В чем особенности предмета и метода ПЭ в учении австрийской школы?

Австрийская школа связана со следующими именами: Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Евгений (Ойген) Бём-Баверк (1851-1914). Основоположником школы считают К. Менгера. Теория, выдвинутая австрийской школой, получила название «теория предельной полезности». Выделим методологические основы теории, действительно претендующие на революционность по сравнению с классическим подходом:

· приоритет сферы потребления над всеми другими сферами хозяйственной деятельности. Начало экономической науки – хозяйствующий субъект, человек экономики, который является в первую очередь потребителем. Он – конечный и исходный пункт хозяйственной деятельности. Человек руководствуется мотивами личной выгоды, и он эгоистичен. Потребитель, а не капиталистпроизводитель – главная фигура экономики. Авторами теории было предложено понимание предмета политической экономии как науки об удовлетворении потребностей. Потребление «переместилось» в основание предмета экономической теории.

· субъективизм, субъективные желания потребителя – как главный мотив хозяйственной деятельности людей, причина всех хозяйственных действий. Цель экономического учения – мотивация хозяйствующего субъекта, его мнение. Отсюда необходима психологизация экономического анализа.

· внеисторичность экономического анализа, то есть применение абстрактного метода вместо конкретно-исторического. Свободное предпринимательство, как в производстве, так и в потреблении существует вне времени и пространства. Классовая структура общества для экономики малозначима. Применяется принцип «робинзонады», возможность изучения изолированного человека в экономике;

· важное место в методологии занимает принцип редкости и ограниченности. Утверждается, что истинно экономические ресурсы всегда редки, то есть, ограничены по сравнению с потребностями. Все остальные ресурсы не являются предметом экономического анализа. Это свободные блага. Таким образом, одним из исходных моментов теории является предположение о фиксированной величине предложения того или иного блага. А коль скоро ресурсы фиксированы, их рациональное распределение и использование представляется жизненно необходимым. Ценность имеют лишь те блага, которых недостаточно для удовлетворения потребности в них. Вода, по Менгеру, обладает ценностью, но если она в избытке, то ценности не имеет

К важнейшим идеям теории предельной полезности можно отнести следующие:

· Потребитель стремится удовлетворить свои потребности. Ценность блага для него определяется степенью важности той потребности, которая удовлетворяется с помощью этого блага. Поэтому, с точки зрения потребителя, стоимость – это потребительская оценка полезного эффекта данного вида блага синоним ценности, то есть полезность. Затраты труда не находятся в непосредственной связи с величиной ценности

· Различают два вида полезности: а) общую полезность – суммарную пользу, которую получают потребители от потребления определённого количества товара; б) предельную полезность – полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы товара. Ценность блага и определяется ценностью последней имеющейся в наличии единицы блага, той полезностью, которую она добавляет потребителю, величиной предельной полезности.

· Любая потребность постепенно удовлетворяется по мере использования блага и насыщения потребности. Более или менее полное удовлетворение зависит от количества имеющегося блага. Однако с увеличением количества блага полезность каждой последующей единицы для потребителя становится меньше ввиду уменьшения прироста полезности. Падение предельной полезности по мере непрерывного использования потребителем дополнительных единиц определенного однородного продукта известно под названием закона убывающей предельной полезности.

· Если каждая последующая единица продукта обладает всё меньшей добавочной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при падении их цены. Убывающая предельная полезность заставляет также и производителя понижать цену. Таким образом, убывание объема спроса с ростом цены выводится из закона убывающей предельной полезности.

· Каждый потребитель стремится повысить свою общую полезность. Максимизация полезности достигается тогда, когда потребитель распределяет свои деньги между различными благами таким образом, чтобы получить одинаковую полезность от каждой денежной единицы, то есть предельные полезности уравниваются по ценам.

Наши рекомендации