Развитие теории организации производства за рубежом
В зарубежных теориях организации и управления производством существует множество различных школ, концепций, течений, предметом исследования которых являются общие принципы и различные стороны организационной деятельности. Можно выделить три направления, в рамках которых группируются научные школы, выдвигаются концепции и доктрины, - рационалистическое, поведенческое и системное.
Рационалистическое направление. Системы Ф. Тейлора и Г. Форда положили начало направлениям теоретических исследований, обращенных на рационализацию труда и производства, которые активно проводились в 1920-1930 гг. Рационализация рассматривалась как особый научный метод хозяйствования. Применительно к производственной деятельности рационализация использовалась для характеристики целесообразной организации хозяйствования на базе научных методов в целях достижения намеченных результатов при наименьших затратах.
Научные школы рационалистического направления вели многочисленные поиски научно обоснованных методов организации труда на рабочем месте, производственном участке и предприятии в целом, исследовали трудовые действия и приемы, затраты времени на их выполнение, разрабатывали аналитические методы нормирования труда. Были предприняты попытки перенести ключевые идеи организации производства на систему управления. К наиболее видным представителям рационалистического направления теории организации производства принадлежат Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Гантт, Ф. Гильберт, А. Файоль, Л. Урвик и др.
В 1950-1960 гг. в рамках рационалистического направления сформировалась "Новая школа", которая развивала идеи классического направления на новой технической и математической основе - вычислительной технике, математике, информатике.
Представители этой школы Д. Марч, Ст. Бир, Дж. Форрестор, Р. Акофф, С. Черчмен и другие вели углубленные исследования процессов организации и управления предприятиями; изучали структурные, процессуальные и методические характеристики производственных систем; вели разработку новых способов организации и управления с использованием экономико-математических методов, исследования операций, имитационного моделирования.
Поведенческое направление. Одним из главных постулатов теории в рамках этого направления является характеристика действий людей и их групп через категорию "поведение". Зарождение поведенческого направления связано с тем, что в 1930-х годах развитие крупного машинного производства подвело работника к максимальному интенсивному использованию его физических возможностей. Это привело к возникновению противоречий между существующими формами организации труда и производства и потребностями личности. Возникла задача поиска путей использования интеллектуального и психологического потенциала людей.
Это создало условия для зарождения, развития и быстрого роста различных научных школ поведенческого направления. Одной из таких школ стала популярная научная школа "человеческих отношений", представителями которой стали Э. Майо, М. Фолгет, Ч. Бернард, Д. Маркгрегор и др. Они обосновали большое значение психологических факторов отношения к труду, признавали важность малых групп в производстве, развивали идеи участия рабочих в управлении. Ученые этой школы стремились выработать правила взаимоотношений администрации предприятий и рабочих, которые способствовали бы росту производительности труда за счет психологического воздействия и управления поведением рабочих в желаемом направлении.
Практические рекомендации сводились к усилению мотивационных основ поведения рабочего - обогащению работ, расширению выполненных функций, ротации и т.д.
В 1950-1960 гг. на проблемы организации производства все больше стали влиять достижения научно-технического прогресса, внедрение автоматизации. В новых условиях снизилась сфера применения ручного труда, выросло значение интеллектуальных функций рабочего: от рабочего требовалось обладание такими качествами, как ответственность, способность принимать решения и взаимодействовать в коллективе, уметь адаптироваться к перестройкам производственного процесса и т.д.
На основе теоретических концепций были разработаны различные модели "гуманизации труда". В качестве новых подходов предлагались меры по повышению содержательности труда и улучшению его условий, увеличению диапазона действий и ответственности рабочих, расширению прав рабочих и профсоюзов в решении задач организации и управления производством. На предприятиях решались вопросы отказа от конвейеров, введения гибких режимов труда, установления зависимости между уровнем оплаты труда, производительности и эффективности.
Новое направление развития получила концепция вовлечения рабочих в управление производством. В 1980-х годах получило широкое распространение применение самоуправляемых производственных бригад, в которых рабочие самостоятельно организуют свой труд, приобретают управленческие права, контролируют производственный процесс.
Системное направление исследований. Объективной основой зарождения в 1950-х годах системного направления исследований и их интенсивное проникновение в теорию и практику в 1960-1970 гг. явилось усиление взаимозависимости всех сторон организационной деятельности предприятий, а также расширение, усиление и интенсификация внутриорганизационных отношений и связей предприятий с внешней средой.
В рамках этого направления формировались научные школы, разрабатывающие проблемы организации и управления производством на основе применения системного подхода.
Школа социальных систем, к которой относят таких ученых, как Г. Саймон, Дж. Марч, Ф. Селзник и других, рассматривала систему производства как сложный комплекс взаимодействующих факторов, вела исследования общих форм организации, выявляла связи между параметрами системы, разрабатывала методы системного анализа.
Представители технологической школы (Дж. Вудворд и др.) в качестве определяющего параметра организации выделяли характер технологического процесса. Технология рассматривалась как независимая переменная, а организационная структура должна была соответствовать технологии производства, требованиям внешней среды и целям предприятия.
На основе системного подхода ряд ученых (Ф. Каст, Д. Розенцвейг, С. Янг) разработали концепцию приспособления форм и методов организации производства для достижения целей предприятия. Реализация этой концепции осуществлялась на базе трех взаимосвязанных положений: выработке методологии определения целей предприятия, ориентации организационного механизма системы на установленные цели, мотивации исполнителей к достижению заданных целей.
В современных условиях в работах зарубежных ученых проявляется тенденция обеспечить с использованием методологии системного подхода синтез рационалистического и поведенческого направлений науки организации производства.
На основе теоретических исследований в зарубежной практике усилиями ученых и практических работников разработаны и реализованы новые формы, методы и системы организации управления производством. К их числу следует отнести:
- моделирование производственной деятельности с использованием методов исследования операций;
- методы сетевого планирования и управления проектами (PERT);
- систему планирования материальных потребностей (MRP);
- систему организации производства "точно во время" (JIT);
- систему тотального управления качеством;
- централизацию обработки и ячеистую организацию производственных подразделений;
- систему полного технического обслуживания оборудования и другие.