы подразделяются на два основных типа: большие группы и малые группы.

Среди больших групп, отличающихся значительным числом участников совместной деятельности, выделяют стихийные объединения, кратковременные объединения и длительно существующие устойчивые общности людей, такие как общественные классы, профессиональные союзы и прочие социальные образования. Как правило, под влиянием больших групп формируются общественные нормы организационного поведения, на которые ориентируются малые группы и отдельные участники совместной деятельности.

К малым группам относятся группы с количеством участников не менее дух человек, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, имеют общую цель и признают свою принадлежность к группе и установленные в ней нормы поведения.

Среди малых групп можно выделить первичные группы и вторичные группы. Характерными чертами первичной группы являются пространственная близость, ее участников при выраженной индивидуально личностной идентификации, единство целей, признание общепринятых норм морали и устойчивость паттернов организационного поведения при высокой степени солидарности. Вторичным группам, в принципе, характерны те же черты, что и для первичных групп. Отличным является то, что вторичная группа, как правило, формируется не по индивидуально личностным, а по профессионально качественным признакам в соответствии с необходимостью выполнять заданные производственные функции.

Малые группы, образующиеся в составе одной организации, могут носить как официальный, так и неформальный характер. Официальные группы отличаются высокой степенью формализации. Они создаются в связи с производственной необходимостью и закрепляются официальными документами, например штатным расписанием, приказом, письменным распоряжением. Таким группам определяются формальные планы, производственные задания и утверждаются формы отчетности и методы контроля. Отношения в таких группах оформляются юридически. Неформальные группы, так же могут формироваться в связи с производственной необходимостью, например, временные творческие бригады. Однако их деятельность не закрепляется приказами и иными официальными документами. В рамках официальной группы может возникнуть неформальная группа по интересам, например, к новаторской деятельности. То есть неформальные группы характеризуются большей независимостью от официальной структуры организации и свободой выбора в плане принятия решений, если они не противоречат общепринятым нормам организационного поведения.

Помимо названных характеристик групп в составе организации, следует обратить особое внимание на одну из важных в социологии управления категорий, в качестве которой выступает референтная группа.

Референтная группа.

К теории референтных групп обратились социальные психологи в начале 40-х годов. Ее основоположниками считаются американцы Г. Хаймон, Т. Ньюкомб, М. Шериф и некоторые другие ученые.

Понятие «референтная группа» впервые было введено в научную лексику социологом и психологом Гербертом Хаймоном.В1942 году вышла в свет его книга «Архивы психологии», в которой Г. Хаймон дал определение данного понятия. В частности под референтной группой он понимал социальную общность, которую индивид использует для сравнения и оценки своего собственного положения и поведения. В качестве референтных групп могут выступать различные социальные общности – от семьи до класса. Как правило, референтной группой становится для индивида такая группа, к которой он принадлежит сейчас, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем.

Выбирая себе референтную группу, индивид учитывает такие ее характеристики, как образ жизни, престиж, доход и прочие ценности, которые для него являются личностно значимыми. Все референтные группы делятся на два типа: 1) компаративная референтная группа, то есть группа, представляющая собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и 2) нормативная референтная группа, которая играет регулятивную роль по отношению к поведению индивида. В этой связи референтная группа рассматривается как некий эталон социальной системы, который может привлекать индивида своими параметрами и определять характер его социального поведения. Поэтому термин «референтная группа» используется как синоним термину «эталонная группа»

Г. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной, или эталонной, группой, которая служит критерием для сравнения. Позднее, в 1950 году объяснение сущности этого различия в контексте функционирования социальной системы дали Роберт МертониАлис Кит. Им принадлежит наиболее развернутый анализ феномена референтной группы, который лег в основу соответствующей теории. Согласно этой теории референтные группы – это сообщества, представляющие интересы, установки, ценности, на которые ориентируются индивиды.

Индивид может принадлежать референтной группе или не принадлежать ей, но ориентироваться в формировании установок и конструировании своего поведения на избранное им социальное сообщество. То есть, человек не обязательно непосредственно принадлежит к своей референтной группе. Группа членства и референтная группа могут не совпадать.

