Представители австрийской школы маржинализма.
Содержание
Содержание 1
1. Введение. 2
2. Представители австрийской школы маржинализма. 3
2.1. Карл Менгер. 3
2.2. Ойген фон Бем-Баверк. 4
2.3. Фридрих фон Визер. 4
3. Австрийская школа маржинализма. 6
3.1. Общая характеристика. 6
3.2. Основные элементы учения К. Менгера. 6
3.2.1. Концепция экономического блага. 6
3.2.2. Концепция субъективной ценности. 7
3.2.3. Концепция ценности производственных благ (средства производства). 8
3.2.4. Теория денег и способности к обмену. 8
3.3. Основные элементы учения О. фон Бем-Баверка. 9
3.3.1. Теория рыночной цены блага. 9
3.3.2. Концепция общей полезности блага. 10
3.3.3. Теория капитала и процента. 10
3.4. Основные элементы учения Ф. фон Визера. 11
3.4.1. Концепция общей полезности блага. 11
3.4.2. Концепция ценности производственных благ. 11
3.4.3. Теория вменения. 11
4. Заключение. 12
5. Список литературы. 13
1. Введение.
В 70-90-х годах 19 в. сформировались сразу три школы, которые принято называть так: Австрийская, Лозаннская и Английская (она же - Кембриджская). Почти все ведущие ученые этого направления были профессорами в университетах. У них появлялись многочисленные ученики, из коих некоторые сами становились крупными учеными, продолжавшими развивать новое направление. Каждая из этих школ дала науке своих великих корифеев и своих блестящих продолжателей.
Австрийская школа, основателем которой явился Карл Менгер (1840-1921), далее представлена его учениками Визером и Бём-Баверком. Австрийцы с подозрением относились к математическим методам анализа, предпочитая логическое рассуждение в словесной форме. Характерным для этой школы был также безусловный акцент на экономический либерализм. Они отвергали не только социализм в любой форме, но и любое государственное начало в экономике. Последнее качество Австрийской школы особенно ярко проявилось в позиции ее третьего поколения, которое возглавили Мизес и Хайек. Общим для австрийцев было противопоставление маржинализма учению классиков, особенно Рикардо.
Данная работа написана на основе учебника Розмаинского И.В. и Холодилина К.А. «История экономического анализа на Западе». В своей книге они опирались на традицию, характерную для западного метода изучения курса «истории экономических учений», заложенную Й. Шумпетером в его работе «История экономического анализа». Согласно данной трактовке, «история учений» сводится к «истории анализа»: учащиеся изучают внутреннюю логику развития и совершенствования экономической теории, развитие идей во времени.
Представители австрийской школы маржинализма.
Основные представители австрийской школы:
• первое поколение — К. Менгер (основатель)
• второе поколение — Э. Бём-Баверк, Ф. фон Визер, Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858—1917); Джон Бейтс Кларк (1847-1938);
• третье поколение — Людвиг фон Мизес, Й. Шумпетер, Карл Шлезингер (1889—1938), Х. Майер (1879—1955), Р. фон Штригль (1891—1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888—1952);
• четвертое поколение — Ф. А. фон Хайек, О. Моргенштерн, Ф. Махлуп, Пауль Розенштейн-Родан (1902—1985), Людвиг Лахман (1906—1990), Фридрих Лутц (1901—1975), Феликс Кауфман (1895—1949), Альфред Шютц (1899—1959);
• пятое поколение — Мюррей Ротбард (1926—1995), Израэль Кирцнер и др.;
• шестое поколение — Ганс-Герман Хоппе, Йорг Гвидо Хюльсман, Хесус Уэрта де Сото и др. (1)
В РФ одним из представителей австрийской школы является Г. В. Лебедев (1957—2004).
Карл Менгер.
