Предмет и методы микроэкономического анализа.
Предмет и методы микроэкономического анализа.
В зависимости от масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отраслевых рынках в результате которого формируются цены на факторы производства произведенные товары и оказываемые услуги, осуществляются размещение ограниченных ресурсов и распределение доходов. Предметом макроэкономики является функционирование национальной экономики в целом. Она изучает поведение агрегированных экономических субъектов: домохозяйств, частного сектора, правительственного сектора.Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Микроэкономический анализ служит основой для анализа многих макроэкономических процессов. В то же время поведение домашних хозяйств и фирм нах-ся под влиянием макроэкономических факторов: совокупного спроса, совокупного предложения, денежной массы в обращении, уровня занятости и т.д.
Микроэкономика (от греч. micros— малый) связана с деятельностью самых простых экономических единиц. К ним относятся производители, потребители, вкладчики капитала, землевладельцы и др. — фактически любой индивид или хозяйствующий субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика исследует экономическое поведение отдельных экономических субъектов, объясняя, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияет изменение цен и доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.
Микроэкономический анализ предполагает рассмотрение совокупности конкретных отношений между обособленными хозяйствующими субъектами (экономическими единицами), которые, будучи носителями экономических интересов, устанавливают и поддерживают экономические связи друг с другом. Люди, чтобы удовлетворять свои безграничные потребности, должны производить экономические блага, используя объективно ограниченные ресурсы.
Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточности в каждый данный момент времени для достижения разных целей. Применение ресурса для производства одного блага исключает возможность его использования для производства другого блага. Следовательно, в процессе хозяйственной деятельности приходится делать выбор между разными вариантами применения ресурса.
Проблема выбора в условиях редкости ресурсов связана с необходимостью определить тот вариант их использования, который в наилучшей степени позволит достичь поставленных целей.
Выбирая один из вариантов, приходится отказываться от других (альтернативных) вариантов. Поэтому выбор всегда связан с определенными жертвами, которые называются альтернативными издержками, представляющими собой цену выбора того или иного варианта деятельности.
Следовательно, предметом микроэкономикиявляется механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами для достижения своих целей в условиях ограниченности ресурсов, имеющих альтернативные варианты использования.
Конкретизацией проблемы выбора в экономике являются три фундаментальных вопроса (три_ решения), которые стоят перед любым обществом:
1)что производить — т.е. какие именно блага, какого кач-ва и в каком колич-ве;
2)как производить — т.е. какие технологии и какой набор ресурсов выбрать для производства благ;
3)для кого производить — т.е. как распределять произведенные блага, кому и в каком количестве они достанутся.
Виды монополий.
Естественная монополия — это состояние отрасли, в которой присутствует единственная фирма по причине технической невозможности или экономической неэффективности конкуренции в данной отрасли (первый и второй факторы монополизации, приведенные в разделе 4.2.). Примерами естественных монополий являются, прежде всего, инфраструктурные отрасли — водопроводы, электросети, теплосети, железные дороги и т.д. Вместе с тем, при определении естественных монополий в указанных отраслях следует отделять сами инфраструктурные предприятия (например, электросети), которые являются естественной монополией, от организаций, производящих и продающих продукцию с использованием данной инфраструктуры (например, электростанций), которые могут работать в условиях конкуренции.
Патенты, лицензии, собственность на факторы производства способствуют возникновению так называемых закрытых монополий — монополий, защищенных от конкурентов юридическими запретами. Если же фирма становится единственным поставщиком продукта, не обладая специальной защитой от конкурентов, она пребывает в статусе открытой монополии. Источником ее рыночной власти чаще всего выступают рассмотренный ранее эффект масштаба и новизна предлагаемой продукции. Примерами открытой монополии являются компании Samsung (первой начала продажу биотелевизоров на мировом рынке), Velcom (первой пришла на рынок мобильной связи в Республике Беларусь).
По характеру проводимой ценовой политики различают простую монополию, реализующую свою продукцию всем покупателям по одной цене, и монополию, осуществляющую ценовую дискриминацию, т.е. практикующую дифференциацию цен для разных покупателей (либо на различные единицы одного и того же товара), не обусловленную разницей в издержках производства.
