Рынок: его сущность и основные черты
Что же такое рынок? Вначале рынок представлял собой определенное место в городе, где различные товары выставлялись на продажу. В русском языке существуют два родственно близких, но не тождественных понятия: базар и рынок. Под базаром понимается архаический восточный рынок. Слово рынок используется для характеристики современного рынка западного типа. Восточный базар характеризуется размеренностью, неторопливостью, медлительностью. Он функционирует с раннего утра и до позднего вечера. Для него характерно видимое отсутствие всякого экономического интереса. Восточный базар отличает культ торга, в результате которого цена может быть снижена на треть, на половину, вплоть до того, что товар вам могут отдать бесплатно, если вы будете активно отстаивать свои интересы покупателя. Восточный базар, например базар Чорсу в городе Ташкенте, является не только местом купли и продажи различных товаров, но и излюбленным местом встречи родственников, друзей, соседей по махаля, то есть по микрорайону, которые там обсуждают последние новости и жизненные ситуации.
В современном обществе рынок — это вовсе не обязательно определенное место для встреч покупателей и продавцов. При использовании современных средств связи и транспорта продавец может рекламировать свой товар по телевидению, через Интернет, собрать заказы на свой товар по телефону и разослать товары по почте, не вступая в прямой физический контакт с покупателями.
Современный западный рынок отличается высокой скоростью сделок, основанной на использование достижений в области средств связи, рекламы и транспорта. Для него характерен ярко выраженный экономический интерес получения максимально возможной прибыли. Современный западный рынок отличается значительно более сложной структурой, о чем будет сказано позже.
В экономической науке под рынком понимается также совокупность отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в товарах труда. Рынок выступает также в качестве господствующего и определяющего способа связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. Современный западный рынок стоит на трех опорах, на трех китах: конкуренции, механизме спроса и предложения, свободном ценообразовании, основанном на механизме спроса и предложении.
Рынок не может существовать без конкуренции как между производителями, так и между потребителями. Каждый предприниматель стремится к расширению масштабов своей деятельности и к максимизации прибыли. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Они выступают по отношению друг к другу как соперники, как конкуренты. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма.
Спрос — это представленная на рынке потребность в товарах, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это то количество товаров, которое готовы предложить производители к продаже по данной сложившейся цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание розничных цен вокруг стоимости. Через колебания цен вокруг стоимости устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие производства и потребления.
Свободное ценообразование означает, что изменение цен служит ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объема производства товаров.
Снижение цен на продукцию приводит к снижению объемов ее производства. Изменение цен влияет также на выбор технологии производства. Цена, в конечном счете, предопределяет и то, кто при данном уровне доходов будет потреблять этот продукт.
Структура рынка
Современный западный рынок имеет значительно более сложную структуру, чем восточный базар. В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие рабочую силу, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Соответственно современная рыночная экономика — это система рынков — рынка потребительских товаров и услуг, рынка средств производства, рынка ссудного капитала, рынка ценных бумаг, рынка рабочей силы.
Современный западный рынок должен представлять собой рынок предложения, то есть он должен быть насыщен достаточным количеством товаров и услуг таким образом, чтобы потребители имели возможность широкого выбора товара, а производители боролись бы за своего потребителя. Современный западный рынок должен представлять собой рынок предложения, то есть он должен быть насыщен достаточным количеством товаров и услуг таким образом, чтобы потребители имели возможность широкого выбора товара, а производители боролись бы за своего потребителя.