Выясняя соотношение между референтной группой и группой членства, исследователи вводят категорию «граница группы». Для определения границы группы Мертон выделяет три критерия: а) частота взаимодействия членов внутри группы, б) рассмотрение индивидом себя в качестве члена этой группы, в) рассмотрение индивида «другими» членами и не членами выбранной индивидом группы в качестве члена именно этой группы.

Группа членства, или группа непосредственного взаимодействия, по Мертону – это то социальное окружение, в котором индивид реализует себя через конкретный вид деятельности. Если членство в данной группе для индивида являются личностно значимыми, то и ценности, на которые опирается данная группа: нормы и паттерны поведения, субкультура – являются предметом личностного присвоения индивида. В этом случае группа непосредственного взаимодействия трансформируется в референтную группу. И наоборот, если смыслы и ценности, которыми руководствуется группа в процессе своей деятельности, не совпадают со смыслами и ценностями индивида, но членство в группе определяется мотивами, например, только экономического характера, такая группа референтной быть не может. Ценности и нормы организационного поведения, доминирующие в такой группе, для индивида привлекательными не являются. Однако это не означает непременного разрыва индивида с группой членства, хотя фокус интересов его находится за границами группы.

Границы группы непосредственного взаимодействия определить не сложно. Членство в ней носит в большей степени формальный характер. Так, например, место сотрудника в структуре организации определяется штатным расписанием, а его функции соответствующими инструкциями и должностными обязанностями. Членство или не членство сотрудника в данной группе определяется артефактами, такими как трудовой договор, приказ о назначении, факт наличия которых можно легко подтвердить.

В отличие от групп членства границы референтных групп не имеют четкого выражения. Это связано с тем, что референтные группы как тип социальной системы весьма изменчивы и обладают высокой степенью неопределенности. Изменчивость и неопределенность таких социальных образований проявляется в том, что членство в референтной группе чаще всего является неформальным. Поэтому члены групп свободны в своем выборе и могут легко покидать группу или входить в нее. Причем членство в референтной группе не является очевидным фактом и трудно фиксируемо. Из этого следует, что для диагностики количественных и качественных показателей, характеризующих референтную группу недостаточно критериев, с помощью которых оценивается группа непосредственного взаимодействия.

Исследуя эту особенность, Роберт Мертон пришел к выводу о том, что степень членства в референтной группе может определяться, в частности, посредством изучения объема взаимодействия каждого индивида с другими членами данной группы. В этой связи Р. Мертон вводит категории «номинальный член» и «периферийный член» референтной группы. Давая определение названным категориям, он отмечает, что номинальный член группы – это лицо, которое определяется «другими» как включенное в групповую систему социального взаимодействия, но прекратившее взаимодействовать с ними в рамках выбранной группы.

Периферийный член группы – это лицо, снивелировавшее объем всего социального взаимодействия с «другими» в данной группе до такой степени, что ими может контролироваться только часть его поведения. При этом следует заметить, что такие характеристики социальной системы, как стабильность и изменчивость, определенность и неопределенность влияют больше всего на численность номинальных членов референтной группы. Это объясняется тем, что по мере изменения факторов социальной среды меняются и условия, в которых протекает социальное опосредование личностей интегрирующих в группы, и групп, интегрирующих в организации. Так, например, смена руководства подразделения или организации нередко вызывает усиление конфликтных ситуаций. Это обусловлено увеличением полярности между референтной группой и группой непосредственного взаимодействия. Новые менеджеры выстраивают деятельность в контексте своих смыслов и ценностей, которые, как правило, доминируют в выработке норм и паттернов организационного поведения над смыслами и ценностями подчиненных. Продолжая являться членом группы непосредственного взаимодействия, индивид может утратить связь с референтной группой, которой была для него группа членства до смены руководства. Новые правила, нормы организационного поведения и культивируемый менеджерами тип организационной культуры могут не совпадать с его личностными установками и ценностными ориентациями. В таком случае индивид либо покидает группу, например, прекращает свою деятельность в данном подразделении или организации, либо, продолжая деятельность, переходит из реальных членов референтной группы в номинальные.

