России с развивающимися странами
Современное состояние внешних экономических связей с развивающимися странами в значительной степени обусловлено их развитием в период существования СССР. Направления внешнеэкономических отношений СССР с развивающимися странами определялись слабостью экономик развивающихся стран, несовершенством структуры их хозяйства, задачами развития базовых отраслей промышленности, подъема сельского хозяйства. При экономической и технической помощи СССР в развивающихся странах введено в эксплуатацию около 890 различных предприятий и объектов. К ним относятся предприятия электроэнергетики, нефтепереработки, угольной и нефтедобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения и т. п.
Основная задача осуществления внешних экономических связей с развивающимися странами состояла в расширении политического влияния СССР, в распространении коммунистической идеологии; экономическим задачам отводилось второстепенное значение. В результате имел место неэквивалентный торговый обмен, передача им Советским Союзом значительных материальных ценностей в долг. Задолженность развивающихся стран России сегодня исчисляется по разным оценкам суммой от 130 до 160 млрд. долл. Россия по-прежнему предоставляет развивающимся странам значительные льготы в торговле.
Продолжая политику сотрудничества бывшего СССР с развивающимися государствами, Россия строит ее на принципах взаимной выгоды и взаимных интересов, руководствуясь международными нормами и практикой. Однако начало 90-х гг. ознаменовалось заметным спадом внешнеэкономических взаимоотношений с развивающимися государствами. Особенно сократился в эти страны российский экспорт (на 25%). Уменьшился объем внешней торговли с Индией в 2,5 раза, Ираном - в 2,6, Египтом - в 3,5, Сирией - в 4,7, Афганистаном - в 6 раз. К особенностям внешнеэкономических связей с развивающимися странами следует отнести высокую степень государственного регулирования этих связей.
Расширение экономического сотрудничества между Россией и странами Азии неразрывно связано с укреплением экспортного сектора, стремлением расширить географию внешнеэкономических связей. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.
Другим фактором, определяющим стремление Российской Федерации интенсифицировать торговые отношения со странами Азии, является желание связать экономический потенциал России, и прежде всего ее восточных районов, с наиболее динамичной частью мирового хозяйства. Это может открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.
Сложившаяся взаимодополняемость наших экономик, относительно невысокая требовательность рынков этих стран, взаимные интересы и накопленный опыт превращают их в весьма удобных и наиболее вероятных покупателей российской продукции. Велики возможности вывоза в азиатские страны продукции обрабатывающей промышленности, в том числе машин, оборудования и оружия. Россия традиционно импортирует оттуда многие виды минерального, растительного сырья, сырья животного происхождения и различные продовольственные товары.
Устанавливаются обоюдовыгодные экономические отношения с «новыми индустриальными странами» Азии (Республикой Корея, Сингапуром, Тайванем, Гонконгом и др.). Они заинтересованы в закупке в России энергетических и минеральных ресурсов и готовы развивать сотрудничество по их добыче и переработке. В ряд ведущих партнеров нашей страны выдвинулась Республика Корея. На территории России к 1995 г. действовало 30 совместных с Южной Кореей предприятий с общей суммой 25 млн. долл. Республика Корея участвует в реализации некоторых небольших проектов в Сибири и на Дальнем Востоке: в строительстве гостиниц, бизнес-центров, налаживании туризма, разработках лесозаготовок.
На страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока приходится около 30% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами. Ведущий партнер России из стран Южной Азии - Индия, развитию экономического сотрудничества с которой наша страна всегда придавала приоритетное значение. За годы сотрудничества в Индии Советским Союзом построено около 75 промышленных объектов.
Распад СССР, кризисные процессы в российской экономике обусловили резкое падение товарооборота с Индией. Было свернуто техническое содействие, оказываемое нашей страной Индии, в том числе и в сооружении тех объектов, продукция которых предназначалась для экспорта в Россию, а также военно-техническое сотрудничество с этой страной.
В настоящее время как Российская Федерация, так и Индия предпринимают усилия к восстановлению и развитию торгово-экономических связей. Россия, в частности, сохраняет заинтересованность в импорте фруктов, джутовых, текстильных и швейных изделий, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов и т. д. По-прежнему пользуются спросом в России некоторые виды индийских машин и оборудования (электроника, оборудование для пищевой и фармацевтической промышленности).
Со своей стороны, Россия могла бы продолжать эффективно продавать в Индию машины, оборудование, газетную бумагу, асбест и др.
Углубление торговых отношений со странами Азии поможет смягчить негативные последствия разрыва связей с Восточной Европой.
