Система и источники социальной защиты населения. Социальная политика
Сегодня социальная защита представляет собой комплекс мер, направленных на риски и обездоленность, с целью гарантирования доступа к средствам для удовлетворения основных потребностей и реализации основных прав. При этом предполагается гарантированноеполучение доходов и средств к существованию, наличие работы, медицинское обслуживание и образование, питание и жилье.Можно выделить следующие функции социальной защиты:
1. Экономическая функция социальной защиты. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта
2. Производственная функция. Выражается она в том, что право на многие виды соци-
ального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.
3. Социальная (социально-реабилитационная) функция. Она способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставленияразличных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания.
4. Политическая функция. Она позволяет государству специфическими для социаль-
ной защиты средствами реализовать основные направления социальной политики.
5. Демографическая функция. Она реализуется посредством воздействия системы социальной защиты– на продолжительность жизнинаселения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и другие
Система социальной защиты населения в России представляет собой распространенную в странах с рыночной экономикой модель, состоящую из трех составляющих:
1) обязательное социальное страхование, которое предназначено для защиты работ-
ника от наиболее распространенных и предсказуемых социальных рисков;
2) государственное социальное обеспечение, которое предназначено для защиты определенных категорий населения от социальных рисков, не охваченных социальным страхованием;
3) социальная помощь, которая предназначена бедным, малоимущим слоям населения и гражданам, попавшим в экстремальные условия.
21 необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономика и экономическая политикаГосударственное регулирование экономики – воздействие государства в лицеорганов власти на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Оно осуществляется, чтобы придать экономическим процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственныхи общественных интересов.
Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулированиясущественно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное
планирование и администрирование, а в рыночной – на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.
Экономика непосредственно связана с политикой. Политика есть концентрированное выражение экономики. Политика в переводе с греческого означает государственные или
общественные дела (от слова polis – государство). Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальнымигруппами, нациями, классами, ядром которой является проблема завоевания, удержания ииспользования государственной власти Политика детерминирована движением экономики и выступает как надстройка над
экономическим базисом общества. Экономические интересы, в конечном счете, выступают как социальная причина политических действий. Характер взаимоотношений между экономикой и политикой рельефно выражен в классических формулах:
1) политика есть самое концентрированное выражение экономики;
2) политика не может не иметь первенства над экономикой.