Положение «не членов» по отношению к референтной группе также является важным для определения ее границ. Это отношение является весьма разнородным. В одних случаях это индивиды, которые, оставаясь за границей группы, имеют реальное право на членство в ней. В других – это индивиды, не имеющие ренального права на членство в референтной группе, но соотносящие себя с ней. Так же индивидов, являющихся «не членами» референтной группы, можно различать по установке и мотивации вхождения в референтную группу. Одни, например, идентифицируют себя в выбранной эталонной группе и проявляют стремление ей принадлежать, а другие считают выбранную группу эталонной, но принадлежать этой группе не желают.

Опираясь на эти параметры в определении границ референтной группы, Р. Мертон выделил шесть типов индивидов – «не членов» группы:

1). Кандидаты в члены референтной группы. Они имеют устойчивую мотивацию вхождения в группу и стремятся ей принадлежать посредством деятельностной идентификации.

2). Маргинальные личности. Это индивиды, которые желают войти в эталонную группу, но не имеют права членства в ней. Будучи ориентированными, на ценности и нормы эталонной группы, маргинальные личности могут быть объектом критики со стороны членов группы непосредственного взаимодействия за фокусировку интересов индивида за пределы границ группы, которой они принадлежат.

3). Потенциальные члены. Они имеют право на членство в референтной группе и могут быть в нее приняты «другими», принадлежащими этой группе. Однако потенциальные члены не рассматривают себя в качестве реальных ее членов, поэтому данная группа не является для них эталонной.

4). Независимые «не члены». Они не имеют права на членство и не рассматривают группу в качестве эталонной.

5). Автономные «не члены». Эти индивиды не желают принадлежать эталонной группе в силу различных мотивов, хотя группа их привлекает, и они имеют право на членство в ней.

6). Антагонистические «не члены». Этих индивидов группа может привлекать как эталонная, однако члены этой группы не заинтересованы в их членстве, а потому отношение «не членов» к группе в целом негативное.

Таким образом, кандидаты в члены и маргинальные личности имеют устойчивую установку на членство в референтной группе; потенциальные члены и независимые «не члены» индифферентны к эталонной группе; и автономные «не члены» и антагонистические «не члены» категорически не желают присоединяться к референтной группе, что говорит о нестабильности такой группы.

Большое значение для стабильности референтной группы являются установки и мотивация бывших ее членов, которые выбыли из нее по разным причинам, но сохраняют индифферентное отношение к ней. В таких случаях бывшая референтная группа может эволюционизировать в негативную референтную группу. Негативная эталонная группа – реальная или мнимая референтная группа, ценности и нормы организационного поведения которой, в силу известных причин, отталкивают индивида на столько, что он стремится избежать с ней контакта.

Таким образом, референтных групп, в принципе, может быть много. Любая из тех групп, в которой индивид является или являлся членом, а таких сравнительно немного, точно так же, как и группы, членом которых он не является, а таких групп значительно большее количество, могут быть для него привлекательными при формировании его личностных установок, оценок и поведения.

Разрабатывая концепцию референтных групп, Мертон не ограничился простым утверждением о том, что это – группы, на которые индивид ориентируется в своем поведении. Он ввел категории «степень членства» и «характер ориентации» на группу, что является существенным для практического применения теории референтной группы и возможности оперировать данным понятием в ходе исследования, например, групповой динамики. При выборе индивидом группы в качестве референтной, большое значение играет конкретный набор различных свойств и характеристик, которые влияют на функционирование и эффективность группы. В этой связи целесообразно рассмотреть те свойства группы, которые являются доминирующими в определении ее индивидом как референтной (таблица 3).

Таблица 3. Определение свойств референции (по Мертону).