Торгово-экономические отношения России с африканскими странами имеют менее благоприятные перспективы.
Из-за возникших трудностей в экономике СССР было приостановлено оказание технического содействия Советским Союзом странам Африки. Указанное и другие обстоятельства послужили определенным ограничением в торгово-экономическом сотрудничестве со странами Африки и отразились на его динамике. Товарооборот России со странами Африки составляет сравнительно небольшую сумму (более 1% от всего товарооборота), при этом импорт из Африки превышает российский экспорт. Большая часть товарооборота России приходится на страны Северной Африки (свыше 83%), такое географическое распределение должно быть преодолено.
Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России с африканскими странами связаны с углублением экономических связей на основе поиска новых возможностей без предвзятых политических подходов.
В последнее время наблюдается повышение внешнеэкономической активности по отношению к странам Латинской Америки. Значение торгово-экономических отношений с государствами Латинской Америки определяется прежде всего возможностью крупномасштабных закупок в этом регионе товаров, которые либо не производятся в Российской Федерации из-за природно-климатических условий (кофе, какао-бобы, бананы и т. д.), либо их производство в отдельные годы недостаточно для удовлетворения потребностей российского внутреннего рынка (шерсть, зерно, мясо и т. д.).
Россия закупает и дефицитные виды минерального сырья — цветные и редкие металлы. В то же время Латинская Америка представляет собой емкий и быстро развивающийся рынок. Расширение экспорта российских товаров возможно прежде всего за счет поставок конкурентоспособной машинно-технической продукции. Импорт из стран Латинской Америки может включать товары народного потребления: бытовую электротехнику, обувь, текстильные изделия.
В перспективе Латинская Америка, располагающая крупными минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами и уже солидным промышленным и научно-техническим потенциалом, могла бы стать одним из важных направлений более полного включения экономики России в международное разделение труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике невозможен без научного обоснования региональных факторов. Игнорирование в прежних программах регионального подхода и попытки использовать усредненные методы регулирования экономического и социального развития привели к суверенизации регионов. Центральная власть непосредственно зависит от действий региональных властей, решения которых порой бывают непредсказуемы.
Несогласованные действия усиливают разнобой в проведении экономических реформ и способствуют хозяйственному ослаблению регионов России. Выход из создавшегося положения — выработка региональной политики, отвечающей интересам всех регионов. В ее проведении должны сотрудничать федеральные и региональные органы управления в соответствии со своей компетенцией.
Изменения геополитического положения России, рыночная направленность экономики, формирование федеративных отношений между регионами выдвигают новые требования к региональной политике. Экономика страны должна быть самостоятельной. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
полностью обеспечить страну сырьевыми и материальными ресурсами, которые раньше поставлялись из других республик, за счет диверсификации своего производства или экономически выгодных поставок по импорту;
укреплять экономические связи между регионами России, чтобы избежать центробежных тенденций;
рационально использовать научный и производственный потенциал регионов для выхода из кризиса и структурной перестройки хозяйства страны;
повысить уровень жизни населения всех регионов;
изменить внешнеэкономическую стратегию и увеличить экспорт продукции наукоемких отраслей;
осуществить строительство новых портов на Балтийском и Черном морях с целью надежной связи с мировым рынком.
Для решения стратегических задач территориального развития России очень важно укрепление государственного регулирования через механизм планирования, который должен быть восстановлен применительно к рыночным условиям.
На реформы в отдельных субъектах Федерации оказывают влияние не только уровень экономического развития регионов, но и региональные факторы неэкономического характера: политическая обстановка (Северный Кавказ), социально-исторические условия, приоритетность различных видов деятельности у местного населения. В связи с этим приватизация должна учитывать местные условия каждого региона и осуществляться региональными органами управления. Региональные интересы не должны противоречить общероссийским. Преодолеть тенденцию сепаратизма и дезинтеграции возможно только за счет политики экономического федерализма на основе разумного компромисса регионализации и интеграции.
Рыночные отношения оказывают различное влияние на экономику регионов, что связано с характером их специализации, отраслевой структурой хозяйства и условиями хозяйственной деятельности. В настоящее время удельный вес убыточных предприятий в восточной зоне в 5 раз выше, чем в целом по России, и в 8 раз выше, чем в Москве и Московской области. В 1992 - 1997 гг. происходил массовый отток рабочих и служащих из районов нового освоения. Применение закона о банкротстве в районах Севера привело к обвальному закрытию предприятий. Этот процесс без вмешательства государства может вызвать социальный взрыв.
