Тема: Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. (семинар 2)

Эпоха Просвещения (Новое время) К.А. Гельвеций (26 января 1715 г. – 26 декабря 1771 г.) Р. Декарт Я.А. Коменский (28 марта 1592 г. – 15 ноября 1670 г.) Дж. Локк (29 августа 1632 г. – 28 октября 1704 г). Ж.-Ж. Руссо (28 июня 1712 г. – 2 июля 1778 г.)
Основная педагогическая идея. Широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей.Гельвеций заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание может все». развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте. Коменский выдвинул идею непрерывности образования, (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста». Педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание. Теория естественного воспитания.
Об идеале человека. Свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье с «благом наций». Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики и математики, то человек — не только материальное, но и мыслящее, духовное существо, производное от Бога. Реализовавшаяся личность,пансофия. Всесторонне развитый джентльмен. Создать человека.
О смысле его жизни. Гельвеций старался коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и государственной и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Сомнение является свойством мысли – умеющий сомневаться, умеет мыслить. Мыслить может только человек, который действительно существует, а значит, мышление является и основой бытия, и познания. Развивал педагогику на протяжении всей своей жизни. Развивал и внедрял свои философские труды в массу. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.


О цели воспитания. Стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Стремиться км знания которые мы получаем в процессе познания окружающего мира Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся».   Воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться «утонченностью в обращении». Внедрить демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.
О доминирующих способах педагогического воздействия. Основе чувственных восприятий. В обучении рекомендовалось использовать рациональный метод познания и усвоения знаний. Предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра», принцип наглядного обучения.   Пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину,— говорил Локк,— что... наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.
О стиле педагогического взаимодействия. Демократический. Демократический Демократический,авторитарный. Демократический , авторитарный. Либеральный, манипулятивный.


Наши рекомендации