МЕНГЕР, КАРЛ (Menger, Karl) (1840–1921), австрийский экономист, основатель австрийской школы экономики. Родился в Ней-Сандеце в Галиции (совр. Новы-Сонч, Польша) 23 февраля 1840. Учился в университетах Вены и Праги, получил докторскую степень в Краковском университете (1867), в 1873 был назначен профессором экономики Венского университета. Менгер считается основателем австрийской школы экономики и теории «предельной полезности». Среди трудов Менгера – Основания политической экономии (Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, 1871), предметом которого является выяснение отношений между полезностью, стоимостью и ценой; Исследование метода социальных наук и политической экономии в особенности (Untersuchungen über die Methode der Socialwissenschaften, und der politischen Ökonomie insbesondere, 1883); Заблуждения историзма в немецкой политической экономии (Die Irrtümer des Historismus in der Deutschen Nationalökonomie, 1884).
Умер Менгер в Вене 26 февраля 1921. (1)
Ойген фон Бем-Баверк.
¶
БЁМ-БАВЕРК, ОЙГЕН(Böhm-Bawerk, Eugen von) (1851–1914), австрийский экономист и государственный деятель. Родился в Брюнне (Моравия) 12 февраля 1851. Окончив Венский университет, Бём-Баверк работал в австрийском министерстве финансов и одновременно продолжал обучение в нескольких немецких университетах. В 1880 получил должность преподавателя в университете Инсбрука, в 1884 был назначен на должность профессора. В 1990 вернулся в министерство финансов, занимал пост министра, участвовал в проведении денежной реформы и введении золотого стандарта. В 1904 Бём-Баверк вернулся к академической деятельности в Венском университете. Наряду с К.Менгером и Ф. фон Визером Бём-Баверк – один из основоположников австрийской школы экономики. Среди его трудов – Основы теории ценности хозяйственных благ (1886); Капитал и прибыль (1884–1889); Теория Карла Маркса и ее критика (1896), в которых он развивал концепции «предельной полезности», исследовал периоды обращения капитала, процент.
Умер Бём-Баверк в Крамзахе (Австро-Венгрия) 27 августа 1914. (1)
Фридрих фон Визер.
Фридрих фон Визер родился в Вене в 1851 году, и после раннего образования в области социологии он, вместе со своим коллегой, другом детства и шурином Евгением фон Бем-Баверком, стал видным и ведущим членом ранней австрийской школы Карла Менгера.
Визер и Бем-Баверк подготовили следующее поколение австрийцев в Вене с начала 1890-ых и в конце 1900-ых, таких как Людвиг фон Мизес, Фридрих Хайек и Й. Шумпетер.
Визер занимал различные должности в университетах Вены и Праги, пока его в 1903 году не пригласили в Венский университет, чтобы занять место Менгера. Известный своим олимпийским спокойствием и независимостью на протяжении всей жизни, Визер, в конечном итоге, в 1917 году все же вступил на австрийскую политическую арену.
Визер известен по двум основным работам: Естественная ценность (1889), в которой детально описан принцип альтернативной стоимости и теория вменения, и Социальная Экономика (1914), которая представляет собой смелую попытку применить эти теории к реальному миру. (1)
Общая характеристика.
Австрийская школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений маржинализма. Это отличие обусловлено следующими особенностями австрийской школы:
- Больший акцент - по сравнению с другими школами маржинализма - на субъективизме и психологизме.
- Больший акцент на сфере потребления и большее пренебрежение сферой производства - по сравнению с другими школами маржинализма.
- Следование «принципу исходной категории», характерному для классической политической экономии.
- Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а не функциональные связи.
- Качественный характер экономического анализа. При этом представители австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию графических и алгебраических методов анализа.
- Трактовка экономических феноменов как результатов спонтанных процессов (это характерно для К. Менгера).
- Отказ от трактовки рыночного хозяйства как равновесной системы.
Теория рыночной цены блага.
Если же К. Менгер больше интересовался определением субъективной ценности блага, то его последователь О. фон Бем-Баверк - определением «рыночной» ценности или цены. В концепции О. Бем-Баверка описывается рынок некоего блага. При этом на данном рынке действуют покупатели и продавцы, каждый из которых имеет свои субъективные ценности этого блага. Соответственно, субъективная ценность покупателя называется ценой спроса (этого покупателя), а субъективная ценность продавца - ценой предложения.
