Сквозное управление качеством продукции в АПК.
Повышение требований рынка к потребляемой продукции,а также усложнение процессов,происходящих на произ-ве,вынудили п/п изменить подход к проблеме кач-ва. Недостаточ-м стало контрол-ть кач-во конеч-го продукта и отдел-х сост-их производ-го процесса. Необходимым условием выживания в конкур-ной борьбе стало создание системы качества,охватывающей все стадии произ-ва,кот-е оказ-т влияние на кач-во гот.изделия:от заключения контракта с поставщиками материалов до cбыта гот.прод-и.Заниматься качеством продукции на п/п должны все-от руков-ля до конкрет-х исполнителей технологич-х операций. С этой целью на п/п-х создают системы управл-я кач-вом, объектами кот-х,к.п.,явл-ся технолог-е процессы(обработки почвы,посева,ухода за растениями и др.),от кот-х это кач-во зависит. Все это получило название сквозного управления кач-вом.
Решения принимают,сопоставляя фактическое состояние технич-х процессов с хар-ми,предусмотр-ми норматив-й докум-цией(стандартами,техническими условиями и т.д.).
Стандарт-норматив.докум-т,разраб-й на основе соглашения больш-ва заинтерес-х сторон и утвержд-ый авторитетным органом(Госкомстат России,Мин-ва), в кот-х устан-ся общ.принципы ,хар-ки,треб-я и методы,касающиеся прод-ции,услуг и процессов.Для хар-ки кач-ва прод-и использ-т гос.стандарты(разрабатывают на массовую прод-ю(р,у), потребности в кот-х носят отраслевой хар-р),отраслевые стандарты(применительно к продукции опред.отрасли),стандарты п/п(разраб-ся и принимаются самим производ-м),стандарты общественных объединений – науч.-техн.обществ,инженер.обществ(разрабатывают к.п.гна новые виды продукции),технические условия(устанавл-ся на отдельный вид прод-и).
Большое значение в сис-ме упр-я кач-вом имеет сертифик-я-сов-ть действий по подтверждению соотв-я(посредством сертификата или знака соответствия) данного товара или услуги опред-м стандартам или др.норматив. докум-м. сертиф-я м.б. обязат-й или добровольной. Сертифик-я призвана служить гарантией потребителю в том,что продукция соотв-ет стандарту или опред.треб-ям. Струк-ра в системе сертиф-ции трехзвенна и включает:1)Госстандарт России;2)органы по сертиф-ции однород прод-и(юр.лица,получившие аккредитацию);3)испытательные лаборатории(центры).
11. Функции управления с\х производством.
Фун-ии управ-я м опред-ть как относит-но обособленные направ-я управ.деят-ти, кот-е позв-ют осущ-ть опред-ое воздействие на управ.объект для достижения цели, стоящей перед системой упр-я.
1. Общиефун-ии выр-ют сущность управ-я, они пригодны для любого процесса управ-я, сущ-ют в каждой управ.системой и на каждом уровне.К общим ф. относят:
Планирование-исходная фун.управ-я. Она призвана сформир-ть цели и задачи объекта управ-я, пути, сред-ва и методыих достиж-я.
Назначение орга-иикак фун-ии упр-я – сформи-ть управляющие и управ-мые системы, а также связи отнош-я между ними таким образом, чтобы было обеспечено дост-е цели.
Координ-иезак-сяв пост-ом соглас-ии различ-х проц-ов управ-я, Дей-ий разл-х исполт-ей во времени и прост-ве при достиж-и цели.
Контроль зак-ся в непрер-ом наблюд-и, анализе и оценке реального хода произ.проц-са, сопос-ие его с установ-ми треб-ями в прог-ме и в выяв-и необ-х дей-й в новом цикле управ-я.
2. К конкрет. фун-м отн-т: общее рук-во, опер-е упр, упр-е б\у, финансами, МТ снаб-ем, сбытом прод-и, труд.рес-ми, Mr, аудитом, ВЭ дея-ью, инф.обесп-ем и др. Они регламентируются и закрепляются в должностных инструкциях- это документ отражающий узаконенное соотношение . прав . обязанностей и ответственности управленчиским работникам(состоят: общая характеристика.обяз-и, права, ответственность.)
3. Специфические – характеризуют разделение труда – каждое структурное подразделение выполняет узкоспециализиров. работы Н.п. инжен. служба – тех. обслуж-ие; бухг-ия: учет и аудит; отдел маркетинга: орг-ия сбыта и снабжение п\п-я; зовет.служба: обслуживание. Эти ф-ии отражаются в положениях о структурных подразделениях.
