Эволюция концепций организационного управления.

Этап 20-40-х гг. – период технократического менеджмента. Он характеризовался введением рациональных процедур управления кадрами, усилением внешнего контроля, введением равной системы оплаты труда. Вместо человека как личности рассматривается только его основная функция – труд, измеряемый через затраты рабочего времени.

50–70-е гг. – внедрение новой техники и технологии потребовали кардинальной перестройки организации и управления трудом: усложняется механизм трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации; создается система непрерывного профессионального образования; развивается социальное партнерство; повышается роль организационной культуры; пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие и индивидуальные формы трудовой деятельности.

Человек начинает рассматриваться не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.

80—90 гг. – работник считается не просто позицией в штатном расписании, а выступает в единстве трех взаимосвязанных компонентов: трудовой функции, социальных отношений и личности. Люди рассматриваются как ключевой ресурс, как социальная ценность, обосновывается целесообразность стратегического, инвестиционного подхода к формированию, использованию, развитию людей в организации подобно другим видам ресурсов.

XXI век. – гуманистическая концепция:– повышенное внимание к человеческому фактору; – возрастание роли и статуса служб по управлению человеческими ресурсами, которые из традиционно периферийных преобразуются в стратегические подразделения, определяющие успех деятельности и конкурентоспособность организации.

Новые условия развития общества: - Глобализация экономики; - Обострение рыночной конкуренции; - Быстрые изменения и нововведения в обществе и экономике; - Технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте; - Информация как фактор развития общества; - Социальная ответственность бизнеса; - Гуманизация труда.

39 Содержание и основные характеристики внутренней и внешней среды организации.Любая организация функционирует в определенном окружении и элементов влияния. Комплекс таких факторов влияния называется средой организации. Вся совокупность факторов влияния и обеспечения жизнедеятельности организации традиционно классифицируется на внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда организации – это совокупность устойчиво функционированных элементов, обеспечивающих ее целостность, идентичность и успешное функционирование.Элементами внутренней среды являются: -свойство целеполагания (миссия, цели, задачи, стратегия, тактика, адаптация к изменениям, внутренние ресурсы, возможности); – люди (структура персонала, уровень его развития, система мотивации, коммуникативность, производительность труда, креативность, групповая деятельность, социальная и личная ответственность); – система коммуникаций; – система ресурсного обеспечения (набор и отбор кадров, финансово-экономические факторы, технико-технологическое сопровождение, информационное обеспечение); – информация (организация документооборота, система изучения потребителей, конкурентов, возможных поставщиков, знание работников, их интересов, целей и особенностей, применение современных информационных технологий, формирование баз знаний); – механизмы социального взаимодействия с внешней средой (работа с потребителями, взаимодействие с конкурентами, кодексы проф-ного и организац-го поведения, формирование и поддержка имиджа организации).

Современная управленческая парадигма основана на утверждении, что организация есть открытая система, все ресурсы которой зависят от внешней среды. Это означает, что структура, цели функции и другие элементы организации есть результат взаимодействия с внешней средой.

Внешнюю среду организации традиционно классифицируют по следующим основным критериям. По содержанию можно выделить элементы экономической, политической, технологической, социальной, культурной и экологической среды организации.По направленности влияния на организацию можно выделить элементы прямого и косвенного воздействия. Экономическая внешняя среда включает: - государственный экономический протекционизм, включающий методы экономического регулирования; - наличие потенциальных покупателей и их потребности; - финансовую и налоговую политику; --сложившийся уровень цен на продукцию предприятия; - возможность получения инвестиций; - наличие рабочей силы требуемой квалификации; - сотрудничество с поставщиками; -конкурентную среду.

Политическая внешняя среда включает: - существующую внешне- и внутриполитическую ситуацию в тех государствах, на территории которых находится организация и на территории которых она производит реализует свою продукцию; - существующее в этих странах законодательство, политические и правовые институты, регулирующие определенные виды деятельности и реализацию определенных видов товаров или услуг; - политические взаимоотношения между странами и территориями, уровень политической лояльности и взаимодействия. Технологическая внешняя среда представляет собой существующие в обществе знания и механизмы их применения в производстве товаров и услуг. Значение этой среды огромно не только при создании изделий, но и в управленческих инновациях. Социальная внешняя среда включает: -социальную инфраструктуру организаций и территорий; -традиции и обычаи; -уровень культуры населения; -менталитет населения; религиозные нормы.Этическая внешняя среда включает в себя нормы личностного и межличностного поведения людей, нормы национальной культуры, правила общения и моральные кодексы.Экологическаясреда представляет собой естественные условия функционирования организации. Влияние факторов этой среды на деятельность организации постоянно возрастает по следующим основным причинам: - Экология сказывается на здоровье работников; - Организация, особенно если это промышленное предприятие, должна обеспечивать экологически безопасное производство; - Экологические императивы являются важным элементом идеологии социальной ответственности организации.

Элементы внеш. среды орг-ции в зависимости от направ-ти и силы воздействия делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. 1. Ф-ры прямого действия – это запреты, табу, ограничения, стимулирование, развитие. 2. Факторы косвенного действия – оценка конкуренции, возможных эк-ких и соц-ных последствий, воздействие через третьих лиц, инф-ное обеспечение (разведка, заимствование, пропаганда, реклама).

Наши рекомендации