Методы микроэкономического анализа.

Предмет микроэкономики.

Микроэк-ка – раздел эк. науки, связанный с изуч маломасштабных эк. процессов, явлений и принятием реш эк. субъектами о наиболее эф. размещении ресурсов. предмет - эффективное использование ограниченных ресурсов, принятие реш отдельными субъектами эк-ки в условиях эк. выбора. Практически все, что окружает человека и чем он пользуется, количественно и качественно ограничено.. Микра изучает эк. поведение людей, т.е. такие их действия, к-ые связаны с пр-вом, распределением, обменом и потреблением матер. и нематер. благ. Именно поэтому в круг её интересов входит и поиск путей наиболее эф. использования редких ресурсов, позволяющего получать макс. желаемые результаты при мин. затратах.Таким образом в микроэк. теории особое значение имеет изучение: а) эк. поведения людей; б) механизмов принятия эк. субъектами решений и осуществления ими эк. действий в условиях выбора одного из альтернат вар использ ограниченных производственных ресурсов. Микроэк-ку отличает особый подход к затратам и результатам, а понятие «альтернативные издержки» явл. одним из исходных. Главная задача субъектов микроэк-ки заключается в том, чтобы осущ. эк. выбор, обусловленный ограничен рес. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает необходим выбора с целью решения след. вопросов: а) что производить (какие обществ потребности удовлетв?) – какие именно блага, какого качества, в каком колич; б) как производить (как использовать ресурсы?) с помощью каких огранич рес (их комбинаций), с примен каких технологий; в) для кого производить (кто получит произвед продукт?) – кому из эк. субъектов достанутся произвед блага и в каком кол-ве.

Бюджетная линия потреб и ее свойства. Граф интерпр равновес потребит.

Методы микроэкономического анализа. - student2.ru Кр безрописывают потребит предпочт, но на выбор потребителя влияют также бюджетные огранич. Все наборы товаров, кот может позволить себе покупатель с использов своего бюджета будут лежать на одной кривой бюдж огран. В случае, когда цены товаров неизменны , мы имеем дело с бюдж линией.

На расположение бюджетной линии влияют: измен доходов потреб и цен товаров. При росте цен дохода или снижении цен обоих товаров на одну и ту же величину - линия параллельно вправо, при снижении дохода и пропорциональном росте цен – параллельно влево.

Если измен цена какого-то одного товара при измененной цене другого, то сдвинется верхний или нижний конец бюд линии- в зав от того, цена какого товара меняется. *Сдвиг б. линии под воздействием: а) снижения цены товара, б) роста цен товара

Методы микроэкономического анализа. - student2.ru Графич интерпр равнов потреб .Потр-ель наход в равновесии при покупке набора товаров, кот приносит ему макс суммарную полезность при заданном бюдж огранич. Очевидно, что точка равнов должна лежать на б. линии, это показ полное использование бюджета потребителя. В то же время точка равн-я должна наход на самой высокой из всех достижимых для потр кривых безр. След-о, точка равн-я потр отражает точка касания б. линией самой высокой из доступных кр безразл. Точка Е показ оптимальную для потребителя комбинацию благ. Точки Х и У, лежащие на одной прямой с точкой Е, показ что наборы благ Х и У стоят столько же, но приносят потр меньшую полезность. Набор Z отмеченный на более выс. кр. безразличия, имеет большую полезность, но недоступен потр.

Содержание, функции, формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы и ее причины.

