Промышленность как объект государственного регулирования: особенности и характеристика.

Промышленность – это важнейшая отрасль материального производства, оказывающая решающее воздействие на развитие производительных сил в обществе и удовлетворение потребностей населения.

В промышленности РБ выделены следующие отрасли: электроэнергетика; топливная; черная металлургия; химическая и нефтехимическая; машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; промышленность строительных материалов; легкая - текстильная; пищевая.

Государственная промышленная политика РБ ориентирована на:-рост объемов производства промышленной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;-повышение эффективности промышленного производства;-социальные результаты;- экологические ограничения;- наращивание инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.

Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РБ определена Концепцией социально-экономического развития РБ до 2020 г., Концепция Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства.

Основной целью развития промышленного производства Республики Беларусь на период до 2020 года является формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не ниже 50% от существующего в странах ЕС-27, повышение качества промышленной продукции и наращивание ее экспортного потенциала на основе структурной перестройки производства, его интеграции с наукой и зарубежными ТНК.

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития РБ до 2020 г. стратегическими направлениями в условиях перехода к новой экономической системе являются:- в промышленности – замена и модернизация станков и тех-ких линий; -в топливно-энергетическом комплексе – повышение эффективности пр-ва и использования топлива и энергии посредством реализации активной энергосберегающей политики;

Отраслевое регулирование обеспечивает поступательное развитие отраслей и государственный контроль за их состоянием.

Территориальный принцип предполагает регулирование отрасли на уровне регионов.

Прогнозирование отрасли позволяет определить основные направления ее развития с выделением основных аспектов деятельности: развитие технической базы производства, организационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах, изменение структуры, объемов пр-ва.

В системе государственного регулирования промышленности центральное место занимают прогнозирование, планирование и программирование.

Следующей важнейшей сферой гос. регулирования промышленности республики является структурная перестройка, которая должна преобразовать промышленность в отрасль, способную обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

Действенным инструментом государственного регулирования промышленности выступают налоги, призванные выполнять три основные функции: стимулирующую, распределительную и фискальную.

В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населения, используется государственный заказ.

Государственная промышленная политика РБ ориентирована на: • рост объемов производства промышленной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;• повышение эффективности промышленного производства;• социальные результаты;• экологические ограничения;• наращивание инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.

Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики, выработанной на долгосрочную, среднесрочную перспективу и краткосрочный период.

Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов РБ определена Концепцией соц-эк развития РБ до 2015 г., Программой развития промышленного комплекса РБ до 2020 гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства.

Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.

В соответствии с поставленной задачей промышленная политика республики в долгосрочной перспективе ориентирована на:• динамичный рост производства;• рост конкурентоспособности продукции;• на ресурсосбережение (снижение материало- и энергоемкости);• повышение производительности и интенсивности труда;• технологическое перевооружение производства;• усиление инновационности промышленного комплекса ;• реструктуризацию предприятий отрасли, требующую, в свою очередь, организационно-правовой реформы;• создание межгосударственных финансово-промышленных групп; • развитие процессов акционирования и приватизации;• создание комплекса ТНК, в которых Беларусь будет являться страной базирования.

Намеченные мероприятия и их реализация обеспечат укрепление отечественного промышленного потенциала, освоение и расширение производств V и VI технологических укладов и на этой основе - повышение конкурентоспособности промышленной продукции и уровня насыщения внутреннего рынка.

Будут максимально использованы преимущества Беларуси в ЕЭП, связанные с выгодным географическим положением, наличием квалифицированных трудовых ресурсов, развитой транспортной, энергетической и иной инфраструктуры. Прежде всего, это касается долго­срочного сотрудничества с зарубежными транснациональными корпорациями, привлечения их инвестиций в нефтепереработку, автомоби­лестроение, электротехническую, фармацевтическую и пищевую промышленность.

В Программе определены основные инструменты и механизмы реализации промышленной политики. Предусматривается поэтапное реформирование системы государственного управления промышленным комплексом. На первом этапе - формирование холдингов с передачей управляющим компаниям функций хозяйственного управления государственными предприятиями, на втором -создание единого государственного органа, отвечающего за выработку и реализацию промышленной политики.

В ходе реализации Программы промышленность страны станет не только более конкурентоспособной и инновационной, но и более экологичной. К 2020 году будет обезвреживаться до 90 % загрязняющих атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сократятся выбросы таких веществ, а также парниковых газов (на 10% к 1990 году), увеличатся объемы оборотного и повторного водоснабжения (на 2 %) и доля использования образующихся отходов (на 10-15 %). Вдвое возрастет число предприятий, сертифицированных на соответствие экологическим стандартам ISO 14001.

В качестве источников финансирования Программы предусмотрены собственные средства организаций (до 35 %), иностранные источники, прежде всего прямые иностранные инвестиции (33 %), кредитные ресурсы (25 %), средства республиканского и местных бюджетов, включая инновационные фонды (6 %). Из консолидированного бюджета предполагается ежегодно направлять на реализацию Программы до 4 % его расходной части.


Наши рекомендации