Концепция субъективной ценности.

Субъективная ценность - это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность - это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.

Необходимыми условиями для обладания благом ценности являются следующие:

  1. его полезность для данного индивида;
  2. редкость.

Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. К. Менгер иллюстрирует этот тезис на условном примере с десятью разными благами

Блага

Акты потребления I II III IV V VI VII VIII IX X
(потребляемые единицы)
Первый
Второй
Третий  
Четвертый    
Пятый      
Шестой        
Седьмой          
Восьмой            
Девятый              
Десятый                
Одиннадцатый                  

Римские цифры в таблице иллюстрируют конкретные виды благ (чем меньше цифра, тем большую значимость для индивида имеет данное благо), а арабские цифры - числовое значение полезности, которая приносит индивиду конкретная единица блага. Именно это значение и определяет субъективную ценность блага. Анализ таблицы показывает, что субъективная ценность зависит не только от того, насколько в принципе важно для индивида данное благо, но и от количества единиц этого блага, которые имеются в распоряжении у индивида.

Например, предположим, что благо I - это пища, а благо V - табак. Ясно, что пища более важна для удовлетворения физиологических потребностей индивида, чем табак. Но, как следует из таблицы, субъективная ценность табака превысит субъективную ценность пищи, если, например, индивида обладает шестью единицами пищи и только одной единицей табака.

Это указывает на то, что в теории К. Менгера ценность (пусть и неявно) дана через идею убывающей предельной полезности блага.

3.2.3. Концепция ценности производственных благ (средства производства).

К. Менгер выделяет блага низшего и высшего порядка. Блага низшего порядка - это предметы потребления, блага высшего порядка - средства производства. Нововведение К. Менгера в сфере анализа производственных благ состоит не в новой терминологии, а в идее, согласно которой их ценность определяется ценностью предметов потребления (благ низшего порядка), выпускаемых с помощью этих средств производства.

Точнее говоря, ценность блага высшего порядка определяется предельной полезностью блага низшего порядка, которое изготовляется благодаря этому средству производства. Это указывает на то, что ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер.

К. Менгеру принадлежит также идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ высшего порядка. Эта идея получила дальнейшее развитие в современной микроэкономике.

Теория денег и способности к обмену.

К. Менгер также является автором эволюционной теории денег. По его мнению, деньги представляют собой экономический феномен, возникающий спонтанно. Их появление не зависит от каких-либо сознательных действий отдельных хозяйствующих субъектов или групп таких субъектов.

Для описания фундаментальных причин возникновения денег К. Менгер обращается к анализу особенностей обменных отношений. В ходе осуществления обменных операций их участники склонны накапливать у себя те товары, которые обладают большей «способностью к обмену», «реализуемостью» [Absatzfahigkeit]. Ведь такие товары можно обменять на большинство всех остальных благ. В результате товары с большими «способностями к обмену» начинают играть роль посредников при осуществлении обменных сделок. Постепенно среди этих товаров выделяется товар с наибольшей способностью к обмену. Такой товар как раз и представляет собой деньги.

Эта идея о спонтанном возникновении денег оказала огромное влияние на формирование взглядов Ф. А. фон Хайека, Л. фон Мизеса и других представителей неоавстрийской школы - направления современного экономического анализа, развивающего традиции «старой» австрийской школы. В частности, предложенная Ф. А. фон Хайеком концепция «расширенного порядка» (5, с.10) вряд ли появилась бы без теории денег К. Менгера.



Наши рекомендации