Получение максимального результата при минимальных затратах
Показатель сравнительной оценки эффективности управления
Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат Уз дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу
Эу= Ру: Уз
Показатель эффективности коллективного управленческого труда
где В – объем конечной продукции, руб.;
Зпл – затраты на оплату работников, руб.;
Фоб– текущие затраты на оборотные фонды, руб.;
Фос– стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.;
Е – коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный).
Другие виды эффективности
• Экономическая эффективность – соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного решения, и затрат на его разработку и реализацию;
• Социальная эффективность – факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами;
• Технологическая эффективность – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами;
• Психологическая эффективность – факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;
• Правовая эффективность – степень достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;
• Экологическая эффективность – факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;
• Этическая эффективность – факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами;
• Политическая эффективность – факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
Главная задача системы управления
Обеспечение активного воздействияна управляемый объект с целью улучшения его показателей
Формула эффективного руководства (предложена академиком В.А. Трапезниковым (1905 – 1994))состоит из четырех звеньев, отражающих требования к руководителю: «знает» – «может» – «хочет» – «успевает».
Содержание и процесс управленческой деятельности
Зависит от требований к руководителю.
• компетентность – руководитель знаетчтодолжен делать и как;
• достоинство и высшая ответственность во всем;
• чувство нового и умение рисковать;
• чувствительность и подвижность –чувствовать возникающие нужды, время, события – это значит уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;
• высокая работоспособность.
Оценка процесса управления изменениями
Используются качественные характеристики:
• оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта);
• оперативность (критерий – своевременность);
• экономичность (критерий – минимальный размер затрат или ресурсов);
• рискованность (критерий – минимизация вероятности и уровня потерь);
• социальная значимость (критерий – максимизация полезности для общества);
• правовая защищенность (критерий – нормативно-правовая обеспеченность);
• коммуникативность (критерий – надежность и гибкость связей).
эффективность
Степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов.
Управление организационными изменениями должно оцениваться по реальному результату, т.е. поэффекту от проведения организационных изменений.
В таком случае необходимо сравнивать эффективность организациидо и после проведения организационного изменения.
Эффективность / производительность
Часто эффективность = производительности (мах организацией своих целей при мin затрате ресурсов)
Взаимосвязаны, но вместе с тем существуют и отличия!
Эффективная, но непроизводительная деятельность (монополия)
Эффективность с т.з. целей и ресурсов
• достижение цели является необходимым условием производительной деятельности организации;
• производительное использование ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для эффективности.
Заинтересованность в результатах деятельности организации!
Эффективность и качество
Диалектическая связь
Качество является одновременно и средством и результатом эффективности, и эффективность выступает одновременно и как средство, и как результат высокого качества.
Сложность оценки эффективности
Эффективность может стать неопределенным и изменчивым критерием.
Один руководитель определяет эффективность размерами прибыли,
в то время как другой измеряет ее в таких понятиях, как конкурентоспособность, престиж в деловом мире или в глазах общественности, расширение предприятия.
Понятия – использовать при оценке эффективности
- эффективность организации, как соотношение затрат и результата деятельности;
- критерий эффективности, как правило, по которому делают вывод об эффективности организации;
- показатели эффективности организации, как количественные или качественные результаты ее деятельности.
Говорить об эффективности организации можно только применительно к конкретной задаче, которую решает организация в определенных условиях.
+ фактор времени
Во временном отрезке организация принимает, перерабатывает и возвращает ресурсы большей системе.
И соответственно окончательная проверка организационной эффективности состоит в том, может ли организация поддерживать себя в окружающей среде
Выживание
Предельная или долгосрочная мера организационной эффективности.
Руководители и все, кто заинтересован в организации, должны иметь индикаторы, позволяющие оценить вероятность выживания организации.
К таковым можно отнести индикаторы краткосрочного действия, включающие измерения производительности, производства и удовлетворения. Существуют также другие индикаторы, которые называются промежуточными. В данном же случае речь идет о двух показателях – адаптивности и развитии.