Торг на рынке начинается с минимально возможной цены спроса. Затем эта цена поднимается, и по мере ее роста с рынка уходит часть покупателей. Равновесная рыночная цена устанавливается тогда, когда число покупателей, чьи индивидуальные цены спроса выше этой цены, совпадает с числом продавцов, чьи индивидуальные цены предложения ниже этой цены.
По мнению О. фон Бем-Баверка, невозможно точно определить значение равновесной рыночной цены; можно лишь выявить границы диапазона ее колебаний. Эти границы лимитированы двумя факторами:
- субъективной ценностью «предельной пары сверху»;
- субъективной ценностью «предельной пары снизу».
Предельная пара сверху - это слабейший из вступивших в сделку покупателей и сильнейший из ушедших с рынка продавцов. Предельная пара снизу - это сильнейший из ушедших с рынка покупателей и слабейший из вступивших в сделку продавцов.
Итак, именно их оценки и формируют границы указанного диапазона.
Теория капитала и процента.
Возможно, наибольший вклад О. фон Бем-Баверка в экономическую науку был сделан в рамках его теории капитала и процента.
Капитал, по О. фон Бем-Баверку - это те средства, которые позволяют применять «окольные» или «многоступенчатые» методы производства. При этом чем длительнее метод производства, тем больше его производительность. Таким образом, многоступенчатость и длительность методов производства - или величина запаса капитала - отражает степень хозяйственной развитости данного общества.
С капиталом тесно связано понятие процента. О. фон Бем-Баверк одним из первых в истории экономической мысли пытался выяснить, почему ставка процента больше нуля, тем самым заложив основы неоклассической теории процента. Он указал на три причины ее положительности.
- Люди ожидают в будущем увеличения дохода. Соответственно, они рассчитывают, что в будущем блага будут доступнее, чем в настоящем. Это означает, что предельная полезность потребления будущих благ меньше, чем предельная полезность потребления настоящих благ. Их разность как раз и служит основанием для возникновения положительной ставки процента. Здесь можно отметить, что этот аргумент является обоснованным только в ситуации экономического роста.
- Люди склонны недооценивать будущие потребности. Поэтому настоящие блага для них ценнее, чем будущие, и, следовательно, за отказ от настоящих благ они требуют положительной ставки процента. Такой подход указывает на недальновидность, «близорукость» людей. Подобное поведение не вполне согласуется с принципом полной рациональности.
- Из теории капитала О. фон Бем-Баверка известно, что окольные методы производства являются более производительными, чем «неокольные». Следовательно, сегодняшний отказ от настоящих благ означает, что их нельзя вложить в капитал и, поэтому, получить больший объем благ в будущем. Отсюда опять-таки возникает основание в пользу положительности ставки процента. Этот аргумент можно критиковать за то, что он в значительной мере дублирует первый аргумент.
Теория вменения.
Предложенная Ф. вон Визером теория вменения отвечает на вопрос о том, какую долю вознаграждения должен получить каждый фактор производства. Иными словами, Ф. фон Визер - один из основателей маржиналистской теории распределения доходов.
Более конкретно, термин «вменение» означает «приписывание»: в рамках этой теории решается проблема, какой доход «приписать» каждому из факторов производства при их взаимодействии. Чтобы решить данную проблему, необходимо найти благо, в изготовлении которого участвуют одни и те же факторы производства, но в разной пропорции. Затем следует построить систему уравнений, да такую, чтобы количество уравнений было равно количеству используемых факторов. Решение такой системы позволит разрешить поставленную проблему.
Заключение.
В заключении можно сказать, что в своем "субъективном течении", т.е. на данном первом этапе (70-80-е гг. XIXв.), маржинализм акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом). Представители "австрийской школы" маржинализма выступали портив исторического и социологического подходов в экономической теории, высказываясь, как и "классическая школа", за "чистую экономическую науку". Они использовали, подобно "классикам", причинно-следственный анализ и эта приверженность каузальному (причинно-следственному) анализу привела и тех и других к версии признания стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Можно так же отметить, что центральной на данном этапе стала "теория предельной полезности товара" и объявлялась школой главным условием определения его ценности, сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.
