Финансовый Отдел ПРОИЗВОДСТВО Отдел
Отдел НИОКР маркетинга
Исполнительный
директор
Отдел
Реализации проектов
Рис. 13 Горизонтальные связи в структуре компании.
Как видно из представленной схемы, исполнительный директор выполняет функции постоянного интегратора. Он осуществляет координацию деятельности основных подразделений, направленной на реализацию стратегической цели компании – вывода на рынок нового продукта и завоевание конкурентного преимущества в отрасли. Отсюда выстраивается система горизонтальных коммуникаций, которые помогают рационально разработать оперативные стратегии, такие как стратегия финансирования и ценообразования, инновационная стратегия создания нового продукта, стратегия технологических инноваций и стратегия продвижения продукта на рынок. При этом значительную роль в нахождении правильного решения играет прохождение апробации новых разработок в отделе реализации проектов.
Информационная система при горизонтальном развертывании организационной структуры строится на принципах многофункциональности. Особая роль в этом случае принадлежит такому средству коммуникации, как прямой контакт. В приведенном выше примере прямой контакт осуществляется посредством постоянного интегратора, функции которого осуществляет исполнительный директор. Он является связующим звеном между подразделениями одного уровня. В каждом из подразделений, в свою очередь, есть специально определенные лица, на которых возложен контроль над реализацией стратегий, и которые непосредственно контактируют с исполнительным директором. Такое построение позволяет компании эффективно отслеживать изменения, происходящие в среде потенциальных и имеющихся потребителей, в конкурентном окружении, вносить необходимые коррекции в инновационные стратегии и, таким образом, мобильно реагировать на турбулентность окружающей среды.
Характерной особенностью постоянного интегратора является то, что его функции в большинстве случаев не имеют формального закрепления. Эта деятельность является продуктом творческого подхода к управлению предприятием, которое стремится к конкурентному преимуществу посредством стратегии дифференциации. Для организации малого бизнеса она наиболее эффективна для наращивания своего потенциала на узком целевом сегменте. Поэтому горизонтальные связи, обеспечивающие контроль и координацию деятельности подразделений позволяют наиболее эффективно снизить влияние неопределенности среды на выработку управленческих решений, как на уровне отдельных подразделений, так и на уровне выдвижения стратегических целей компании. Это касается и стратегии предприятия, выводящего на рынок
новый товар, и маркетинговых стратегий продвижения этого товара, и стратегий ценообразования.