Информационные связи между управляющей и управляемой подсистемами системы управления
Основной управленческий принцип позволяет выделить следующие функции управления: предварительное управление (планирование); оперативное управление (организация, регулирование, стимулирование); контроль. В этих функциях управления реализуются такие виды экономического анализа, как перспективный анализ, текущий периодический анализ,оперативный анализ.
Производственный принцип позволяет выделить функции отраслевого, народнохозяйственного и регионального управления; управление различными производственными объектами, сторонами хозяйственной деятельности и отдельными элементами процесса производства.
В соответствии с этими функциями различают следующие виды экономического анализа: народнохозяйственный анализ, отраслевой анализ, анализ объединений, предприятий, анализ производства, сбыта, снабжения и т.д. Эту классификацию можно было бы продолжить.
Общая схема экономического анализа представлена на с. 212. Она не охватывает всех его видов. Разработка специальных методов экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями практики управления.
Развитая рыночная экономика порождает потребность в дифференциации анализа навнутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Внутренний управленческий анализ — часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия. Внешний финансовый анализ — элемент финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа поданным, как правило, публичной финансовой отчетности.
Общие функции экономического управления, или, как их иногда называют, основные функции экономической деятельности, можно определить так:
1. Информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах).
2. Анализ и оценка хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев.
3. Планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы).
4. Организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизмав целях
Экономический анализ деятельности предприятия
оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы).
5. Контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений).
Первые две функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется в виде функций управления: планирования, организации управления и контроля. Следовательно, экономический анализ и другие виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский учет, статистика), относятся к специфическим функциям управления.
По содержанию процесса управления выделяют:перспективный (прогнозный, предварительный) анализ; оперативный анализ; текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая классификация соответствует содержанию основных функций, отражающих временное этапы управления:
1. Этап предварительного управления (функция планирования).
2. Этап оперативного управления (функция организации управления).
3. Заключительный этап управления (функция контроля).
Эти три вида анализа присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил текущий анализ, особенно на предприятиях и в производственных объединениях.
В специальной литературе классификация видов экономического анализа не ограничивается двумя главными признаками — по содержанию процесса и объектам управления. Виды экономического анализа классифицируют, кроме того:
• по субъектам, т.е. кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные финансовые органы);
• по периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный и разовый, непериодический) проведения;
• по содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);
• по методам изучения объекта (комплексный, системный, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный и т.д.);
• по степени привлечения технических средств для автоматизации сбора и обработки информации (компьютерный, автоматизированный и т.д.)
Важное значение имеет принцип классификации по субъектам управления, т.е. по субъектам управляющей системы. Хозяйственная деятельность, или управляемая система, включает в себя как отдельные подсистемы, кроме непосредственно экономики, так и технику, технологию, организацию производства, организацию труда, социальные условия работы трудового коллектива и природоохранную деятельность. Комплексный экономический анализ предусматривает изучение не только экономической стороны производства, но и технической его стороны, а также социальных и природных условий и их взаимосвязей с производством. В зависимости от интересов управляющего органа аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности; отсюда выделяюттехнико-экономический анализ (которым занимаются технические службы управления);социально-экономический анализ (его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.);экономико-правовой анализ (это дело юридических служб);экономико-экологический анализ (им занимаются органы охраны окружающей среды).
На практике перечисленные виды экономического анализа сами по себе встречаются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо. На каждом уровне управления каждодневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства является оперативный анализ, который мы уже упоминали. Для него характерно «проигрывание» (экспериментирование) хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений. Оперативный анализ используется на всех уровнях управления, но его удельный вес в общем объеме управленческих решений повышается по мере приближения непосредственно к производству, предприятиям и их подразделениям.
Для более высоких уровней управленческой иерархии более характерно стратегическое управление, связанное с планированием и прогнозированием. Для решения задач стратегического управления, как правило, применяется комплексный экономический анализ и перспективный (прогнозный) анализ деятельности предприятия. Эти виды анализа мы тоже уже называли.