Рынок: условия возникновения, основные черты

Рыночная экономика – это экономическая система, основанная на общественном разделении труда и частной собственности. Рыночные отношения предполагают обмен результатами экономической деятельности между экономическими субъектами в виде купли-продажи. К экономическим условиям возникновения рынка относят: общественное разделение труда (оно делает необходимым обмен) и частную собственность (она придает обмену характер купли-продажи). К неэкономическим условиям: личную свободу экономических субъектов; правовое обеспечение функционирования рынка; менталитет населения; особенности национального характера; мораль и этика.

Основные черты рыночной экономики:

1. Частная собственность;

2. Свободное ценообразование;

3. Конкуренция.

Частная собственность порождает экономическую свободу и частный экономический интерес.

Следует различатьформальную экономическую свободу (она характеризует право действовать, ограничивает действия правовыми, нравственными нормами, моралью; определяет “коридор свободы”)и реальную экономическую свободу - фактическое умение, способность реализовывать свои экономические права. Наличие экономической свободы означает реальную возможность экономического выбора. Экономическая свобода дает экономическим субъектам определенную власть в экономике. Нельзя забывать: чем больше экономической свободы – тем больше экономической ответственности.

Свободное ценообразование — это информационная система рыночной экономики.

Конкуренция - форма взаимодействия субъектов рыночной экономики в ходе хозяйственной деятельности. Система конкурентных отношений обусловливается суверенным правом каждого экономического субъекта на реализацию своего экономического интереса. Конкуренция – это экономическое соперничество, которое стимулирует эффективный экономический выбор.

Основные функции конкуренции:

1. Сопоставительная - позволяет соизмерять затраты собственного производства с затратами конкурентов, приводить свои затраты к общему знаменателю.

2. Санирующая (оздоровительная): фирмы, у которых затраты больше, чем у конкурентов, разоряются. Именно конкуренция способствует формированию рыночных цен. Она заставляет производителей выпускать именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их рациональным, эффективным способом. Рынок обеспечивает самонастройку экономических процессов на эффективный механизм хозяйствования.

Функциями конкуренции обусловлены еепоследствия: с одной стороны, конкуренция стимулирует поиск более эффективных экономических решений, т.е. способствует достижению рыночного равновесия; с другой стороны, конкуренция приводит к нестабильности (банкротствам, безработице, спаду производства), т.е. нарушает рыночное равновесие. Анализ последствий конкуренции позволяет сделать важный вывод: по своей экономической природе конкуренция не гарантирует стабильного развития рыночной экономики. Следует заметить, что рыночные отношения проникают во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи могут быть земля, природные ресурсы, валюта, деньги, труд, информация и т. д. Вместе с тем, в рыночной экономике есть объекты, являющиеся государственной собственностью, общенародным достоянием.

Структура рынка сложная и определяется по различным критериям:

· По товарным группам – рынки потребительских товаров и услуг; товаров производственного назначения; факторов производства;

· По территориальному признаку – рынки местные, общенациональные, мировые;

· По конкуренции – рынок совершенной и несовершенной конкуренции;

· По правовому признаку – рынок легальный, нелегальный, “теневой”;

· По участию государства – рынки стихийные и регулируемые и т. п.

Организация рыночной экономики может быть представлена в виде модели кругооборота товара и денег. Она показывает движение экономических благ (товаров и ресурсов) и денег на рынке.

Рынок: условия возникновения, основные черты - student2.ru
Схема

Основные субъекты рыночных отношений: домашние хозяйства, деятельность которых связана с удовлетворением личных потребностей, и фирмы – основной целью которых – максимизация прибыли. Оба субъекта выступают в качестве и продавца, и покупателя.

Модель кругооборота характеризует движение, как материально-вещественных ценностей, так и денежных потоков, охватывающих доходы и расходы населения и предприятий.

Товары и деньги, заметим, движутся в разных направлениях.

Наши рекомендации