Характеризуя этот этап, М. Блуг указывает на ряд недостатков, которых не избежали все три основателя теории предельной полезности, в их числе:
- полезность товара рассматривается как функция количества этого товара, не зависящая от количества других потребляемых товаров
- "объяснение" поведения потребителя полезностью сталкивается с двойственной оппозицией (одна из них утверждает, что теория полезности исходит из сомнительной и даже неверной психологии, а другая что психологические аспекты потребительского поведения не имеют отношения к объективному развитию экономического процесса, который от индивидуальных ощущений не зависит)
- "благосостояние" сводится к сумме количественных, поддающихся измерению полезностей для всех индивидов (домохозяйств) общества, и оптимальным считается такое распределение ресурсов, которое максимизировало бы благосостояние именно в этом смысле, и др.(3, с.180)
Список литературы.
- http://www.peoples.ru, http://ru.wikipedia.org.
- Menger K. Principles of Economics. New York. 1981.
- Блуг М. Экономическая мысль в ретропективе. М.: «Дело Лтд», 1994.
- Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. Текст лекций / под общ. ред. И.В. Розмаинского, СПбГУ, 2000.
- Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
Содержание
Содержание 1
1. Введение. 2
2. Представители австрийской школы маржинализма. 3
2.1. Карл Менгер. 3
2.2. Ойген фон Бем-Баверк. 4
2.3. Фридрих фон Визер. 4
3. Австрийская школа маржинализма. 6
3.1. Общая характеристика. 6
3.2. Основные элементы учения К. Менгера. 6
3.2.1. Концепция экономического блага. 6
3.2.2. Концепция субъективной ценности. 7
3.2.3. Концепция ценности производственных благ (средства производства). 8
3.2.4. Теория денег и способности к обмену. 8
3.3. Основные элементы учения О. фон Бем-Баверка. 9
3.3.1. Теория рыночной цены блага. 9
3.3.2. Концепция общей полезности блага. 10
3.3.3. Теория капитала и процента. 10
3.4. Основные элементы учения Ф. фон Визера. 11
3.4.1. Концепция общей полезности блага. 11
3.4.2. Концепция ценности производственных благ. 11
3.4.3. Теория вменения. 11
4. Заключение. 12
5. Список литературы. 13
1. Введение.
В 70-90-х годах 19 в. сформировались сразу три школы, которые принято называть так: Австрийская, Лозаннская и Английская (она же - Кембриджская). Почти все ведущие ученые этого направления были профессорами в университетах. У них появлялись многочисленные ученики, из коих некоторые сами становились крупными учеными, продолжавшими развивать новое направление. Каждая из этих школ дала науке своих великих корифеев и своих блестящих продолжателей.
Австрийская школа, основателем которой явился Карл Менгер (1840-1921), далее представлена его учениками Визером и Бём-Баверком. Австрийцы с подозрением относились к математическим методам анализа, предпочитая логическое рассуждение в словесной форме. Характерным для этой школы был также безусловный акцент на экономический либерализм. Они отвергали не только социализм в любой форме, но и любое государственное начало в экономике. Последнее качество Австрийской школы особенно ярко проявилось в позиции ее третьего поколения, которое возглавили Мизес и Хайек. Общим для австрийцев было противопоставление маржинализма учению классиков, особенно Рикардо.
Данная работа написана на основе учебника Розмаинского И.В. и Холодилина К.А. «История экономического анализа на Западе». В своей книге они опирались на традицию, характерную для западного метода изучения курса «истории экономических учений», заложенную Й. Шумпетером в его работе «История экономического анализа». Согласно данной трактовке, «история учений» сводится к «истории анализа»: учащиеся изучают внутреннюю логику развития и совершенствования экономической теории, развитие идей во времени.
Представители австрийской школы маржинализма.