12. Системы управления предприятием.
В самом широком смысле под системой понимают множество, элементы которого закономерно связаны между собой. Элементами множества могут быть любые предметы, явления, знания, методы и т. д.
Системы делятся на абстрактные (лингвистические, или языковые, формализованные, логические и др.), являющиеся продуктом человеческого мышления, и материальные (неорганической природы и живые). Материальные системы, в свою очередь, подразделяются на замкнутые (закрытые) и открытые, детерминированные и вероятностные (стохастические). Отнесение систем к разряду закрытых или открытых зависит от состава, соотношения элементов и характера взаимодействия их с окружающей средой. Предприятия представляют собой открытые системы. Изменение состояния открытой системы зависит от возмущающих воздействий окружающей среды и от особенностей самой системы, выражающихся в конечном счете в различной способности реагировать на эти воздействия. Закрытая система полностью изолирована от внешней среды, то есть не обменивается с ней информацией. Напротив, открытая система непрерывно обменивается информацией с внешней средой. В детерминированных системах события в одних ее элементах могут однозначно ограничивать события в других. В такой системе все связи между элементами и событиями в них строго и однозначно предопределены (детерминированы). В системах, где связи между элементами и событиями косят вероятностный характер, называют вероятностными.
Управление может осуществляться только в том случае, когда существует действующая система, которая является органичной системой управления.
Система управления современной организацией должна отвечать следующим основным требованиям (принипы): 1. Обладать высокой гибкостью 2.быть адекватной имеющейся технологии производства 3. Оперативно реагировать на изменение факторов внешней и внутренней среды. 4. Учитывать требования к кач-ву обслуживания потребителей и выполнение договоров 5. обеспечивать увеличение эффек-и управления п/п 6. Давать импульс развитию п/п .
Любое предприятие или организация как социальная система состоит из управляемой и управляющей подсистем.
Управляющая система (субъект управления) — это совокупность органов управления и управленческих работников, различающихся масштабами своей деятельности, компетенцией и спецификой выполняемых функций.
Управляемая система (объект управления) — это совокупность ресурсов и организационно-экономических условий, которые характеризуют деятельность предприятия.
Структура управления:
Целевая подсистема связанная с производств
енным процессом упр.
Решение Обеспечивающая подсистема Производственная подсистема Сбытовая подсистема Товар
Подсистема развития
Т.е. система менеджмента организации д.вкл. след-ие основные подсистемы:
1.целевая2.обеспечивающая3.Функциональная4.управляющая
.
13. Виды структур управления на предприятиях АПК.При характеристике любой системы возникает необходимость рассматривать её элементы. Важнейшим элементом социальных систем является структура управления.
Структура – это расположение элементов и подсистем внутри системы. Применительно к предприятиям АПК следует различать такие понятия, как производственная и организационная структура предприятия, структура управления, звенья и ступени управления.
Производственная структура зависит от специализации хозяйства, определяется сочетанием отраслей в нём.
Организационная структура представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначений, осуществляющие свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия. К таким структурным единицам относятся отделения, производственные участки, бригады, фермы, звенья, ремонтные мастерские, энергетическое хозяйство, подсобные предприятия и промыслы, детские сады, столовые и т.д.
Структура управления – это совокупность служб и отдельных работников управления, определённый порядок их соподчинённости и взаимосвязи. Она фиксируется в штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях.
В организационной структуре и структуре управления различают звено и ступень. Звено управления – это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько функций (бригады, участки, отделения).
Ступень управления – это совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. Число ступеней в структуре управления всегда соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия.
Выделяют следующие виды структур управления на предприятиях АПК:
1.Структуры механического типа-это такие структуры которые характеризуются высоким уровнем формализации упр-х решений:
Линейная структура управления.При линейной структуре разделение управленческого труда осуществляется по объектам управления. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. В этом случае все функции управления объектом централизованы, принцип единоначалия реализуется в полной мере, ответственность за порученный участок работы повышается, противоречивость распоряжений полностью исключается. Главный недостаток – то, что каждый руководитель должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми для эффективного управления производством. Преимущества – быстрая реакция на изменение состояния внутренней (внешней) среды, возможность быстрой концентрации материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения производственных вопросов.
Функциональная структура управления. Предполагает организационное деление по функциям управления, а не по его объектам. В этом случае каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в рамках своей компетенции (планирование, учёт, ветеринарное обслуживание и т.д.). управляющий или бригадир, таким образом, получает указания от нескольких главных специалистов.
При функциональной системе обеспечивается квалифицированное руководство отраслями сельскохозяйственного производства и обслуживающими подразделениями, но возникают трудности в согласовании действий нескольких руководителей.
Комбинированная структура управления (линейно-функциональная). Предполагает сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб.
Дивизионная структура управления.Характерна для крупных аграрных формирований, преимущественно акционерного типа (агрохолдинги, комбинаты). Имеет несколько уровней: 1 уровень – предприятия производящие сельскохозяйственное сырьё (зерно, молоко, мясо); 2 уровень – предприятия переработки; 3 уровень – предприятия оптовой и розничной торговли; 4 уровень – головная компания.
2.Структуры управления органического типа( они носят временный характер функционирования и ориентированы на рыночную коньюктуру и запросы потребителей):
Матричная структура управления.модифицируется (изменяется) в соответствии с изменениями внешней среды и потребностей организации. Особенность: под каждую программу или проект создаются мобильные группы разработчиков и исполнителей. Из числа специалистов функциональных служб во главе с руководителем проекта. Количество проектов ограничиваются структурой производства.
14. Особенности управления предприятиями различных организационно-правовых форм.С учётом действующего ГК РФ выделяют следующие организационно-правовые формы хозяйствования :
1.)Хозяйственная структура, основанная на государственной собственности и коллективном труде (государственные унитарные предприятия: а) на праве хозяйственного ведения; б) на праве оперативного управления);
2.)Хозяйственная структура, основанная на частной собственности и коллективном труде: а) хозяйственное товарищество; б) производственные кооперативы; в) хозяйственные общества;
3.)Хозяйственные структуры, основанные на коллективной собственности и коллективном труде;
4.)Хозяйственные структуры, основанные на частной собственности и индивидуальном (семейном) труде.
Организационно-правовая форма хозяйствования уточняет предмет отношений к собственности (акции, земельные доли, имущественные паи), также уточняет порядок образования уставного капитала, права и обязанности работников предприятия, принципы материального стимулирования и распределения прибыли.
Управление в государственных унитарных предприятиях.УП – это форма коммерческих организаций, не являющиеся собственниками имущества.
Отличия: 1) имущество является неделимым;2) имущественный статус УП определяют требования к учредителям документа;3) во главе УП находиться единоличный руководитель, который назначается собственником или уполномоченным на то органом (министерство, ведомство);
В УП – линейная структура управления. Выделяют два вида УП:
1.)основанные на праве хозяйственного ведения. Особенностью является: предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствие с уставом организации. С одной стороны, собственник (учредитель) сохраняет право собственности на имущество, принадлежащее предприятию, с другой стороны УП на праве хозяйственного ведения являются полноценными участниками гражданского оборота;
2.) основанные на праве оперативного управления. На совершение любой хозяйственной операции требуется согласие собственника. Полномочия собственника имущества УП: - создание предприятия; - определение целей и предмета деятельности УП; - назначение директора; - реорганизация и ликвидация предприятия; - контроль за использованием имущества; - получение части прибыли от использования имущества УП.
Управление в акционерных обществах.АО – это коммерческая организация уставной капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров:
Полномочия: - утверждение и редакция устава АО; - формирование совета директоров или наблюдательного совета, ревизионной комиссии и досрочного прекращения их деятельности; - формирование исполнительного органа общества; - утверждение финансовых документов (годового отчёта, бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках); - решение о реорганизации и ликвидации общества;
Совет директоров. В АО с числом акционеров более 50 создаётся совет директоров. Полномочия: - определение приоритетных направлений деятельности; - созыв годового и внеочередного общего собрания акционеров; - образование исполнительного органа; - использование фондов и имущества общества.
Исполнительный орган: либо единоличный- директор либо коллегиальный –дирекция
Контрольно надзорные органы: ревизионная комиссия и аудитор общества.
Первое это уровень стратегического упр-я, второе уровень текущего упр-ия.
Исполнительные органы – осуществляют текущее руководство деятельностью предприятия.
Управление в производственных кооперативах.СПК – организация созданная гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Принципы создания и функционирования: 1.Добровольность членства коллектива; 2.Распределение прибыли и убытка кооператива между участниками с учётом их личного трудового вклада; 3.Ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами; 4.Управление деятельностью кооператива на демократических началах; 5.Число членов производственного кооператива должно быть не менее 5-ти и не менее 50 % объёма работ должно выполняться его участниками.
Высшим органом управления является – общее собрание пайщиков. Функции: - утверждение и редакция Устава кооператива; - выборы председателя кооператива, членов Правления и Наблюдательного Совета; - контроль за деятельностью председателя, Правления и Наблюдательного Совета; - утверждение программы развития предприятия; - реорганизация и ликвидация кооператива.