Свойства Характеристики
1. Четкость или расплывчатость социальных определений «членов» и «не членов» группы. При нечетком социальном определении членства неясны ролевые требования и обще принятые нормы организационного поведения, что в значительной степени может затруднять возможность контроля деятельности индивида.
2. Степень включенности индивида в группу. Индивид может быть включен в группу тотально или сегментарно. При тотальной включенности группа наиболее полно охватывает стороны жизни своих членов, а при сегментарной включенности регулирует лишь отдельные участки их индивидуальной жизни. По Мертону, чем полнее группа определяет индивидуальную жизнь своих членов, тем больше вероятность ее референции.
3. Ожидаемая продолжительность членства в группе. Ожидаемая продолжительность членства в выбранной группе определяет мотивы и характер поведения ее членов. Если индивид предполагает долгое время быть реальным членом группы, то и установки на позитивную идентификацию в ней будут более устойчивыми. Устойчивость установок на позитивную идентификацию, в свою очередь, влияет на выработку паттернов группового поведения и определяет степень стабильности референтной группы.
4. Ожидаемая продолжительность существования группы. Это свойство определяет степень включенности и способ опосредования индивида в деятельности группы. Субъективные оценки смыслов и ценностей, на которые опирается референтная группа, позволяют прогнозировать ее устойчивость и эффективность как социальной общности. От того, насколько данные характеристики будут совпадать с личностными установками и смыслами индивидов, настолько группа может рассматриваться индивидом в качестве референтной. Поэтому ожидание продолжительности существования референтной группы связано с ожиданием ее стабильности в контексте личных перспектив индивида.
5. Открытость и закрытость группы. Данное свойство характеризует уровень доступности группы. Поскольку границы референтной группы весьма подвижны, что и определяет ее открытость или замкнутость, то это свойство выступает в качестве одного из критериев членства и оказывает влияние на действие механизмов выбора индивидом группы как референтной.  
6. Завершенность группы. Завершенность группы характеризуется соотношением действительных и потенциальных членов референтной группы, что показывает, насколько эталонная группа удовлетворяет критериям выбора ее с обеих сторон. В целом данное свойство свидетельствует о степени стабильности или неопределенности членства по отношению к ней и служит одним из критериев реферирования.
7. Уровень социальной дифференциации. Свойство социальной дифференциации определяет степень включенности индивида в систему межличностных отношений на уровне функционального разграничения членов группы. Данное свойство характеризует статусы и роли членов группы и связано с соответствующими ожиданиями индивида относительно своей мобильности в организационной структуре референтной группы.
8. Степень и типы социальной сплоченности. Данное свойство характеризуется степенью полярности между группой членства и референтной группой. Чем меньше полярность, тем благоприятнее условия для трансформации группы членства в референтную группу. При наиболее полном удовлетворении ожиданий индивидов, входящих в группу возрастает и ее сплоченность как социального сообщества. Социальная сплоченность проявляется в нескольких видах: 1) культурно обусловленная сплоченность, возникающая на основе личностного присвоения обще групповых норм и ценностей; 2) организационно обусловленная сплоченность, являющаяся следствием реализации личностных и обще групповых целей совместной деятельности; 3) сплоченность, обусловленная межгрупповым противостоянием и внутри групповой конфликтностью.
9. Характер социальных отношений, свойственных конкретному типу группы. Используется для определения типа группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, большие и малые группы и т.д.), а также характера типовых действий в группе.
10. Система нормативного контроля. Данное свойство помогает выявлять особенности групп и организаций в зависимости от существующей системы нормативного контроля. Различным типам групп свойственны разные формы контроля: формализованные (законодательные) и неформальные (этические).
11. Социальный статус и социальная роль группы в системе межгруппового взаимодействия.   При выборе индивидом референтной группы определенной ценностью является место и социальная значимость группы в системе организации. Это может в известной степени влиять на его самооценку, а также служить фактором, влияющим на идентификацию, как в группе, так и за ее границами, способствуя тем самым самоутверждению индивида.

Представленные характеристики показывают, что принадлежность индивидов различным группам в составе организации разнородно по различным параметрам, что в свою очередь требует разработки таких методик, которые могли бы достаточно точно определить границы группы и ее внутреннюю динамику.

Групповая динамика.

В современной психологической литературе понятие «групповая динамика» определяется как характеристика, отражающая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов. Эти процессы характеризуют весь цикл жизнедеятельности малой группы: образование, развитие, функционирование, стагнацию, регресс, распад.

К процессам групповой динамики относятся:

а) руководство и лидерство;

б) принятие групповых решений;

в) выработка групповых ценностей, установок, норм и правил организационного поведения;

г) формирование функционально ролевой структуры группы;

д) формирование сплоченности; е) возникновение и разрешение конфликтов;

ж) групповое давление и другие способы регуляции поведения индивидов.

То есть все те процессы, которые обусловливают изменения, происходящие в группе в разные периоды ее развития.