Основные представители австрийской школы:
• первое поколение — К. Менгер (основатель)
• второе поколение — Э. Бём-Баверк, Ф. фон Визер, Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858—1917); Джон Бейтс Кларк (1847-1938);
• третье поколение — Людвиг фон Мизес, Й. Шумпетер, Карл Шлезингер (1889—1938), Х. Майер (1879—1955), Р. фон Штригль (1891—1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888—1952);
• четвертое поколение — Ф. А. фон Хайек, О. Моргенштерн, Ф. Махлуп, Пауль Розенштейн-Родан (1902—1985), Людвиг Лахман (1906—1990), Фридрих Лутц (1901—1975), Феликс Кауфман (1895—1949), Альфред Шютц (1899—1959);
• пятое поколение — Мюррей Ротбард (1926—1995), Израэль Кирцнер и др.;
• шестое поколение — Ганс-Герман Хоппе, Йорг Гвидо Хюльсман, Хесус Уэрта де Сото и др. (1)
В РФ одним из представителей австрийской школы является Г. В. Лебедев (1957—2004).
Карл Менгер.
МЕНГЕР, КАРЛ (Menger, Karl) (1840–1921), австрийский экономист, основатель австрийской школы экономики. Родился в Ней-Сандеце в Галиции (совр. Новы-Сонч, Польша) 23 февраля 1840. Учился в университетах Вены и Праги, получил докторскую степень в Краковском университете (1867), в 1873 был назначен профессором экономики Венского университета. Менгер считается основателем австрийской школы экономики и теории «предельной полезности». Среди трудов Менгера – Основания политической экономии (Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, 1871), предметом которого является выяснение отношений между полезностью, стоимостью и ценой; Исследование метода социальных наук и политической экономии в особенности (Untersuchungen über die Methode der Socialwissenschaften, und der politischen Ökonomie insbesondere, 1883); Заблуждения историзма в немецкой политической экономии (Die Irrtümer des Historismus in der Deutschen Nationalökonomie, 1884).
Умер Менгер в Вене 26 февраля 1921. (1)
Ойген фон Бем-Баверк.
¶
БЁМ-БАВЕРК, ОЙГЕН(Böhm-Bawerk, Eugen von) (1851–1914), австрийский экономист и государственный деятель. Родился в Брюнне (Моравия) 12 февраля 1851. Окончив Венский университет, Бём-Баверк работал в австрийском министерстве финансов и одновременно продолжал обучение в нескольких немецких университетах. В 1880 получил должность преподавателя в университете Инсбрука, в 1884 был назначен на должность профессора. В 1990 вернулся в министерство финансов, занимал пост министра, участвовал в проведении денежной реформы и введении золотого стандарта. В 1904 Бём-Баверк вернулся к академической деятельности в Венском университете. Наряду с К.Менгером и Ф. фон Визером Бём-Баверк – один из основоположников австрийской школы экономики. Среди его трудов – Основы теории ценности хозяйственных благ (1886); Капитал и прибыль (1884–1889); Теория Карла Маркса и ее критика (1896), в которых он развивал концепции «предельной полезности», исследовал периоды обращения капитала, процент.
Умер Бём-Баверк в Крамзахе (Австро-Венгрия) 27 августа 1914. (1)
Фридрих фон Визер.
Фридрих фон Визер родился в Вене в 1851 году, и после раннего образования в области социологии он, вместе со своим коллегой, другом детства и шурином Евгением фон Бем-Баверком, стал видным и ведущим членом ранней австрийской школы Карла Менгера.
Визер и Бем-Баверк подготовили следующее поколение австрийцев в Вене с начала 1890-ых и в конце 1900-ых, таких как Людвиг фон Мизес, Фридрих Хайек и Й. Шумпетер.
Визер занимал различные должности в университетах Вены и Праги, пока его в 1903 году не пригласили в Венский университет, чтобы занять место Менгера. Известный своим олимпийским спокойствием и независимостью на протяжении всей жизни, Визер, в конечном итоге, в 1917 году все же вступил на австрийскую политическую арену.
Визер известен по двум основным работам: Естественная ценность (1889), в которой детально описан принцип альтернативной стоимости и теория вменения, и Социальная Экономика (1914), которая представляет собой смелую попытку применить эти теории к реальному миру. (1)