Возможна ситуация, когда продукт разных изготовителей имеет единственного покупателя. Так, Жлобинский металлургический завод — единственный в Республике Беларусь покупатель лома цветных металлов; пример в региональном масштабе — льнозаводы и льнокомбинаты. Рыночная структура характеризующаяся монополией со стороны покупателя, носит название монопсонии. Она является обладателем рыночной власти — в данном случае монопсонической, когда цены и условия реализации диктует покупатель.
Но бывает ситуация двусторонней монополии, при которой продукцию единственного продавца приобретает единственный покупатель. Это крайне редкое стечение обстоятельств; более распространены рынки с маленьким числом продавцов, обладающих монопольной властью и продающих товар на рынке с маленьким числом покупателей, наделенных монопсонической властью.
Регулируемая монополия
Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ресурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их использовании (средние издержки при желаемом объеме производства выше минимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции.
Регулирование — процесс, посредством которого государство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпринимает меры, препятствующие их образованию, а также стремится ограничить их рыночную власть.
Формы регулирования монополии: ограничение цен; установление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные предприятия; антитрестовская политика, направленная на повышение уровня конкуренции в отрасли.
Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулирования монопольных цен.
Регулируемая монополия предполагает установление государством максимальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимизации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издержек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отражает рис. 4.4.
Рти Qm— цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанавливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MRи среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1вплоть до объема выпуска Q1.
Для объемов производства больше Q1новые кривые предельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MRи ARнерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересекающая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствующей выпуску Q1.
Рис. 4.4 показывает, что при цене P1и количестве продукции Q1полные чистые потери от монополии сокращаются (площадь треугольника ELNменьше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем выпуска увеличивается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые потери общества сокращаются, и при цене Р2 = Рсони исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьшению выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению максимальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит продукции в размере Q'3-Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирования цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних издержек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса.
На практике государство чаще всего регулирует деятельность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по определению характеризуемых убывающими средними общими издержками, которые превышают предельные издержки. Регулирование цен может смягчать социальные последствия естественной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффективному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Дилемма регулирования естественной монополии связана с выбором между регулированием эффективным (по принципу равенства регулирующей цены предельным издержкам) и справедливым (по принципу равенства регулирующей цены средним издержкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом монополист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке.
Таким образом, государственное регулирование цен на конкурентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозвратные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями монопольной власти, и максимизировать социальное благосостояние.
Модель лидерства по ценам.
Фирма может выстраивать рыночную стратегию, уделяя основное внимание не объему продаж, а установлению цены. Этой ситуации соответствует модель лидерства по ценам. В данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одинаковой цене, устанавливаемой лидером. Для того чтобы максимизировать прибыль, ведомый оптимизирует свой объем продаж, отталкиваясь от заданной цены. Фирма-лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2 = f(P). В таком случае объем производства фирмы-лидера составитQ1 = Q - Q2
где Q— общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса; Q2— объем предложения фирмы-ведомого.
Таким образом, спрос на товар фирмы 1 равен разнице между общим рыночным спросом и предложением фирмы 2. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при котором предельные издержки будут равны предельному доходу.
Рис. 6.2. Равновесие в ситуации дуополии с некооперативной стратегией установления цен при последовательной игре (модель лидерства по ценам) |
Рис. 6.3. Равновесие в ситуации дуополии с некооперативной стратегией установления объемов производства при одновременной игре (модель Курно) |
Следует оговориться, что не все фирмы действуют по принципу «лидер — ведомый», многие предпочитают самостоятельно принимать решения в отношении объемов продаж или установления цен. Следующая модель соответствует их стратегии содновременным принятием решений.
Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно) отражает ситуацию, в которой каждая из двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой. Графическая интерпретация представлена на рис. 6.3.
Фирма 1, выпуская количество товара Q1, ожидает, что фирма 2 произведет продукцию в объеме Q°2, а та в свою очередь рассчитывает, что, если она произведет товара в количестве Q2, то фирма 1 выпустит его в количестве Q°1. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1= f(Q°2),Q2 = f(Q°1).
Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рис. 6.3 это равновесие (равновесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции X,в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы.
Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж. В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2в точку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3в точку 4).Их активность будет продолжаться, пока равновесие не установится в точке X, после чего обе фирмы перестанут вмешиваться в ситуацию на рынке.
Модель Бертрана соответствует стратегии фирм, самостоятельных в выборе цены своих товаров, но в вопросе объема продаж полагающихся на рынок. В данном случае фирмы стараются максимизировать прибыль, принимая цены конкурентов заданными.
