Основные мероприятия по снижению транспортных затрат
В логистической цепи
Основные мероприятия нацелены на проверку транспортных средств на экономичность; тщательную проверку правильности определения тарифов и тарифных расстояний [1, 2, 5, 12].
Если не применяется концепция «точно в срок», то необходимо минимизировать перевозки товаров мелкими партиями, стремиться к максимально полному использованию грузоподъемности подвижного состава и снижению порожних пробегов.
Важно оптимизировать использование тары и подвижного состава, рационально составлять маршруты перевозок грузов в сочетании с правильным выбором размещения распределительных центров, складов и терминалов, использовать оптимальные варианты закрепления обслуживаемых территорий за транспортно-экспедиционными фирмами и организациями, постоянно проводить контроль их деятельности (особенно при изменении объема и условий поставок).
Большое значение в логистике приобретают интермодальные перевозки. Основным логистическим посредником между грузоотправителем (владельцем) и грузополучателем является оператор смешанный (мульти- и интермодальной) перевозки. Он заключает договор с грузовладельцем и полностью берет на себя функции по доставки груза до склада покупателя. Операторы связаны договорами с перевозчиками различных видов транспорта и несут ответственность за ущерб как в результате утраты или повреждения груза, так и в задержке доставки. Правовое регулирование данных перевозок осуществляется в соответствии с Женевской конвенции ООН от 1980 г. Она регламентирует интермодальную перевозку по одному сквозному транспортному документу (коносаменту).
Логистика сервисного обслуживания
Понятие сервиса в логистике
1. Логистический сервис – это совокупность функций и видов деятельности всех подсистем предприятия, обеспечивающих связь «предприятие – потребитель» в разрезе каждого материального и информационного потока по показателям номенклатуры, качества, количества, цены, места и времени поставляемой продукции в соответствии с требованиями рынка.
2. Логистический сервис – это совокупность услуг, оказываемых в процессе поставки товара потребителю, которые являются завершающим этапом продвижения материального потока по логистической цепи.
3. Логистический сервис – это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками наиболее оптимальным (с точки зрения затрат) способом.
Несмотря на многообразие определений понятия сервиса в логистике, все они в конечном итоге сходятся в том, что обслуживание– это элемент, который индуцирует спрос на материальные блага и тем самым способствует увеличению доходов и рентабельности предприятия. Качество обслуживания оказывает влияние на потенциальных покупателей как при первичной закупке, так и при обновлении товара, если такое имеет место (например, при модернизации компьютера или производственного оборудования).
Предмет и объект логистического сервиса
Природа логистической деятельности предполагает оказание потребителю материального потока разнообразных логистических услуг. Такими образом, предметом логистического сервиса является определенный комплекс (набор) соответствующих услуг. Услуга в общем понимании представляет собой некое действие, которое приносит пользу потребителю. По определению американского специалиста по маркетингу Ф. Котлера, услуга– это любое мероприятие, которое одна сторона может предложить другой. Объектом логистического сервиса выступают, с одной стороны, сам товар в его физической форме, с другой – конкретные потребители материальных потоков. Для логистики потребителем является всякое лицо, кому производятся поставки в любое место назначения. Местом назначения может быть и частный дом, и розничный магазин, и предприятие оптовой торговли, и заводской склад, и специализированное складское хозяйство. Потребителем может быть другая организация или частное лицо, к кому переходит собственность на поставляемые товары или услуги.