Усиление экономической ответственности местных властей за социальное развитие регионов и сокращение участия федеральных структур в перераспределительных процессах привели, с одной стороны, к усилению межрегиональной дифференциации уровня жизни населения, а с другой - к стремлению региональных органов управления получить недостающие ресурсы любыми способами. Сложившаяся ситуация в 1996 г. выглядела следующим образом: 17% субъектов Федерации производили продукцию в объемах, на 20% превышающих их уровень потребления и накопления. В то же время 15% регионов выпускали на своей территории продукции меньше, чем ее необходимо для обеспечения текущего потребления населения. Такое положение будет меняться постепенно за счет рационализации структуры производства. Целесообразно устанавливать льготы отстающим регионам исходя из объективного состояния их социального развития и экономических возможностей.
Осуществление экономических реформ подтверждает, что в переходный к рыночным отношениям период роль государственного регулирования должна повышаться. В противном случае это приводит к ускорению процессов обнищания населения слаборазвитых районов, хищническому использованию природных ресурсов. Для финансирования региональных программ должен быть создан федеральный фонд регионального развития. Он должен формироваться за счет платежей предприятий, которые будут взиматься в районах, обладающих хорошо развитой территориальной инфраструктурой, имеющих мощный научный потенциал. В условиях рынка предприятия получают дополнительный доход. Предпосылки для него были созданы за счет государственных средств. Поэтому государство имеет право на изъятие части дополнительных доходов и их перераспределение в районы, где такие условия только начинают создаваться.
Расширение прав регионов влечет за собой большую ответственность федеральной власти в вопросах территориального развития. Формирование нового федеративного государства в России будет успешным только при сочетании конкретных подходов к решению проблем отдельных регионов и единства общих принципов функционирования рынка на всем пространстве, при согласовании региональных и федеральных экономических интересов. В правительственной программе необходим дифференцированный подход в отношении регионов, имеющих ярко выраженные отличия от средних условий. Если этого не сделают федеральные власти, то регионы все больше будут уходить из-под контроля и это обойдется намного дороже всей стране.
В федеральной концепции нужно предусмотреть правовые и экономические меры, направленные на усиление межрегионального разделения труда. Регионы должны быть обеспечены финансовыми, материальными и инфраструктурными ресурсами.
На современном этапе процесс регионального развития в России требует системного подхода: оперативно реагировать на развитие кризисных явлений в экономике и изменение социально-политической ситуации в регионах; способствовать решению стратегических задач территориального развития страны; обеспечивать углубление реформ во всех районах с учетом их социально-экономической специфики.
Коренные изменения в социально-политической и экономической системах страны неразрывно связаны с совершенствованием ее административно-территориального устройства. Опыт Советского Союза показывает, что следует перейти от национально-территориального устройства к экономико-географическому территориальному построению. Это позволит определять основные направления развития экономики страны, характер и интенсивность рыночных мероприятий. Государство должно контролировать минимальный объем централизованных ресурсов, необходимых для реализации региональной политики. Это прежде всего касается централизованных капитальных вложений для поддержки слаборазвитых регионов. Следовательно, региональный принцип становится ключевым в экономической политике России.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3
РАЗДЕЛ I НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ.. 5
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ —наука о размещении и территориальной организации хозяйства.. 5
Глава 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ и факторы размещения производительных сил.. 13
Глава 3. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ и его экономическая оценка 33
Глава 4. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, численность и воспроизводство населения.. 47
Глава 5. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ организация хозяйства.. 64
Глава 6. НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ и научно-технических прогресс.. 82
РАЗДЕЛ I. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 92
Глава 1. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 92
Глава 2. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ... 98
Глава 3. ЧЕРНАЯ И ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.. 124
Глава 4. ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.. 142
Глава 5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.. 157
Глава 6. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.. 166
Глава 7. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.. 177
Глава 8. ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.. 186
Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 197
Глава 10. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ТРАНСПОРТА 220
РАЗДЕЛ I I I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 242
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ.. 242
Глава 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 250
2.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 260
2.2. СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 280
2.3. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 290
2.4. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ.. 298
2.5. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 301
2.6. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 310
2.7. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 323
2.8. ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 337
2.9. УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 362
2.10. ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 378
2.11. ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 405
2.12. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН.. 425
Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ.. 439
РАЗДЕЛ IV. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 460
Глава 1. ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.. 460
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С НОВЫМИ НЕЗАВИСИМЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ.. 468
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КНР, КНДР, МНР И КУБОЙ.. 471
Глава 4. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ 474
Глава 5. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ 482
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 485