Производство
Способность организации производить такое количество продукции и такого качества, которое требует потребительский рынок.
Меры производства включают прибыль, объем продаж, долю на рынке и т.п.
Производительность
Определяется в обычном смысле как отношение выпуска продукции к вводимым ресурсам.
Этот критерий краткосрочного действия сосредоточен на всем цикле "вводимые факторы - процесс – выход продукции", однако акцент сделан на элементах "вводимые факторы" и "процесс".
Удовлетворение
Рассмотрение организации как общественной
системы предполагает, что определенное внимание должно уделяться выгоде, получаемой ее членами, покупателями и клиентами.
Для работника, например, эффективная организация – это такая, которая не допускает потерь или ошибок и обеспечивает удовлетворение от работы, имеет четкие линии подчиненности и распределения ответственности, позволяет принимать участие в решении проблем, придает уверенность в будущем, предоставляет определенный статус и возможности для служебного роста и обеспечивает приемлемый уровень заработной платы.
Адаптивность
Адаптивность рассматривается здесь как промежуточный показатель, более абстрактный, чем уровень производства, производительность или удовлетворение. Этот показатель относится к способности руководителя чувствовать изменения, как в окружающей среде, так и внутри самой организации.
Развитие
Цель состоит в повышении способности организации выживать в длительной перспективе.
Традиционные попытки развития технической и организационной реконструкции включают программы обучения управленческого и инженерно-технического персонала, однако
весьма важно расширять сферу развития организации за счет включения ряда психологических и социологических подходов.
Чем более отдалено будущее, тем более неопределенными являются показатели. Прогноз завтрашних событий более определен, чем прогноз событий следующего года. Естественно, что и измерители производства, удовлетворения и производительности относительно более конкретные, определенные, доказательные и объективные, чем показатели адаптивности и развития. Это означает, что значительно легче определить относительную организационную эффективность, используя краткосрочные, а не долгосрочные критерии.
Анализ и оценка рисков
Уоррен Баффет(1930 – по н.в.): «Риск приходит от незнания того, что ты делаешь
Количественный анализ рисков
Количественные методы анализа рисков
• Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов;
• Принятие решений с использованием численных значений вероятностей исходов;
• Применение матожидания и стандартного отклонения;
• Статистические методы принятия решений;
• Модель оценки финансовых активов;
• Линейная регрессия;
• Теория игр;
• Модели прогнозирования риска банкротства.
Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов
• Максимаксное и максиминное решение;
• Минимаксное решение;
• Критерий Гурвица
Максимаксное и максиминное решение
Максимаксное решение – это максимизация максимума возможных доходов.
Максиминное решение – это максимизация минимума возможных доходов.
Минимаксное решение
Минимаксноерешение – это минимизация максимума возможных потерь, причем упущенная выгода также трактуется как потеря.
Критерий гурвица
Критегрий Гурвица – это компромисный способ принятия решений.
Составляется таблица возможных доходов, задаются числа a и b, называемые весами, с условием, что:
a ≥ 0, b ≥ 0, a + b = 1.
Для каждого возможного решения определяются наименьший и наибольший возможные доходы и вычисляется целевая функция по правилу:
a * (наименьший доход) + b * (наибольший доход)
Выбираем решение при котором целевая функция принимает наибольшее значение.
Веса a и b выбирает сам исследователь. При a = 0, b =1 получает привило максимакса. При a = 1, b = 0 получаем правило максимина.
Задачи
Принятие решений с использованием численных значений вероятностей исходов
• Правило максимальной вероятности;
• Максимизация ожидаемого дохода;
• Ожидаемая стоимость полной информации.
Анализ и оценка рисков - 2
(количественный подход
Количественные методы анализа рисков
• Теория игр;
• Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов;
• Принятие решений с использованием численных значений вероятностей исходов;
• Статистические методы принятия решений;
• Применение матожидания и стандартного отклонения;
• Модель оценки финансовых активов;
• Линейная регрессия;
• Модели прогнозирования риска банкротства.
Статистические методы принятия решений