Правление, функции: - формирует повестку дня общего собрания; - определяет размеры и формы паевых имущественных взносов; - приём заявлений о вступлении в члены кооператива; - заключение договоров с членами кооператива;
Председатель правления, функции: - представляет кооператив в органах государственной власти; - распоряжается имуществом кооператива в соответствие с Уставом; - заключает контракты и выдаёт доверенности; - осуществляет приём и увольнение работников кооператива; - открывает счета в банках; - издаёт приказы и распоряжения, обязательные для исполнения участниками кооператива.
Исполнительная дирекция: коммерческая, производственная, финансово-расчетная служба.( закл. Договоров с участием кооператива. Прием заявлений о вступлении,мирование повестки дня и т.д)
Наблюдательный совет, полномочия: - контроль за деятельностью правления; - контроль за деятельностью председателя правления; - ревизия деятельности кооператива; - проверка состояния кассы, торговых документов, ценных бумаг; - инвентаризация имущества; - проверка бухгалтерской документации.
Принятие решений: только основные пайщики, при большинстве участников. Кворум не менее 25%, если участников менее 5 чел. То 5 должно присутствовать обязательно.
Управление фермерскими хозяйствами. К(Ф)Х – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представлен отдельным гражданином, семьёй или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Основные аспекты управления: - главой признаётся один из участников по взаимному согласию всех участников фермерского хозяйства; - глава действует в интересах всех участников и представляет хозяйство в органах государственной власти; - каждый участник имеет право на получение части дохода; - участники по взаимному согласию устанавливают внутренний распорядок с учётом квалификации.
Полномочия главы К(Ф)Х: - организует деятельность; - без доверенности действует от имени К(Ф)Х; - осуществляет приём и увольнение работников; - организует ведение учёта и отчётности К(Ф)Х.
Ассоциации К(Ф)Х. это некоммерческие организации, созданные для предоставления и защиты имущественных интересов коммерческих организаций. Признаки: - ассоциации (союзы) К(Ф)Х являются некоммерческими организациями; - участники ассоциаций сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица; - члены ассоциаций несут субсидиарную ответственность; - учредительным документом ассоциации является устав.
ЛПХ – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Признаки: - ЛПХ ведётся гражданином и совместно проживающими с ним, и совместно осуществляющими, ведение хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей; - сельскохозяйственная продукция производимая и перерабатываемая является собственностью граждан; - реализация сельскохозяйственной продукции производимой ЛПХ не является предпринимательской деятельностью; - право на ведение ЛПХ имеют дееспособные граждане; - для ведения ЛПХ может использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный).
16.
Структуры и функции органов управления АПК на разных уровнях.АПК включает три сферы: 1)Отрасли сельскохозяйственного производства (растениеводство, животноводство); 2)Отрасли производящие средства производства и предметы труда для сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности;3)Отрасли осуществляющие заготовку, хранение, переработку, реализацию продукции, произведённую из сельскохозяйственного сырья.
В системе органов государственного управления выделяют:1)Органы общей компетенции, осуществляют руководство всеми отраслями народного хозяйства, в том числе АПК, в соответствии с действующим законодательством (Президент, Правительство РФ, администрации субъектов РФ – губернаторы + президенты национальных республик);2)Функциональные органы – координируют деятельность отраслевых органов управления в соответствии с возложенными на них функциями (Минфин, министерство экономического развития и торговли, министерство регионального развития, ЦБ);3)Отраслевые органы управления – функция по руководству Агропромышленным производством и эта функция реализуется министерством сельского хозяйства РФ;
Структура:1)Министерство сельского хозяйства РФ;2)Министерство сельского хозяйства области, края, региона;3)Управление сельского хозяйства.
1 уровень управления - Министерство сельского хозяйства имеет следующую структуру управления:
Министерство сельского хозяйства РФ
ê
Агентства
ê
Департаменты
ê
Отделы
Основные структурные подразделения министерства – департаменты по видам деятельности, а именно: департаменты экономики, финансового регулирования, растениеводства, животноводства, ветеринарии, механизации.
2 уровень управления – государственные органы управления АПК на уровне области, края, республики м/б представлена – мин. с.-х. или департаментом с.-х. 2-ой уровень может включать в себя следующие отделы – отдел растениеводства, животноводства, инвестиций, финансового регулирования, механизации. Финансирование осуществляется за счёт областного бюджета.
3 уровень управления– управление сельского хозяйства. Формируется из специалистов. Возглавляет начальник управления сельского хозяйства.