Главной особенностью модели Бертрана является установление олигополистами цен на свою продукцию на низком уровне. Фирмы не знают наверняка, а лишь предполагают, какими будут действия конкурентов, и ради победы на рынке готовы снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае — до уровня предельных издержек.
С этой точки зрения показательны аукционы, тендеры. Например, организации-потребителю необходим какой-либо товар (услуга). Она объявляет тендер, и все заинтересованные организации — продавцы данного товара (услуги) выдвигают свои продажные условия (цены). Потребитель выбирает поставщика с самым выгодным предложением (самыми низкими ценами при равном качестве). Логично предположить, что, если фирмы-поставщики не сговорятся между собой и если им не известно содержание предложений конкурентов, то в борьбе за потребителя они заложат в проекты минимально низкие продажные цены. Равновесие на рынке установится на уровне, близком к конкурентному.
Рыночные цены, близкие к издержкам, могут сложиться в условиях олигополии не только при стратегии одновременного установления цен, но и при последовательной игре.
Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец, снижая цену, рассчитывает увеличить свою долю на рынке или даже завоевать его полностью. Однако конкуренты зачастую поступают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних или предельных издержек. Далее опускать их нецелесообразно — это приведет фирмы к разорению, а повысить цену — значит потерять рынок.
Из сравнительного анализа моделей поведения дуополии (лидерство по объему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска, одновременное установление цен и решение в случае сговора) можно сделать следующий вывод: если результатами сговора являются наименьший отраслевой объем выпуска и наивысшая цена, то при равновесии по Бертрану достигаются наибольший выпуск и самая низкая цена. Показатели других моделей распределяются между этими крайними ситуациями.
Предмет и методы микроэкономического анализа.
В зависимости от масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отраслевых рынках в результате которого формируются цены на факторы производства произведенные товары и оказываемые услуги, осуществляются размещение ограниченных ресурсов и распределение доходов. Предметом макроэкономики является функционирование национальной экономики в целом. Она изучает поведение агрегированных экономических субъектов: домохозяйств, частного сектора, правительственного сектора.Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Микроэкономический анализ служит основой для анализа многих макроэкономических процессов. В то же время поведение домашних хозяйств и фирм нах-ся под влиянием макроэкономических факторов: совокупного спроса, совокупного предложения, денежной массы в обращении, уровня занятости и т.д.
Микроэкономика (от греч. micros— малый) связана с деятельностью самых простых экономических единиц. К ним относятся производители, потребители, вкладчики капитала, землевладельцы и др. — фактически любой индивид или хозяйствующий субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика исследует экономическое поведение отдельных экономических субъектов, объясняя, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияет изменение цен и доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.
Микроэкономический анализ предполагает рассмотрение совокупности конкретных отношений между обособленными хозяйствующими субъектами (экономическими единицами), которые, будучи носителями экономических интересов, устанавливают и поддерживают экономические связи друг с другом. Люди, чтобы удовлетворять свои безграничные потребности, должны производить экономические блага, используя объективно ограниченные ресурсы.
Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточности в каждый данный момент времени для достижения разных целей. Применение ресурса для производства одного блага исключает возможность его использования для производства другого блага. Следовательно, в процессе хозяйственной деятельности приходится делать выбор между разными вариантами применения ресурса.
Проблема выбора в условиях редкости ресурсов связана с необходимостью определить тот вариант их использования, который в наилучшей степени позволит достичь поставленных целей.
Выбирая один из вариантов, приходится отказываться от других (альтернативных) вариантов. Поэтому выбор всегда связан с определенными жертвами, которые называются альтернативными издержками, представляющими собой цену выбора того или иного варианта деятельности.
Следовательно, предметом микроэкономикиявляется механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами для достижения своих целей в условиях ограниченности ресурсов, имеющих альтернативные варианты использования.
Конкретизацией проблемы выбора в экономике являются три фундаментальных вопроса (три_ решения), которые стоят перед любым обществом:
1)что производить — т.е. какие именно блага, какого кач-ва и в каком колич-ве;
2)как производить — т.е. какие технологии и какой набор ресурсов выбрать для производства благ;
3)для кого производить — т.е. как распределять произведенные блага, кому и в каком количестве они достанутся.