Зар. плата - вознаграждение за труд или как цена труда, признанная рынком. Размер зарплаты служит важным показателем уровня жизни населения, но по нему ещё нельзя судить об экон. и соц. благополучии народа. Для этого использ. показатели номинальной(зарплата в денежн. выражении) и реальной (кол-во благ, кот. может приобрести работник за номин. зарплату после уплаты налогов и др. исчислений) зарплаты. Размер зарплаты складывается под воздействием след. факторов: 1 рыночн. факторы (спрос, предложение и конкуренция на рынке труда) Если спрос первыш. предл-е, то зарплата растёт, а если преобладает предложение, то сниж.—Конкур-я со стороны работников и со стор. нанимателй ведёт к выравниванию зарплаты и приближ. её к равновесн. уровню.—Монополия работодателей стремится увелич. прибыль за счёт сниж. зарплаты. Чтобы противостоять этим тенденциям работники объед. в профсоюзы. 2 стоимость раб. силы, котор. обеспечивает воспроиз-во зарплаты 3 квалификация работников (создавая большую величину стоимости они требуют более высок. вознагражд.) 4 межотраслевые различия в величине оплаты труда Функции:vРаспределительная(установление доли работника в созданном продукте в завис-ти от его вклада в деят-ть предприятия) vВоспроизводственная(формирование личных доходов для удовлетвор-я потребностей работников и их семей) vМотивационная (основ. на мотивации труда — процессе побуждения человека к определ. деят-ти с помощью внутриличностных и внешних факторов) vСтатусная( соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника) v формирования платежеспособного спроса (определение их покупательной способности) ФОРМЫ зарплаты - тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учёта результатов труда при оценке выполненной работы. ©повременная: почасовая, понедельная, помесячная (размер определяется в зависим. от проработанного времени/ почасовая ставка умнож. на отработ. время) ©сдельная(поштучная) (зависит от кол-ва изделий или выполн-ых операций/ умножение расценки за ед. изделия на кол-во произвед. продукции) Системы зарплаты - определённая взаимосвязь между показателями, характеризующими меру труда и его оплаты в пределах сверхнорм труда. I пропорциональность между выработкой работника и его заработком- —сдельно-регрессивные (увелич-е выработки сверх нормы ® прирост заработка меньше 1%)—сдельно-прогрессивные (наоборот) II —простые (устанавлив. связь оплаты только с основными показателями учёта результатов труда (сдельные - с кол-вом изгот. продукции, повременные - с кол-вом отработ. времени) —сложные (устанавлив. взаимосвязь от нескольких показателей, один из которых основной, а второй - второстепенный)III поощрительные, принудительные, гарантирующие.Современный рынок труда в значительной степенидифференцированв завис. от: —квалификации работников —по регионам, территориальным зонам —в завис-ти от уровня монополизации тех или иных регионов —производительности труда (при её росте увелич. спрос на труд и наоборот)

Предмет микроэкономики.

Микроэк-ка – раздел эк. науки, связанный с изуч маломасштабных эк. процессов, явлений и принятием реш эк. субъектами о наиболее эф. размещении ресурсов. предмет - эффективное использование ограниченных ресурсов, принятие реш отдельными субъектами эк-ки в условиях эк. выбора. Практически все, что окружает человека и чем он пользуется, количественно и качественно ограничено.. Микра изучает эк. поведение людей, т.е. такие их действия, к-ые связаны с пр-вом, распределением, обменом и потреблением матер. и нематер. благ. Именно поэтому в круг её интересов входит и поиск путей наиболее эф. использования редких ресурсов, позволяющего получать макс. желаемые результаты при мин. затратах.Таким образом в микроэк. теории особое значение имеет изучение: а) эк. поведения людей; б) механизмов принятия эк. субъектами решений и осуществления ими эк. действий в условиях выбора одного из альтернат вар использ ограниченных производственных ресурсов. Микроэк-ку отличает особый подход к затратам и результатам, а понятие «альтернативные издержки» явл. одним из исходных. Главная задача субъектов микроэк-ки заключается в том, чтобы осущ. эк. выбор, обусловленный ограничен рес. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает необходим выбора с целью решения след. вопросов: а) что производить (какие обществ потребности удовлетв?) – какие именно блага, какого качества, в каком колич; б) как производить (как использовать ресурсы?) с помощью каких огранич рес (их комбинаций), с примен каких технологий; в) для кого производить (кто получит произвед продукт?) – кому из эк. субъектов достанутся произвед блага и в каком кол-ве.

Методы микроэкономического анализа.

Методы микроэкономического анализа. - student2.ru Микроэк-ка широко применят те общенаучные методы, к-ми пользуется ЭТ в целом, - материалист диалектику, метод научной абстракции, анализ и синтез, единство истор и логич. Широко используемые в микроэк-ке общенаучн методы: метод моделиров: часто используется как для позитивного, так и для нормативного анализа. При этом позитивная теория описывает реально сущ. связи в эк-ке, а нормативный анализ рисует ситуацию такой, какой она должна быть. Сочетание позит и нормат анализа дает возможность тесно увязать теорию с практикой; метод эк. экспериментов: представляет собой искусств воспроизвед эк. явлений и процессов с целью их наиболее углубленного изуч в благопр условиях и получения возможности выработки рекомендаций по его практическому использованию. Чисто микроэк. методы эк. анализа: 1. Предельный анализ (маржинальный) – это способ анализа эк. показателей, предполаг изуч эк. явлений и процессов в динамике. Сущность этого анализа состоит в исследовании именно дополнит, изменяющейся части пр-ва и на этой основе появл. возможность сделать вывод о целесообразности примен тех или иных темпов роста или прироста размеров пр-ва, его модернизации, новых технологий, внедрения прогрессивн форм орган труда и т.д. 2.Функциональный анализ: функцией наз-ся переменная величина, зависящая от др. переменных величин. С учетом этого функц анализ проводится с целью выяснения зависимости одних явлений и процессов от др. переменных величин и колич выраж данных зависимостей. Зависимость имеет математ выражение. 3.Графический анализ состоит в моделировании отнош помощью графиков, схем и др. форм граф выражения (диаграмм, рисунков и т.д.).

