Смета затрат на производство промышленной продукции
Смета затрат на производство является одним из основных документов по планированию себестоимости продукции, определяющим общую сумму затрат предприятия в планируемом периоде.
В сводную смету затрат на производство включаются расходы структурных подразделений предприятия, участвующих в производстве промышленной продукции. Если промышленный персонал предприятия выполняет работы, не включаемые в состав валовой и товарной продукции (для капитального строительства, капитального ремонта зданий и сооружений, для жилищно-коммунального хозяйства), или оказывает услуги непромышленного характера строительным организациям, собственному капитальному строительству и непромышленным хозяйствам, то связанные с этим затраты также включаются в сводную смету затрат на производство. В смету затрат включаются также затраты на освоение производства новой продукции, возмещаемые как из единого фонда развития науки и техники, так и из оборотных средств предприятия при отнесении их на расходы будущих периодов для последующего включения в себестоимость соответствующей продукции.
Смета затрат на производство включает все затраты основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском и реализацией продукции, а также услугами и работами промышленного характера, выполненными на сторону, своему капитальному ремонту и непромышленным хозяйствам предприятия. Она составляется в целом по предприятию на год с распределением по кварталам.
При составлении сметы затрат на производство не учитывается стоимость внутреннего оборота, т. е. в затраты не включается вторично стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия на промышленно-производственные нужды.
В смете и отчете о затратах на производство расходы группируются по их экономическому содержанию в виде следующих элементов затрат:
сырье и основные материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), в том числе покупные полуфабрикаты;
вспомогательные материалы;
топливо со стороны;
энергия всех видов со стороны;
заработная плата основная и дополнительная;
отчисления на социальное страхование;
амортизация основных средств;
прочие расходы.
Планирование этих элементов осуществляется в увязке с планами производства и выпуска продукции отдельными цехами и по предприятию в целом. При расчете необходимо определить затраты на производство товарной продукции и на весь валовый выпуск, а также стоимость изменения остатков незавершенного производства.
Вся работа по составлению сметы затрат на производство должна быть увязана с другими разделами плановой деятельности и направлена на пошук резервів.
ТЕМА 14. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Методы ценообразования
Цена всегда была и до настоящего времени остается важным показателем в процессе купли-продажи, и именно цена в конечном итоге определяет уровень спроса на продукцию предприятия.
Методы ценообразования разнообразны:
- средние издержки плюс прибыль;
- анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
- установление цены на основе ощущаемой ценности товара;
- установление цены на основе уровня текущих цен;
- установление цены на основе закрытых торгов.
Метод “средние издержки плюс прибыль” наиболее часто применяем среди других методов. Сначала определяется себестоимость единицы продукции, а затем устанавливается цена. Размеры цены варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров.
При использовании метода ценообразования “анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли” компания стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Так, компания может назначить на свои товары цены с расчетом получить 15-20% на вложенный капитал.
Метод “установление цены на основе ощущаемой ценности товара” используют все большее число компаний. Основным фактором при этом методе считаются не издержки, а покупательское восприятие, с целью формирования которого используются неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара. Компании, использующие этот метод, выявляют, какие именно ценностные представления имеются в сознании потребителей о товаре конкурентов, чтобы затем назначить цену на свой товар.
При методе “установление цены на основе уровня текущих цен” компания исходит из цен на товары конкурентов и меньше всего обращает внимание на показатели собственных издержек или спроса. Компания может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен конкурентов в зависимости от типа рынка. Этот метод применяется довольно широко, так как руководители компаний считают, что придерживаться уровня текущих цен - это означает стремление сохранять равновесие в рамках своей отрасли.
Метод “установление цены на основе закрытых торгов” применим в случаях борьбы за подряды в ходе торгов. При назначении цены компания исходит из предполагаемых предложений цены конкурентов, а не от цены и показателей собственных издержек или спроса. Для получения подряда необходимо назначить цену ниже цены конкурентов.
Ценовая политика и виды цен
Ценовая политика.
Существует несколько видов ценовой политики.
1. Политика высоких цен. Предприятие устанавливает на свою продукцию высокие цены. При этом объемы производства продукции могут быть незначительными.
2. Политика низких цен. Предприятие устанавливает низкие цены, получая прибыль за счет значительных объемов производства продукции
3. Региональная ценовая политика. Предприятие устанавливает различные цены на продукцию, реализуемую в разных странах и регионах.
4. Временная ценовая политика. Предприятие временно может установить цены, как выше рыночных цен, так и ниже рыночных цен в зависимости от ситуации, складывающейся для него в соответствии с его внутренними возможностями и внешними условиями.
5. Политика выравнивания цены. Применяется в ситуации, когда из-за снижения цены на один вид продукции вследствие падения потребительского спроса, предприятие вынуждено поднимать цены на другой вид продукции.
Виды цен.
Сезонные цены – изменяющиеся в зависимости от времени года (на сельскохозяйственную продукцию, одежду, обувь), сезонные колебания цен.
Цена демпинговая – в соответствии с антидемпинговым законом: экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20% и более) или ниже мировой цены (на 8% и более).
Цена единицы товара – цена, указанная на упаковке (продавцом), позволяющая произвести перерасчет на единицу объема или веса товара, чтобы покупатель мог сопоставить цены на сходные товары.
Цена закупочная – цена, по которой государство осуществляет приобретение сельскохозяйственных продуктов, других видов товаров у производителей для государственных нужд, в целях поддержания сельскохозяйственного производства.
Цена контрактная – цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже (контракте), в том числе при внешнеторговых операциях:
· твердая цена, зафиксированная на определенном уровне в момент подписания контракта;
· скользящая цена – изменяемая по согласованной схеме в течение периода действия контракта.
Цена мировая – денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара.
Цена монопольная – цена, устанавливаемая на рынке монополистами с целью извлечения сверхприбыли.
Цена общая – 1) цена на весь купленный товар, состоящий из различных компонентов, материалов или предметов разных сортов, размеров; 2) цена, включая все расходы.
Цена оптовая – цена товара, продаваемого крупными партиями. Обычно оптовые цены ниже розничных цен.
Цена поясная – цена, дифференцированная с учетом географического положения места сделки; цена одного и того же товара, характерная для ряда регионов.
Цена прекращения производства – цена товара, при которой предприятие не покрывает свои затраты производства; она равна минимальным предельным издержкам.
Цена престижная – высокая цена, ориентированная на покупателей, более обеспокоенных качеством товара, его уникальностью, чем ценой.
Цена розничная – цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле.
Цена справочная – цена являющаяся исходной для продавца и покупателя при определении контрактной цены, фиксируемой в документе о сделке.
Цена уторговывания – цена, возникающая в результате переговоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену.
Вопросы для самоконтроля знаний.
1. Раскройте содержание методов ценообразования.
2. Виды ценовой политики.
3. Виды цен.
ТЕМА 15. ПРОДУКЦИЯ И ПРИБЫЛЬ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА.