Рынок сырья и средств производства
В СССР в течение длительного времени движение средств производства происходило в форме материально-технического снабжения (Госснаб) — то есть через плановое распределение ресурсов по централизованно утверждаемым фондам и планам на основе административно-командного прикрепления производителей и потребителей друг к другу. По существу материально-техническое снабжение было формой прямого распределения средств производства, а не товарного обращения. Здесь отсутствовали признаки рынка, коммерческая связь между производителями и потребителями, возможность выбора партнеров по хозяйственным связям, конкуренция производителей друг с другом. Все эти признаки характерны для современного рынка сырья и средств производства, организованного через систему товарно-сырьевых бирж.
Рынок рабочей силы
В условиях рыночного хозяйства товарную форму принимают не только продукты труда, но и рабочая сила, то есть способность человека к труду, поэтому в рыночной экономике должен существовать и рынок рабочей силы. Он организован в форме государственной службы занятости, которая должна иметь полную информацию о количестве безработных в стране, иметь банк данных о количестве вакансий в экономике, осуществлять переквалификацию лиц, лишившихся работы, на выполнение нужных рынку работ, а также служба занятости должна выплачивать безработным пособия на время поиска ими работы. В рыночной экономике господствует концепция эффективной занятости, в соответствии с которой неизбежно существование определенной безработицы из-за несоответствия предложения и спроса на рабочую силу, однако безработица не должна превышать социально допустимой величины — в 10% от количества трудоспособного населения.
Рынок ссудного капитала
Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок, ссудных капиталов, аккумулироваться в финансово-кредитных учреждениях и эффективно вкладываться в те отрасли экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Объектом здесь выступает особый денежный товар, предоставляемый в кредит. Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, осуществляемый на началах срочности, возвратности и платности. Существует коммерческий кредит — это кредит предприятий друг другу, и банковский кредит, предоставляемый банками, фондами, ассоциациями, любым хозяйствующим субъектом.
Рынок ценных бумаг
Главными видами ценных бумаг являются акции и облигации, которые можно приобрести на рынке ценных бумаг, называемом фондовой биржей. Акции — это ценные бумаги, свидетельствующие о вложении определенного капитала в компанию и дающие право их владельцам на получение колеблющегося годового дохода, называемого дивидендом. Облигации дают право их владельцам на получение фиксированного дохода в форме банковского процента. Акции дают право голоса их владельцу на общем собрании акционеров данной компании. Облигации такого права не дают.
Таким образом, современный западный рынок представляет собой как бы многогранник, каждая грань которого представлена соответствующим рынком, о котором сказано выше. Рынок работает только тогда, когда работают все его грани.
Особое место в рыночной экономике занимает рынок «ноу-хау», то есть рынок патентов и лицензий на научно-технические достижения. Его значение непрерывно возрастает в связи с происходящей ныне научно- технической революцией. В этих условиях возрастает значение и роль НИОКР,то есть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Вокруг рынка и его роли у нас в стране кипят страсти и не прекращаются острые теоретические споры. Они ведутся в том числе вокруг вопроса, «насколько строящийся в стране рынок соответствует современному западному аналогу». Некоторые говорят о якобы полном соответствии, другие говорят о соответствии по созданным рыночным формам, но не по их содержанию. Существует мнение, что рынка в западном смысле слова у нас нет, а есть лишь, так сказать, рыночные декорации, которые скрывают экономическое содержание клептократии или плутократии. Такой точки зрения придерживаются, например, всемирно известный венгерский экономист Янош Корнаи и известный российский теоретик Александр Зиновьев. Другие авторы утверждают, что у нас рынок носит пока нецивилизованный криминальный характер, являющийся издержкой роста, и потребуется значительное время для придания ему цивилизованной формы.
Но и классический западный рынок, сложившийся за период триста-пятьсотлетнее, является универсальным лекарством от всех экономических болезней. Для него присущи как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным сторонам рынка относятся: конкуренция, являющаяся мощным стимулом экономического прогресса, более сильные материальные стимулы, создаваемые рынком участников производства, лучшее использование и внедрение достижений научно-технического прогресса, являющегося оружием в конкурентной борьбе и более быстрое реагирование на изменение потребностей человека, выраженных в потребительском спросе. К негативным моментам рынка необходимо отнести свойственные для него стихийность, анархию, слабую регулируемость, внутренне присущую ему безработицу, крайнюю поляризацию людей по доходам, а также внешние побочные эффекты, связанные в том числе с загрязнением окружающей среды.
Двумя путями перехода к рынку являются «путь шоковой терапии», осуществленный в странах Восточной Европы — Польше, Венгрии, Чехословакии, России по плану Международного Валютного фонда и международного финансового капитала. Этот путь предполагал осуществление трех главных мероприятий: приватизацию и разгосударствление предприятий, либерализацию, то есть отпуск из-под государственного контроля цен, демократизация экономической и политической жизни общества. Другим путем перехода к рынку является китайский путь, который предполагает рыночные преобразования под жестким контролем государства. По мнению китайского лидера Дэн Сяо Пина, допустимы только такие экономические реформы, которые способствуют, во-первых, росту производства, во-вторых, укреплению мощи страны, и в-третьих, повышению жизненного уровня основной массы населения. Здесь проявляется единство национальных экономических и социальных приоритетов, положенных во главу угла китайских экономических реформ.
Вопросы для повторения:
1. Каковы особенности традиционного восточного базара и современного западного рынка?
2. Что и почему можно отнести к основным элементам рыночного механизма?
3. Почему рынок нельзя рассматривать как универсальное лекарство от всех экономических болезней?
4. В чем выражены интересы потребителей и производителей на рынке?
5. Чем принципиально отличаются российский и китайский пути перехода к рынку?
Лекция 6
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рынок представляет собой единство двух своих сторон: спроса и предложения. На рынке переплетаются интересы продавцов и покупателей, которые хотят купить или продать какие-то товары. В экономическом отношении нет единого рынка для всех видов товаров и услуг.
На самом деле существует рынок для каждого товара или услуги в том случае, когда есть предложение данного товара или услуги и, соответственно, спрос на него. Взаимодействие спроса и предложения определяет количество товаров, которые можно произвести и предложить потребителям.
Спрос показывает различное количество товара, которое желают и могут купить потребители по некоторой цене из возможных за определенный промежуток времени. Существует неэффективный или неплатежеспособный спрос, а также эффективный или платежеспособный спрос. Одного желания купить товар недостаточно, а с другой стороны, возможность купить товар ничего не будет означать при отсутствии желания что-то купить.
Если кто-то захотел купить машину «Мерседес», но он не имеет для этого финансовых возможностей, тогда спрос на данный товар с его стороны будет неэффективен и не сможет, тем самым, влиять на рынок этого товара. В другом случае предположим, что у кого-то есть достаточные денежные средства для покупки автомобиля названной марки, но он не желает по какой-то причине его покупать, то и его спрос также неэффективен. Итак, чтобы спрос был эффективен, необходимо, чтобы соединились желание и возможность купить в отношении какого-то определенного товара.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше уровень спроса (при данном уровне доходов) и, наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Эту зависимость можно изобразить графически.
Данная кривая спроса иллюстрирует закон постепенного убывания спроса.
Этот закон гласит, если цена на товар увеличивается, то спрос на этот товар будет уменьшаться. Убывание спроса связано с ограниченностью доходов покупателей. При высоких ценах покупать могут только богатые люди, а пониженные цены привлекают широкий круг покупателей.
В ходе рассмотрения спроса на товар следует различать два близких похожих, но не тождественных понятия. Имеется в виду спрос как таковой, и требуемое количестве товара по данной цене. Кривая спроса во всех ее точках показывает количество товара, которое пожелали купить покупатели по различным возможным ценам на товар. Требуемое количество товара — это определенная точка, соответствующая конкретной цене на кривой спроса. Изменение требуемого или спрашиваемого количества товара есть переход от точки к точке на нашей кривой. Изменение же спроса означает смещение всей кривой вправо (в случае увеличения) или же влево (в случае его уменьшения). Следует отметить, что кривая спроса имеет отрицательную тенденцию, то есть падает вниз и направо. Отрицательная тенденция этой кривой отражает закон спроса как обратной зависимости между ценой товара и требуемым его количеством.
Рыночный спрос на товар основывается на всех факторах, которые определяют индивидуальный спрос, а также он зависит от числа всех покупателей этого товара на рынке.
Кривая рыночного спроса представляет собой соединение кривых индивидуального спроса всех потребителей какого-то товара на рынке.