Классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда
Современная фирма
Теории фирмы
Классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда
Конкурентные преимущества различных фирм
Фирма и производственная функция
Закон убывающей отдачи
Продукт фирмы
Бухгалтерские, экономические издержки и прибыль
Современная фирма
Завод, фабрика, ресторан или супермаркет - разные предприятия. Они отличаются друг от друга по профилю работы, размерам и характеру продукции. Но все они объединяются общим понятием «фирма».
ФИРМА — это коммерческая организация, которая, используя факторы производства, производит товары и услуги и продает их с целью получения прибыли.
Рождение фирмы обусловлено тем, что производить многие виды продукции обособленно, в одиночку, невозможно или экономически невыгодно. Спроектировать, освоить и наладить производство и продажу автомобиля, компьютера или кухонного комбайна можно только совместным трудом многих людей, используя все преимущества разделения труда;
Совершенно ясно, что, объединив усилия всех рабочих в рамках одной организации, можно существенно сократить эти издержки.
Фирма как организация вступает как единое целое в многообразные отношения с внешней средой — с поставщиками и потребителями продукции, с партнерами и конкурентами, государственными органами и общественными организациями.
Фирма — коммерческая организация, которая преследует цель извлечение прибыли.
Для того чтобы фирма была официально признана самостоятельной коммерческой организацией, она должна получить соответствующее своему положению «звание», т. е. правовой статус, придающий ей ранг юридического лица. Этим она отличается от отдельных граждан, которых называют физическими лицами.
ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Имущество предприятия отделено от имущества других фирм, организаций, граждан, государства и т.п.
Наряду с фирмами, которые представляют собой предприятия, производственной деятельностью занимаются и отдельные граждане (физические лица), т. е. индивидуальные производители. Они используют труд членов своей семьи или труд наемных работников. В США число таких производителей превышает 13 млн человек. В случае больших потерь и убытков они рискуют потерять все свое имущество.
Теории фирмы
Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако точный расчет подобных показателей затруднителен, и нет абсолютно достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности и практически невозможно предугадать действия конкурентов. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.
Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.
Считается, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном – их больше волнует максимизация прибыли.
Существуют теории, которые утверждают, что собственники и менеджеры имеют общую цель – максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, а менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат и внедрить новые проекты, что повышает его статус. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму крупной фирме.
Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель, а несколько. Сегодня фирма – сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей.
Интерес высшего руководства фирмы – повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость.
Интерес акционеров – получить высокие дивиденды.
Интерес менеджеров – повысить свой социальный статус и сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов.
Интерес наемных рабочих – высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.
Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма.
Закон убывающей отдачи
В соответствии с законом убывающей отдачи (возрастающих затрат), непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определённом этапе приведёт к прекращению роста отдачи от него, а затем к её сокращению.
Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растёт, а затем прирост начинает снижаться.
Если фирма принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количества всех применяемых факторов, то налицо изменение масштабов производства.
Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объёме выпуска продукции называется отдачей от масштаба. Отдачу от масштаба можно измерить путём сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов.
Постоянная отдача от масштаба. Если при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз объём производства тоже возрастёт в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба.
Возрастающая отдача от масштаба. В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз, вызовет рост объёма производства больше, чем в n раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба.
Уменьшающаяся отдача от масштаба. Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объёма производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба.
Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным – если увеличиваются.
Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объёме выпускаемой продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли так называемой естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы.
Продукт фирмы
Любая фирма, независимо от ее организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. Продукт фирмы выступает, прежде всего, в натуральной форме — вещественной или невещественной. На металлургическом заводе — это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе — количество автомашин, в парикмахерской — численность обслуженных клиентов, в школе — число выпускников и т. п.
В работе фирмы принято различать краткосрочный и долгосрочный периоды.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величина одних факторов производства может изменяться, а размеры других остаются фиксированными.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величины всех факторов производства подвержены изменению.
Продолжительность краткосрочного периода не связана жестко с какими-то временными рамками (месяц, квартал и т.д.). Она существенно различается в отдельных отраслях. Так, требуется несколько лет, чтобы построить новый автомобильный завод и оснастить его оборудованием. Вместе с тем можно в очень короткий срок увеличить пропускную способность столовой, поставив дополнительные столики, да и новую столовую построить можно довольно быстро. Следовательно, в автомобильной промышленности краткосрочный период значительно продолжительнее, чем в общественном питании.
ОБЩИЙ ПРОДУКТ (Q) — это объем продукции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).
Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда вовлекается в производство, и от того, какой капитал вложен в данное предприятие. Эта зависимость может выражена в форме производственной функции, которая имеет вид:
Рис. 2. График общего продукта фирмы.
График показывает, что общий продукт фирмы растет высоким темпом и кривая идет круто вверх. Но по мере привлечения в производство новых рабочих темп прироста общего продукта снижается и наклон кривой становится меньше. При вовлечении в производство 5-го рабочего общий продукт достигает максимальной величины.
Современная фирма
Теории фирмы
Классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда