Получение максимального результата при минимальных затратах

Показатель сравнительной оценки эффективности управления

Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат Уз дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу

Эу= Ру: Уз

Показатель эффективности коллективного управленческого труда

где В – объем конечной продукции, руб.;

Зпл – затраты на оплату работников, руб.;

Фоб– текущие затраты на оборотные фонды, руб.;

Фос– стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.;

Е – коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный).

Другие виды эффективности

• Экономическая эффективность – соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного решения, и затрат на его разработку и реализацию;

• Социальная эффективность – факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами;

• Технологическая эффективность – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами;

• Психологическая эффективность – факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;

• Правовая эффективность – степень достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;

• Экологическая эффективность – факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;

• Этическая эффективность – факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;

• Политическая эффективность – факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

Главная задача системы управления

Обеспечение активного воздействияна управляемый объект с целью улучшения его показателей

Формула эффективного руководства (предложена академиком В.А. Трапезниковым (1905 – 1994))состоит из четырех звеньев, отражающих требования к руководителю: «знает» – «может» – «хочет» – «успевает».

Содержание и процесс управленческой деятельности

Зависит от требований к руководителю.

• ­ компетентность – руководитель знаетчтодолжен делать и как;

• ­ достоинство и высшая ответственность во всем;

• ­ чувство нового и умение рисковать;

• ­ чувствительность и подвижность –чувствовать возникающие нужды, время, события – это значит уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;

• ­ высокая работоспособность.

Оценка процесса управления изменениями

Используются качественные характеристики:

• оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта);

• оперативность (критерий – своевременность);

• экономичность (критерий – минимальный размер затрат или ресурсов);

• рискованность (критерий – минимизация вероятности и уровня потерь);

• социальная значимость (критерий – максимизация полезности для общества);

• правовая защищенность (критерий – нормативно-правовая обеспеченность);

• коммуникативность (критерий – надежность и гибкость связей).

эффективность

Степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов.

Управление организационными изменениями должно оцениваться по реальному результату, т.е. поэффекту от проведения организационных изменений.

В таком случае необходимо сравнивать эффективность организациидо и после проведения организационного изменения.

Эффективность / производительность

Часто эффективность = производительности (мах организацией своих целей при мin затрате ресурсов)

Взаимосвязаны, но вместе с тем существуют и отличия!

Эффективная, но непроизводительная деятельность (монополия)

Эффективность с т.з. целей и ресурсов

• достижение цели является необходимым условием производительной деятельности организации;

• производительное использование ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для эффективности.

Заинтересованность в результатах деятельности организации!

Эффективность и качество

Диалектическая связь

Качество является одновременно и средством и результатом эффективности, и эффективность выступает одновременно и как средство, и как результат высокого качества.

Сложность оценки эффективности

Эффективность может стать неопределенным и изменчивым критерием.

Один руководитель определяет эффективность размерами прибыли,

в то время как другой измеряет ее в таких понятиях, как конкурентоспособность, престиж в деловом мире или в глазах общественности, расширение предприятия.

Понятия – использовать при оценке эффективности

- эффективность организации, как соотношение затрат и результата деятельности;

- критерий эффективности, как правило, по которому делают вывод об эффективности организации;

- показатели эффективности организации, как количественные или качественные результаты ее деятельности.

Говорить об эффективности организации можно только применительно к конкретной задаче, которую решает организация в определенных условиях.

+ фактор времени

Во временном отрезке организация принимает, перерабатывает и возвращает ресурсы большей системе.

И соответственно окончательная проверка организационной эффективности состоит в том, может ли организация поддерживать себя в окружающей среде

Выживание

Предельная или долгосрочная мера организационной эффективности.

Руководители и все, кто заинтересован в организации, должны иметь индикаторы, позволяющие оценить вероятность выживания организации.

К таковым можно отнести индикаторы краткосрочного действия, включающие измерения производительности, производства и удовлетворения. Существуют также другие индикаторы, которые называются промежуточными. В данном же случае речь идет о двух показателях – адаптивности и развитии.

Производство

Способность организации производить такое количество продукции и такого качества, которое требует потребительский рынок.

Меры производства включают прибыль, объем продаж, долю на рынке и т.п.

Производительность

Определяется в обычном смысле как отношение выпуска продукции к вводимым ресурсам.

Этот критерий краткосрочного действия сосредоточен на всем цикле "вводимые факторы - процесс – выход продукции", однако акцент сделан на элементах "вводимые факторы" и "процесс".

Удовлетворение

Рассмотрение организации как общественной
системы предполагает, что определенное внимание должно уделяться выгоде, получаемой ее членами, покупателями и клиентами.

Для работника, например, эффективная организация – это такая, которая не допускает потерь или ошибок и обеспечивает удовлетворение от работы, имеет четкие линии подчиненности и распределения ответственности, позволяет принимать участие в решении проблем, придает уверенность в будущем, предоставляет определенный статус и возможности для служебного роста и обеспечивает приемлемый уровень заработной платы.

Адаптивность

Адаптивность рассматривается здесь как промежуточный показатель, более абстрактный, чем уровень производства, производительность или удовлетворение. Этот показатель относится к способности руководителя чувствовать изменения, как в окружающей среде, так и внутри самой организации.

Развитие

Цель состоит в повышении способности организации выживать в длительной перспективе.

Традиционные попытки развития технической и организационной реконструкции включают программы обучения управленческого и инженерно-технического персонала, однако
весьма важно расширять сферу развития организации за счет включения ряда психологических и социологических подходов.

Чем более отдалено будущее, тем более неопределен­ными являются показатели. Прогноз завтрашних событий более определен, чем прогноз событий следующего года. Естественно, что и измерители производства, удовлетворения и производительности относительно более конкретные, определенные, доказательные и объективные, чем показатели адаптивности и развития. Это означает, что значительно легче определить относительную организационную эффективность, используя краткосрочные, а не долгосрочные критерии.

Анализ и оценка рисков

Уоррен Баффет(1930 – по н.в.): «Риск приходит от незнания того, что ты делаешь

Количественный анализ рисков

Количественные методы анализа рисков

• Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов;

• Принятие решений с использованием численных значений вероятностей исходов;

• Применение матожидания и стандартного отклонения;

• Статистические методы принятия решений;

• Модель оценки финансовых активов;

• Линейная регрессия;

• Теория игр;

• Модели прогнозирования риска банкротства.

Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов

• Максимаксное и максиминное решение;

• Минимаксное решение;

• Критерий Гурвица

Максимаксное и максиминное решение

Максимаксное решение – это максимизация максимума возможных доходов.

Максиминное решение – это максимизация минимума возможных доходов.

Минимаксное решение

Минимаксноерешение – это минимизация максимума возможных потерь, причем упущенная выгода также трактуется как потеря.

Критерий гурвица

Критегрий Гурвица – это компромисный способ принятия решений.

Составляется таблица возможных доходов, задаются числа a и b, называемые весами, с условием, что:

a ≥ 0, b ≥ 0, a + b = 1.

Для каждого возможного решения определяются наименьший и наибольший возможные доходы и вычисляется целевая функция по правилу:

a * (наименьший доход) + b * (наибольший доход)

Выбираем решение при котором целевая функция принимает наибольшее значение.

Веса a и b выбирает сам исследователь. При a = 0, b =1 получает привило максимакса. При a = 1, b = 0 получаем правило максимина.

Задачи

Принятие решений с использованием численных значений вероятностей исходов

• Правило максимальной вероятности;

• Максимизация ожидаемого дохода;

• Ожидаемая стоимость полной информации.

Анализ и оценка рисков - 2

(количественный подход

Количественные методы анализа рисков

• Теория игр;

• Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов;

• Принятие решений с использованием численных значений вероятностей исходов;

• Статистические методы принятия решений;

• Применение матожидания и стандартного отклонения;

• Модель оценки финансовых активов;

• Линейная регрессия;

• Модели прогнозирования риска банкротства.

Статистические методы принятия решений

Наши рекомендации