Обеспечение качества продукции
Каждое предприятие призвано выпускать изделия должного качества, способные удовлетворять всем требованиям потребителя. Выпуск высококачественной продукции определяет необходимость обеспечения на предприятии комплекса технических, организационных и управленческих мероприятий, имеющих своей целью производство продукции соответствующего качества. Международный стандарт ИСО серии 8402 следующим образом трактует понятие обеспечения качества: "Обеспечение качества - это все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству".
Обеспечение качества выпускаемой продукции - одна из важных функций организации производства на предприятии. Для реализации этой функции на предприятии формируется система обеспечения качества продукции, представляющая собой комплекс организационных мероприятий, имеющих своей целью создание необходимых условий для выпуска продукции должного качества.
В системе обеспечения качества выполняются три блока:
блок обеспечения, в котором реализуются меры по созданию условий для обеспечения выпуска продукции высокого качества;
блок контроля, в котором формируется информация о состоянии факторов и условий, обеспечивающих надлежащее качество продукции.
блок воздействия, в котором вырабатываются и осуществляются меры по устранению отклонений от установленных параметров факторов и условий, обеспечивающих качество продукции.
Следует иметь ввиду, что качество выпускаемой продукции формируется как на этапе проектирования новых изделий, так и производства. Поэтому система обеспечения качества на предприятии охватывает собой все стадии разработки и изготовления продукции.
Новый комплекс международных стандартов качества ИСО 9000 определяет конкретные элементы системы качества. Наиболее важные из них, определяющие собой возможности обеспечения качества, приводятся ниже.
1. Ответственность руководства. В системе управления предприятием должна быть определена степень ответственности и объем полномочий всех руководителей и специалистов, занятых определением целей, достижением конкретного уровня качества и контроля качества. Должен быть выделен руководитель, отвечающий за функционирование системы обеспечения качества.
2. Система обеспечения качества. На предприятии должна быть сформирована система обеспечения качества, разработаны и реализованы процедуры, направленные на исполнение всех функций системы.
3. Контроль качества проектных работ. Следует тщательно спланировать и четко определить характеристики проектируемого изделия, постоянно контролировать процесс создания конструкторской и технологической документации, убедиться в том, что основные характеристики разработанных изделий соответствуют исходным требованиям.
4. Обеспечение производства материальными ресурсами. Потенциальные поставщики материалов и комплектующих изделий должны оцениваться на соответствие предъявляемым требованиям, необходимо оценить эффективность систем обеспечения качества поставщиков, все поступающие материалы перед использованием проверять на соответствие требованиям качества, поступающие материалы защищать от потерь и повреждений.
5. Контроль технологического процесса. Производство должно вестись в контролируемых условиях, производственный процесс спланирован; необходимы документы и инструкции, определяющие ход технологического процесса; обеспечен контроль качества оборудования, оснастки, инструмента.
6. Контроль и тестирование. В процессе производства должен быть обеспечен контроль качества деталей и тестирования готовой продукции, результаты контроля должны регистрироваться и записи о результатах - тщательно храниться, необходимо определять причины дефектов и устранять их до появления, продукция, не удовлетворяющая требованиям качества, должна отбраковываться и изыматься.
7. Оборудование и оснастка для контроля, измерения и тестирования. Контролирующее и измерительное оборудование, оснастка должны постоянно проверяться, проходить техническое обслуживание и только после выполнения этих процедур допускаться в производство, программное обеспечение должно проверяться как перед, так и в процессе использования.
8. Внутренние проверки качества. Необходимо планировать и проводить так называемые внутренние проверки состояния системы обеспечения качества: проверять качество процессов, изготавливаемых деталей, состояние оборудования, степень достижения всех условий, обеспечивающих качество.
9. Подготовка персонала. Должно быть организовано обучение рабочих, специалистов и руководителей. Эта работа ведется с учетом потребности в обучении различных категорий работников и задач, для выполнения которых требуется повышение квалификации.
10. Применение статистических методов. Необходимо определить, какие статистические методы могут быть использованы на предприятии, разработаны методики их применения и обеспечено использование этих методов для проверки характеристик продукции и пригодности технологических процессов.
11. Техническое обслуживание. Должны быть разработаны условия технического обслуживания изготавливаемой продукции у потребителей и организована система обслуживания потребителей.
12. Отчетность о качестве. Документы, в которых регистрируется продукция, должны идентифицироваться, систематизироваться, индексироваться, сохраняться и в установленные сроки ликвидироваться в установленном порядке.
В организационной системе обеспечения качества функции, определяемые в каждом блоке системы, закрепляются за соответствующими подразделениями предприятия. За реализацию блока обеспечения несут ответственность руководители и специалисты научно-технических, производственных и обслуживающих подразделений. Своевременной информацией о состоянии факторов и условий, обеспечивающих надлежащее качество продукции в блоке контроля, снабжает все подразделения служба качества. В блоке воздействия за эффективность и своевременность мер по устранению отклонений от установленных факторов и условий отвечают руководители и специалисты научно-технических, производственных и обслуживающих подразделений.