В контексте групповой динамики можно рассматривать группу как социальную общность людей, которая характеризуется ограниченным числом реальных членов, между которыми возникают постоянные контакты, на основе функционально ролевой дифференциации, взаимозависимости, совместимости ценностных ориентаций, установок и общих целей и норм поведения.

Теория групповой динамики, как системное научное знание, опирается на положение о том, что единственной социальной реальностью, непосредственно данной исследователю, являются индивиды, поскольку они составляют малые группы и вступают между собой в различные формы отношений.

Понятие групповой динамики было сформулировано в 40-е годы ХХ века немецким ученым, представителем гештальтпсихологии Куртом Левиным для обозначения области социальных наук, изучающих эту реальность.

Исходными принципами, на которых построена теория групповой динамики, являются следующие: во-первых, малые группы могут быть представлены как целостные социальные образования; во-вторых, законы, характеризующие процессы, протекающие в малых группах, могут отражать в себе закономерности, обусловливающие развитее более крупных социальных образований, например, организации в целом.

В этой связи научные исследования в области групповой динамики касаются природы групповых связей, отношений внутри группы, влияния групповых стандартов на поведение индивидов, динамики власти и подчинения, структуры власти, стилей лидерства, процессов принятия групповых решений, конформизма и группового давления, социальных установок и тому подобного.

Понятие «групповая динамика» разнопланово. В современной научной литературе существует несколько его значений: 1) групповая динамика как одно из направлений исследования малых групп; 2) групповая динамика как вид лабораторного эксперимента, используемый для изучения социальных установок и межличностных отношений в малой группе; 3) групповая динамика как совокупность динамических процессов, происходящих в группе в единицу времени.

Понятие групповой динамики, также, включает в себя и ряд научных концепций, которые рассматривают разные стороны данного явления. Это теории: «социального поля» (К. Левин, М.Дейч, Дж. Картрайт, Р. Липит); «социального взаимодействия» (Р.Ф. Бейлз, У.Ф. Уайт, Хоманс); «социальных систем» (Т.М. Ньюком, Р.М. Стогдилл); «статики и построения социальных моделей» (Р.Р. Буш, Г.А. Саймон, Дж. Френч, Дж.К. Хемфилл); «социометрии» (Е.Ф. Богат, Г. Линдсей, Морено) и другие.

На групповую динамику оказывают влияние различные факторы. К таким факторам относятся пол и возраст индивидов, их индивидуально психологические особенности и уровень образования, социальный и личностный статусы, а также размер группы и ее состав. Особую роль играют такие факторы как смыслы и ценности, на которые опираются индивиды, их внутренняя культура и способы самоидентификации в социальной среде. В зависимости от влияния разных факторов определяются и характеристики групповой динамики в конкретной реальной группе.

К базовым характеристикам групповой динамики относятся: цели группы, общегрупповые нормы поведения, структура группы, групповые роли и статусы, групповое напряжение и сплоченность, рост и развитие группы. Рассмотрим каждую из них.

Цели группы.

Формирование целей и задач группы создает основу для активной деятельности ее членов. Если рассматривать группу как формальную, то необходимо учитывать, в какую систему практической работы вовлечена данная группа. Цель группы определяется, как правило, философией организации и функционально ролевыми характеристиками, зависящими от специфики деятельности организации. Определенная направленность деятельности позволяет членам группы понять смысл и осознать значение групповых действий, а также соотнести собственные смыслы и цели со смыслом и целями организации. На процесс целеполагания в известной степени влияют и целевые установки руководителей и лидеров группы. Как правило, они являются доминирующими при выработке общих групповых целей и паттернов группового поведения. Совпадение или несовпадение этих установок с ожиданиями остальных членов группы, соответственно, будут влиять на групповую динамику, порождая или устраняя конфликты и вызывая соответствующие реакции и действия. Поэтому при грамотном руководстве группой очень важно разобраться в проблемах и потребностях каждого участника совместной деятельности, помочь ему понять цели группы и изменить собственные установки, создавая тем самым благоприятные условия для достижения адекватной социальной адаптации и эффективного взаимодействия с другими членами группы.

Групповые нормы поведения.

