Как работают должностные инструкции?
Все, что не написано, может быть изменено или забыто. Когда в должностной инструкции нет описания всех бизнес-процессов организации, - случаются конфликты. Чаще всего – между работодателем и подчиненным. При этом значительно снижается эффективность труда на предприятии. Чтобы этого не произошло, следует разрабатывать и использовать всю необходимую нормативную документацию.
Многофункциональность должностных инструкций способствует тому, что они регламентируют не только обязанности работника, но и требуемый формат его работы. Для новых сотрудников инструкции – незаменимый источник информации, помогающий быстрее освоиться на новом месте.
Чтобы они начали работать, необходимо, чтобы работник их выучил наизусть. И обязательно придерживался положений инструкции в процессе выполнения должностных обязанностей. Сотруднику необходимо уметь выполнять требования организации в разных ситуациях.
Нет единственно правильного алгоритма для составления данных инструкций. Для каждого вида деятельности необходим индивидуальный подход. В таком случае, стоит отказаться от бюрократизма, нереальности поставленных задач, излишнего формализма. При умелом написании, должностные инструкции могут и должны стать мощным средством управления трудом.
Составление подобных инструкций – это долгий и кропотливый труд. Однако быстрая окупаемость производственных схем служит надежным ориентиром на пути к успеху.
Правильные и подробные должностные инструкции - залог эффективной работы, гарантия снижения уровня служебных конфликтов и роста авторитетности руководства организации.
Описание должности как инструмент управления персоналом. Цели и задачи должностной инструкции. Требования к формулированию должностной инструкции.
Должностная инструкция – документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Чтобы составить качественную должностную инструкцию, необходимо глубоко изучить те процессы, работы, которые должны выполняться поданной должности, а затем определить требования к работнику, который будет занимать эту должность.
Задачи Должностной инструкции:
Первая задача ДИ - облегчение адаптации нового сотрудника. Если в инструкции четко прописано, что должен сотрудник делать, в каких пределах и за что отвечать, кто его начальник и на что он имеет право, а на что нет - процесс адаптации пойдет значительно легче!
Задача номер два - установление сферы ответственности и компетентности. Должностные инструкции могут (и должны!) включать в себя «пошаговое» описание обязанностей сотрудника. Т.е., описывать практически каждый участок его работы .
Третья задача должностных инструкций - предоставление сотруднику возможности самоуправления и самоконтроля своей деятельности.
Основной целью разработки должностной инструкции является:
- создание организационно-правовой основы деятельности должностных лиц предприятия;
- повышение ответственности должностных лиц за результаты их деятельности, осуществляемой на основании трудового договора;
- повышение объективности при аттестации, присвоении специальных званий и квалификационных разрядов работнику, его поощрении и при наложении на него дисциплинарного взыскания.
Требования, предъявляемые к содержанию должностной инструкции:
— ясность (достигается предельно точным формулированием – как отдельных предложений, так и всего текста в целом);
— информационная емкость (обеспечивается включением в текст предложений, сочетающих минимальное количество слов с максимальной смысловой нагрузкой);
— убедительность (зависит от того, насколько последовательно расположены в тексте его смысловые компоненты и насколько логически обоснованным выглядит построение всего текста документа).
7. Сравнительная характеристика источников набора персонала . Этапы обработки вакансии в организации. Профессиограмма и должностная инструкция.
Преимущества привлечения | Недостатки привлечения | |
1. Внутренние источники привлечения персонала | ||
1. Возникновение шансов для служебного роста. | 1. Ограниченные возможности для выбора персонала. | |
2. Незначительные затраты на привлечение персонала. | 2. Возникновение напряженности в коллективе в случае появления нескольких претендентов на вышестоящую должность. | |
3. Претендентов на должность хорошо знают в организации. | 3. Проявление панибратства при решении деловых вопросов. | |
4. Знание претендентом данной организации. | 4. Разочарование среди коллег в случае неодобрения факта выдвижения какого-то работника. | |
5. Быстрое заполнение освободившейся штатной должности. | 5. Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в организации. | |
6. Решается проблема занятости собственных работников. | 6. Перевод на новую должность не удовлетворяет количественно потребность организации в персонале. | |
7. Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом. | 7.Требуются дополнительные затраты на переподготовку или повышение квалификации работника, занявшего вакантное место. | |
8. Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желанном: работника). | ||
9. Возможность избежать для организации высокой текучести персонала. | ||
10. Большая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации. | ||
2. Внешние источники привлечения персонала | ||
1. Широкие возможности выбора персонала. | 1. Высокие затраты на привлечение персонала. | |
2. Возникновение новых импульсов для развития организации. | 2. Недостаточное знание организации. | |
3. Прием на работу покрывает количественную и качественную потребность в персонале организации. | 3. Длительный период адаптации. | |
4. Вновь принятому работнику, как правило, легче добиться признания. | 4. Негативное воздействие на социально-психологический климат в коллективе. | |
5. Отсутствие возможностей служебного роста для сотрудников организации. | ||
6. Значительный удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести персонала. | ||
Основные этапы обработки вакансии: составление описания должности, подготовка рекламы вакансии (объявления о работе) и распространение её.
Профессиограмма -система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
Должностная инструкция - это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности.
Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.