Заливка, накачивание и получение результата

ЗАЛИВКА НАСОСА

Один из реквизитов, которые я использую на своих выступлениях по всей стране, — старомодный водяной насос, сверкающий хромированными деталями, — конечно, воображаемый. Лично мне нравится рассказ про этот насос, потому что для меня он представляет собой рассказ про Америку, рассказ про систему свободного предпринимательства и рассказ про человеческую жизнь. Хочется надеяться, что вы имели возможность по крайней мере однажды воспользоваться одним из таких вроде бы устарелых и почти вышедших из употребления устройств для выкачивания воды. Если у вас действительно есть подобный опыт, то он поможет вам оценить значимость последующих размышлений.

Итак, несколько лет назад в жаркий августовский день два моих друга, Бернард Хейгуд и Джимми Гленн, ехали на машине по предгорьям Аппалачей на юге Алабамы. Их совершенно измучила жажда, и поэтому Бернард подъехал сзади к старому заброшенному фермерскому дому с водяным насосом во дворе. Он выпрыгнул из автомобиля, подбежал к насосу, ухватился за рукоятку и начал качать. После нескольких безуспешных качков Бернард показал пальцем на старое ведро, валявшееся неподалеку, и попросил Джимми взять эту посудину и зачерпнуть немного воды из близлежащего ручья, чтобы «заправить» насос. Как это хорошо известно всем, кто когда-либо имел дело с насосами, сперва нужно Залить в корпус насоса немного воды, чтобы «заправить» насос и дать тем самым струе воды возможность начать литься.

В игре под названием «жизнь» дело обстоит примерно так же: прежде чем вы сможете получить что-то от нее, вам нужно дать что-нибудь ей. К сожалению, имеется множество людей, которые стоят перед печью под названием «жизнь» и говорят: «Печь, а печь, дай мне хоть немного тепла, а я потом подкину в тебя дров».

Не раз бывает, что сотрудник приходит к начальнику и говорит: «Дайте мне повышение, и тогда я начну делать свою работу лучше и проявлять больше добросовестности». Часто торговый агент идет к боссу и говорит: «Сделайте меня менеджером службы сбыта, — и я покажу вам по полной программе, что в действительности могу делать. Это правда, что до сих пор я показал себя не слишком хорошо, но мне нужно получить ответственный пост, чтобы работать на максимуме возможностей. Поэтому сделайте меня начальником, а потом только наблюдайте, как я раскручу дела». Да и школьник порой говорит учителю, что, мол, если я принесу домой плохие отметки за эту четверть, то мои предки просто достанут меня. Поэтому, дорогая учительница, если вы только выставите мне за эту четверть хорошие оценки, то обещаю: в следующую четверть буду заниматься действительно как зверь. Мой опыт говорит, что из этого ничего не получается. Если бы такой подход давал результаты, то можно легко вообразить фермера, который молится примерно так: «Боже милостивый, если только ты дашь мне хороший урожай в этом году, я обещаю в следующем высадить самые лучшие семена и трудиться изо всех сил». На самом же деле они говорят так: «Вознагради меня, и тогда я смогу вырастить урожай». В жизни ничего не получается даром. Вы должны что-либо дать жизни, прежде чем сможете рассчитывать что-нибудь получить от нее. И если только вы на протяжении остальной части своей жизни будете исходить из этой формулы, то сможете решить многие из своих проблем.

Фермер должен весной или летом бросить в почву семена, чтобы осенью пожинать урожай. Кроме того, ему необходимо «вложить» большое количество труда, прежде чем грядущий урожай достигнет той стадии, когда его можно будет собрать. Школьник вкладывает в учебу сотни часов труда, прежде чем получит знания и аттестат зрелости, свидетельствующий об окончании школы. Тот, кто сегодня является рядовым служащим, а завтра становится руководителем, вкладывает в работу значительное количество дополнительных усилий. Сегодняшний вроде бы незаметный спортсмен, который завтра становится чемпионом, вкладывает в это значительную часть себя — в форме пота и самоотдачи, прежде чем будет пожинать лавры чемпиона. Линейный руководитель сегодня, который завтра становится президентом корпорации, — это человек, который вкладывает в работу всего себя. Сегодняшний торговый агент, становящийся назавтра менеджером всей службы продаж,— это человек, который хорошо понимает принцип первоначальной заливки насоса. Если вы вложили что-то «в», то закон компенсации говорит, что вы обязательно получите что-нибудь «из».

ТЕПЕРЬ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ

Ладно, давайте вернемся к моим друзьям в Южной Алабаме. В тех краях август— жаркая пора, и после нескольких минут качания Бернард изрядно вспотел. В этот момент он начал задавать себе вопрос, сколько он готов поработать ради получения этой воды. Иными словами, его беспокоило, каково будет вознаграждение по сравнению с величиной затраченных усилий. Через некоторое время он сказал: «Джимми, я вообще не верю, что в этой скважине есть хоть капля воды». Джимми ответил: «Да, она здесь есть, Бернард; на юге Алабамы скважины всегда глубокие, и это хорошо, потому что глубокая скважина дает хорошую, чистую, приятную во всех отношениях воду, которая и на вкус лучше любой другой». Джимми ведь здесь говорит и про жизнь тоже, не правда ли? Те вещи, для получения которых нам нужно как следует потрудиться, мы и ценим потом больше всего.

А пока Бернард так разгорячился и устал, что он в самом буквальном смысле опустил руки и сказал: «Джимми, в этой скважине нет никакой воды». Джимми быстро подхватил ручку насоса и продолжил качать, одновременно сказав: «А теперь не останавливайся, Бернард; если ты это сделаешь, вода полностью уйдет назад, и потом тебе надо будет все начинать сызнова». Это также вполне жизненная ситуация. Не существует такого человека — независимо от возраста, пола или рода занятий, — которому никогда не довелось подумать, что и ему тоже надо «кончать с этим качанием», поскольку там нет никакой воды. Посему, если и вас иногда посещают подобные масли, то вы должны немного успокоиться, зная, что находитесь в большущей компании «единомышленников».

ВСЕГО ЕЩЕ ОДИН РАЗОЧЕК

Теперь давайте посмотрим на нечто интригующее и вместе с тем очевидное. Не существует никакого способа взглянуть на насос снаружи и определить, сколько еще потребуется качков, чтобы из него, наконец, полилась вода: всего два или целых две сотни. Аналогично, часто не существует никакого способа приглядеться к игре под названием «жизнь» и выяснить, действительно ли долгожданный большой прорыв

Наши рекомендации