Основные функции: 1)Регулирование развития сельского хозяйства;2)Освоение достижений научно-технического прогресса, внедрение передовых технологий;3)Содействие развитию рыночных отношений;4)Разработка и контроль за программами развития отрасли района.
15. Оценка эффективности управления предприятием. Объективная оценка эффективности управления даёт возможность сравнивать различные варианты организации управления, давать им оценку, намечать пути совершенствования, повышать ответственность руководителей и специалистов агропромышленных предприятий за результаты их труда.
Эффективность любой деятельности в сфере производства характеризуется определёнными критериями и показателями.
Общее определение эффективности предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, использованными для их достижения.
Не следует также смешивать эффективность управления и эффективность мероприятий по его совершенствованию. Первая характеризует систему управления в целом за определённый период времени, вторая – результат от реализации конкретных мероприятий.
При определении эффективности управления производством следует исходить из следующих принципов: 1)Эффективность управления – один из аспектов эффективности самого производства. Поэтому её расчёт должен производиться на основе общепринятых методик по оценке эффективности новой техники, капитальных вложений; 2)Специфика управленческого труда заключается в том, что, являясь трудом производительным, он характеризуется результатами труда всего коллектива. Соответственно и оцениваться он должен по влиянию на результаты работы всего коллектива предприятия или его подразделения; 3)Временной разрыв между вложениями и отдачей от них, всегда учитываемый при оценке инвестиций, важен и для мероприятий по совершенствованию управления; иногда он достигает нескольких лет; 4)Специфика сельскохозяйственного производства (сезонность, использование земли в качестве основного средства производства и т.д.) сказывается на эффективности управления в АПК не меньше, чем на эффективности производства в целом; 5)Любая оценка требует сопоставимости исходных данных. Невозможно определить эффективность управления при сравнении предприятий разной специализации. Если приходиться сопоставлять предприятия с различными экономическими условиями (обеспеченностью техникой, рабочей силой, удобрениями и другими ресурсами), рекомендуется использовать факторный анализ на основе статистических и экономико-математических моделей.
Конкретные показатели эффективности управления весьма разнообразны:
1)Общие результативные показатели характеризуют результаты работы предприятия в целом темпы роста валовой продукции, товарной продукции, чистой прибыли, рентабельность производства, продаж, эффективность использования отдельных ресурсов ( стоимость ВП и ТП, ЧП на 100 га с/х угодий, стоимость ВП, ТП,ЧП на 1 среднегодового работника)
2)Показатели экономичности работы аппарата управления: (удельный вес затрат на управление в издержках производства, уд.вес от работников управления в общем фонде зарплаты, уд.вес фонда ОТ в затратах на управление, уд.вес командировочных расходов в затратах на управление, уд.вес на содержание автопарка в затратах на упр-ие)
3)Частные показатели эффективности управления - характеризует деятельность отдельных сотрудников: коэффициент исполнительности (число реализованных поручений/общее число приказов и поручений); коэффициент текучести кадров; коэффициент использования рабочего времени.
4)Показатели производительности управленческого труда: стоимость ВП, ЧП,ТП на 1 работника управления, на 1 чел день и 1 чел/час затраченный в управлении)
Эффективность управления — это результат функционирования системы и процесса управления в виде взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Она показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть ее. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Эти факторы действуют совместно, в единстве.
Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не совсем корректна, так как результат управления не всегда заключается в прибыли. Он может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим. Такой критерий эффективности управления приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении (прибыль часто выступает как опосредованный результат). Кроме того, не всегда возможно достаточно четко выделить затраты на управление. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает самое выгодное значение.
В качестве критерия эффективности производства и управления используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиций).
Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми ресурсами. Для этого используют частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, материальных — материалоемкость продукции, основных фондов — фондоотдача. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными (социальная эффективность) показателями.
Количественные показателидеятельности системы управления включают: трудовые показатели — экономию живого труда в сфере управления (численность работников, сокращение трудоемкости процессов управления); финансовые показатели — сокращение расходов на управление; показатели экономии времени — сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, прогрессивных организационных процедур.
Особо важное значение имеют качественные показатели (социальная эффективность):повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; рост квалификации менеджеров; возрастание уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
В связи с тем, что совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с существующими «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования». Согласно этим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и*результатов их использования. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к уровню стоимости в момент сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные периоды неравнозначны.
Существуют и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности ресурсно-потенциальный, представляющий собой соотношение потенциальных возможностей производства с фактическим значением использования ресурсов. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.
При оценке эффективности менеджмента используют также показатель экономичности управления: отношение экономических показателей (валовая продукция, прибыль, валовой доход) к затратам на содержание аппарата управления.