Факторы и резервы снижения себестоимости продукции
В условиях рынка важность проблемы снижения себестоимости продукции резко возрастает, так как снижение себестоимости позволяет:
1.Увеличить прибыль остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, имеется возможность не только простого, но и расширенного производства.
2.Улучшать материальное стимулирование работников и решать социальные проблемы.
3.Снизить цены на свою продукцию, тем самым увеличивая ее конкурентноспособность.
4.В акционерных обществах позволяет увеличить выплаты дивидендов.
Себестоимость единицы любого вида продукции является результатом соотношения двух величин: производственные затраты, количество продукции.
Поэтому себестоимость может быть снижена, во-первых, если будет уменьшаться величина затрат, при неизменном выходе продукции. Во-вторых, если будет увеличиваться количество валовой продукции, при неизменных затратах. В-третьих, если темпы роста валовой продукции будут опережать темпы увеличения затрат.
Все факторы снижения себестоимости можно условно объединить в 3 группы:
1.Факторы, влияющие на величину производственных затрат и количества продукции:
а)материальная заинтересованность работников в экономном использовании производственных ресурсов, что в итоге позволяет снижать себестоимость
б)специализация и концентрация производства – позволяет выращивать с/х животные или с/х культуры с минимумам затрат, так как имеется возможность использования специализированной техники и оборудования, что позволяет снижать трудоемкость продукции
в)технология производства
2.Факторы, влияющие на величину затрат:
а)трудоемкость производства – использование более производственных машин ведет к сокращению затрат живого труда и расходов на оплату труда на единицу продукции. Обязательное условие опережающее темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста оплаты труда.
б)землеемкость производства – повышению урожайности или продуктивности животных ведет к снижению себестоимости
в)фондоемкость производства
г)материалоемкость – снижение материалоемкости должно идти засчет сокращения объемов затрат на основе улучшения качества и экономических материальных средств путем приобретения более дешевых материалов.
3.Факторы, влияющие на количество продукции:
а)урожайность с/х культур и продуктивность с/х животных
Цена. Понятие и функции цены
Цена-это денежное выражение стоимости товара.
Цена-это форма выраж. Ценности благ проявляющаяся в процессе их обмена.
2ое определ явл. более точным , т.к. учитывается 2 важных момента:
1.подчеркивает связь цены товара с ценностью
2.отмечается, что цена товара возникает лишь в процессе обмена.
Функции цены:
1 учетная или измерительная . с помощью цены осуществляется учет ряда показателей.
2 плановая – на основании цен мы планируем объем товарной продукции и прибыльности ее производства и реализации
3 регулирующая – позволяет регулировать (уровновешивать спрос и предложение на продукцию)
4 распределительная – гос-во через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства и социальных групп
5 стимулирующая – цена является стимулом для повышения качества продукции, ведение новых товаров на рынок и т.д.
6 контрольная – цена служит инструментом учета и контроля расхода всех видов ресурсов
7 социальная
Система цен
Система цен-взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен
Классификация цен:
1 в зависимости от сферы торговли или характера обслуживающего оборота цены делятся на:
- оптовые – цены по которым реализуются крупные партии товара
- розничные – цены по которым продукция реализуется через розничную сеть
- закупочные – цены по которым государство закупает продукцию у с/х предприятия
- тарифы – цены устанавливаемые на разного вида производственных и непроизводственных услуг
- регулируемые – цены регулируемые государством. Существует 2 вида регулирования цен
· Прямое регулирование-осуществляются путем установления надбавок предельных коэффициентов изменения цен , предельного уровня рентабельности
· Косвенное регулирование-через изменение налоговой и процентной ставок по кредиту
- целевые – цены применяемые для повышения уровня самообеспеченности определенного продукта в республике
- гарантируемые – цены которые применяются в том случаи если средние рыночные цены ниже чем цены которые устанавливаются со стороны государства при реализации с/х продукции и предполагают систему доплат до уровня гаранта
- договорные – устанавливаются по соглашению сторон при заключении контракта
- свободные или рыночные – устанавливаются без участия государства под действием коньюктуры рынка
- монопольные – устанавливает предприятие монополист
- целевые – устанавливаются государством для обеспечения паритетного соотношения цен на с/х и промышленную продукцию
2 По времени действия цены делятся:
- текущие – цены в данный конкретный период времени и могут изменяться в зависимости от ситуации на рынке
- сезонные – цены, которые действуют в пределах определенного периода времени
На ряду с этими ценами в рыночной экономике широко используются цены:
1 мировые – цены используемые в условиях приобретения товаров при экспортно-импортных операциях
2 залоговые – используются при закупки товаров под залог
3 трансфертные – цены применяемые при расчетах за поставки продукции в рамках транснациональных коопераций
4 бартерные – цены используемые при обмене с/х продукции на продукцию промышленного предприятия
5 базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью надбавок и скидок
Факторы влияющие на цены на с/х продукцию
1 коньюктура рынка
2 госрегулирование
3 конкуренция
4 издержки производства и реализации продукции
5 качество
6 сроки и каналы реализации
84 принципы ценообразования
Ценообразование – это процесс по установлению, регулированию цен и контроля порядка ценообразования юрид. лицами , индивид. Предпринимателями и др. субъектами
Принципы ценообразования
1 научная обоснованность цен.(цены должны формироваться на основе объективных экономических законов)
2 целевая направленность(состоит в ориентации цен на решение экономических и социальных задач)
3 установление экономически обоснованных соотношений цен на различные виды продукции одни из которых могут использовать как сырье для производства других
85 Механизм ценообразования
Механизм ценообразования – это формирования новых цен и действующих с учетом влияния ценообраз-их факторов
Для обоснования уровня и соотношения цен необходимо применять соответствующие методы ценообразования:
1 метод затрат.
Цена=себестоимость+прибыль
2 метод балловых оценок. Он основан на оценки в баллах качественных характеристик продукции имеющих важное значение для потребителя. Он как правило используется в пищевой промышленности
3 агрегатный. Цена определяется как сумма цен по периодам или этапом технологического процесса.
С/х товары-производители не могут существенно влиять на изменения коньюктуры рынка. Поэтому необходимо регулирующая роль государства.
Однако поставка продукции для государственных нужд не должна ущемлять интересы товаропроизводителей, а наоборот способствовать их предпринимательской активности