Под нормами группового поведения понимается совокупность правил, требований и стандартов поведения, которые призваны регулировать отношения и взаимодействие между ее членами. Групповые нормы могут быть формализованными, то есть представленными в виде приказов, инструкций, правил, утвержденных руководителями. А могут быть и неформальными, представляющими собой глубокое личностное образование каждого участника совместной деятельности, такие как личностные установки, убеждения, мнения. Групповые нормы определяют, какие действия членов группы расцениваются как правильные, а какие не правильные. Какое поведение является допустимым, а какое не допустимым. Какие результаты деятельности индивидов и группы в целом являются желательными, а какие не желательными. Другими словами нормы группового поведения направлены на то, чтобы сформировать у членов группы представление о том, какая работа и какое поведение ожидается от них.

Нормы группового поведения можно подразделить на две категории: а) нормы, выработанные руководством организации или руководителем группы, и б) нормы, выработанные группой в результате длительного взаимодействия ее членов.

Нормы, которые задаются руководством организации, определяются, прежде всего, функционально-ролевой дифференциацией и целями, обусловленными стратегиями организации в целом. Такие нормы организационного поведения служат выполнению производственных задач и выполняют функции управления и контроля. В большинстве случаев они носят формализованный характер.

Нормы, вырабатываемые группой, основываются в большей степени на смыслах и ценностях членов группы, но в контексте организационных норм и правил поведения. Групповые нормы поведения носят в большей степени неформальный характер. Они опираются на мнения и суждения членов группы, особенно если последние занимают лидирующее положение в группе. Поэтому доминирующим фактором в выработке групповых норм являются моральные нормы, которые отражают в себе ценностные ориентации взаимодействующих членов группы.

Групповые нормы поведения весьма подвижны. Они могут изменяться под воздействием ситуаций, которые возникают в жизнедеятельности группы. Групповые нормы не всегда носят позитивный характер и в ряде случаев могут идти в разрез с организационными нормами поведения. Так, например лидеры группы в качестве нормы поведения могут установить допустимость панибратства и круговой поруки, что создаст дисбаланс в деятельности всей организации и усиление конфликтов между членами группы. Нормы группового поведения могут выступать и как альтернатива существующим организационным нормам и носить прогрессивный характер, направляя членов группы на поиск новаторских решений в достижении поставленных целей. Однако в любом случае нормы группового поведения требуют согласованности, особенно если они претерпевают определенные изменения под воздействием постоянно меняющихся факторов среды. Без этой согласованности не может быть организованной активности участников совместной деятельности в достижении эффективного результата.

Таким образом, можно утверждать, что нормы группового поведения есть формируемая категория социальных отношений. Мерой интернализации членами группы групповых норм является усилие, прилагаемое участниками группового взаимодействия для их выработки, сохранения и защиты. Так, например менеджерам приходится прилагать соответствующие усилия, чтобы установленные нормы и правила поведения выполнялись всеми членами группы. С этой целью используются механизмы поощрения и наказания. Вместе с тем нормы и правила поведения, выработанные самой группой, являются предметом защиты. Защищая установленные нормы группового поведения, группа, как социальная система, в известной степени оказывает на своих членов, а так же на взаимодействующих с группой «не членов» соответствующее давление, заставляя признавать установленные нормы и придерживаться их.

По мере развития группы, как и организации в целом, нормы поведения ее членов могут возникать, изменяться и отмирать. На одних стадиях организационного развития определенные нормы могут выступать как доминирующие, а на других стадиях те же нормы группового поведения могут рассматриваться как сопутствующие. На пример, на стадии «развития, основанном на руководстве» (Л. Грейнер) доминирующими нормами поведения является беспрекословное подчинение руководителю, жесткая иерархия власти и строгий контроль. А на стадии «развития, основанном на сотрудничестве», в качестве доминирующих нормами выступают свобода выбора при принятии решений, ответственность за полученный результат, творческая самореализация, командная работа и тому подобное.

Особое значение играют нормы группового поведения, которые характеризуют уровень организационной культуры. К ним можно отнести социальную защищенность членов группы, коллективный труд, взаимопомощь и наставничество, гордость за свою организацию и ответственность за общий результат, честность и внимательное отношение к заказчикам и партнерам по кооперации, новаторство и творчество.

Наши рекомендации