Методы микроэкономического анализа. - student2.ru 3. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм и ординализм.

Рационально действ потребитель выбирает набор благ, обеспеч ему наиб общую полезность. Полезность – это удовлетв, которое человек получает от потребл опред количества блага. Одной из самых сложных проблем в экон теории является проблема измерения полезности. В 19 веке преобладал кардиналистский (количественный) подход к измерению полезности. Его сторонники У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас признавали возможным колич измерение полезности разл потребит наборов. Представители колич школы ввели в экономический анализ понятие предельной полезности, открыли закон убывающей предельной полезности и обосновали принцип максимизации полезности потребителем. Однако субъективность колич оценок полезности обусловила в дальнейшем отказ от данного подхода. В 20 веке получила развитие концепция, согласно которой полезность количественно неизмерима, но потребитель способен, сравнив полезности любых двух наборов благ, высказаться о предпочтительности одного из них. Различные потребительские наборы ранжируются потребителем в зависимости от степени удовлетворения потребностей. Достаточно определить, какую полезность – бОльшую, мЕньшую или такую же дает данное сочет товаров по сравнению с каким-то другим потребит набором. При этом не требуется уточнять, на сколько больше или меньше удовлетворения получит потребитель. Данный подход называется ординалистским (порядковым) и в настоящее время считается основным в анализе потребит поведения. Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен, Дж. Хикс.

4. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

Анализ повед потребит в ординалистской концепции основывается на некоторых аксиомах. 1)Аксиома о полной упорядоченности утверждает, что потребитель способен сравнивать и упорядочивать наборы благ. Результатом сравн может быть предпочтение одного набора благ другому или признание их равноценными. 2)Аксиома о транзитивности выбора: если набор С предпочтительнее набора В, а набор В – набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. данная аксиома позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения. 3)Аксиома о ненасыщаемости содержит утвержд, что при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему. 4) аксиоме о рефлексивности - любой из двух одинаковых наборов благ явл для потребителя не хуже другого набора. 5) аксиомой о независимости -удовлетв потребит обусловлено количеством потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

Методы микроэкономического анализа. - student2.ru Ордин анализ потребит повед основывается на использ кривых безразличия и бюджетных линий.

Кривые безразличия явл графич изображ функции полезности. Они позволяют описать потребительские предпочтения и вкусы путем ранжирования благ. Множество точек на кр безр характер наборы двух благ, которые обеспеч потребителю одинак суммарную полезность, т.е. ни один из этих наборов не является более предпочтит, чем другой. Особенности кр безр: - Кр безр (для норм тов) имеют отриц наклон. Большее количество блага В соответствует меньшему количеству блага А, в результате чего сум полезность потребит набора остается неизменной. В некоторых случаях наклон кривых безразличия положителен, например, если один из продуктов набора приносит потребителю отрицатполезность, т.е. является антиблагом. -Тангенс угла наклона кр безр– отриц величина, так как уменьшение одного блага в потребит наборе сопровождается увелич другого. Наклон кр безр зависит от пред нормы замещения (MRS), которая показывает максим количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получ дополн един другого блага при неизменном уровне общей полезности: MRSва = MUв / MUа = - ∆А / ∆В при U=const -Кр безр выпуклы к началу координат. Это означает, что пред норма замещ блага А благом В уменьшается по мере роста потребл блага В. Данное свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Для субститутов (взаимозам товаров) MRS – постоянная велич, а для комплиментов (взаимодополн товаров) она =0.

Методы микроэкономического анализа. - student2.ru Методы микроэкономического анализа. - student2.ru Методы микроэкономического анализа. - student2.ru Методы микроэкономического анализа. - student2.ru В первом случ потребитель замещает один товар другим в постоянной пропорции. Кр безр – прямые линии с наклоном. Во втором – кр безр имеют L-образную форму. Увелич количества одного из благ при неизменности количества другого не приводит к росту полезности. Положение потребителя улучшится, если пропорционально увелич количества обоих товаров, что граф отраж смещение кривой безразличия вправо – вверх.

-Ранжир потреб наборов иллюстрируется множеством кр безр – картой кр безр. Кр безр, которые находятся правее и выше, характеризуют наборы благ, приносящие потребителю бОльшую суммарную полезн. - Кр безр не пересекаются. Это озн, что через каждую точку в системе координат можно провести только одну кр безр. Соответствующие точкам X и Y на кривой безразличия U1 наборы принесут потребителю одинаковую общую полезн. Равноценными для потребителя будут также наборы X и Z, так как они находятся на одной кривой U2. Следов, одинаковой суммарной полезностью должны обладать и наборы Y и Z. Однако данные наборы лежат на разных кр безр и набор Z включает большее колич обоих благ, нежели набор Y, а значит, он имеет бОльшую общую полезн для потреб.

Наши рекомендации