Внутренний контроль на предприятии и его роль в ведении бухгалтерского учета
Внутрихозяйственный контроль – это один из элементов управления организацией. Он осуществляется с целью оценки результативности функционирования субъекта, его подразделений, формирования предложений по развитию отдельных служб, расширению или сужению их функций. Главное назначение внутрихозяйственного контроля – непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.
Внутрихозяйственный контроль способствует своевременному выявлению и устранению факторов, причин и условий, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность субъектов хозяйствования и их структурных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и отделы организации, а также направления ее деятельности не способствовали достижению намеченных целей и повышению результативности работы.
На РУП «Гомсельмаш» внутрихозяйственный контроль осуществляется самостоятельным структурным подразделением производственного объединения «Гомсельмаш» – контрольно-ревизионное управление, которое находится в непосредственном подчинении финансового директора объединения.
Контрольно ревизионное управление объединения призвано решать следующие задачи:
- проверка соблюдения предприятиями объединения, а также их структурными подразделениями законодательства в сфере экономических отношений;
- своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам предприятия, установление причин и условий, способствующих их совершению;
- проверка законности совершаемых предприятиями и структурными подразделениями объединения хозяйственных и финансовых операций;
- проверка обеспечения сохранности государственного имущества;
- принятие мер по возмещению причиненного ущерба;
- определение потребности КРУ в ресурсах;
- определение функций управления, последовательности осуществления видов деятельности и результатов их выполнения;
- установление целей в области качества по функциям КРУ.
При осуществлении своей деятельности КРУ руководствуется:
- нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
- техническими нормативными правовыми актами, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- локальными документами, утвержденными в порядке, установленном Министерством промышленности Республики Беларусь и предприятием.
К числу последних относятся устав предприятия, организационно-распорядительная документация, различные внутренние положения, должностные и рабочие инструкции, условия контрактов и трудовых соглашений и т.д.
КРУ возглавляет начальник управления. Он назначается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора по представлению его заместителя – финансового директора объединения.
Разработкой внутренней организационной структуры КРУ и его штатным расписанием занимается начальник управления по согласованию с начальником управления организации труда и заработной платы (УОТиЗ) в соответствии с типовыми структурами аппарата управления, нормативами численности руководителей, специалистов и служащих, с учетом объемов работ и утверждается генеральным директором объединения.
В состав КРУ входят:
- отдел тематических проверок, внутрипроизводственного контроля и ревизий;
- отдел внутриобъединенческого контроля и ревизий.
В схематичном виде организационную структуру КРУ можно представить следующим образом (рисунок 7.1):
Рис 7.1 – Схема внутренней организационной структуры КРУ
Контрольно-ревизионное управление организации выполняет следующие функции:
- изучение действующей у проверяемого структурного подразделения системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
- проверки документов в целях установления целесообразности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанны в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
- сопоставления данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными;
- сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ним другим операциям;
- сличения в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемого предприятия или структурного подразделения предприятия выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями;
- контрольный обмер объемов выполненных работ;
- проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
- проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы;
Для осуществления функций контрольно-ревизионного управления его сотрудники наделены широкими правами, к числу которых относятся:
- проверка документов, бухгалтерских книг и других регистров учета, статистических и бухгалтерских отчетов и балансов, планов, счетов и иных документов, наличных денег в кассе, ценных бумаг, материальных ценностей и другого имущества;
- требование письменного объяснения от должностных лиц проверяемых структурных подразделений по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок;
- опечатывание кассы и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проведение проверки фактического наличия ценностей в них, требование от руководителя проверяемого структурного подразделения проведения инвентаризации, а также проверка правильности их проведения;
- в предусмотренных законодательством случаях и порядке, сотрудники КРУ имеют право знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями о состоянии счетов и оборотов по ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
- передача по согласованию с лицом, назначившим ревизию (проверку), материалы в правоохранительные органы, принятие мер по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;
- привлечение к работе специалистов других служб для осуществления проверок в соответствии с перечнем вопросов поставленных программой проверки.
В штате ревизоров контрольно-ревизионного управления РУП «Гомсельмаш» по состоянию на 01.01.2009 числилось 11 человек, фактически работало 10 человек (1 чел. – в декретном отпуске).
Из них 4 человека имели высшее и 6 человек среднее специальное экономическое образование.
8 человек обладали стажем работы свыше 10 лет; 2 человека имели стаж от 5 до 10 лет.
Все работающие сотрудники КРУ РУП «Гомсельмаш» имеют опыт работы в ревизионных органах. Так, 1 сотрудник проработал в ревизионных органах свыше 10 лет. 6 человек имеют подобный опыт работы от 5 до 10 лет. 3 человека – до 5 лет.
В 2010 году 3 работника контрольно-ревизионного управления прошли краткосрочную учебу по повышению квалификации в ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» по теме «Бухгалтерский учет, анализ и контроль на промышленном предприятии».
Объем работ КРУ на предстоящий период во многом определяется при помощи планирования, в ходе которого разрабатываются планы тематических и комплексных проверок.
Планы тематических проверок структурных подразделений РУП «Гомсельмаш» разрабатываются работниками КРУ на каждое полугодие и включают все проверки хозяйственной деятельности, планируемые к проведению в соответствующем периоде.
Планы комплексных проверок (ревизий) составляются на год и представляются в соответствующий Совет по координации контрольной деятельности, который составляет сводный план проверок.
Так, в отчетном периоде было запланировано и проведено 7 комплексных ревизий, в том числе 3 предприятия с правом юридического лица (РУП «Светлогорсккорммаш», РПУП «Топаз», РСУП «СП»), и 4 обособленных структурных подразделения (филиал РУП «Гомсельмаш» «ГЗСК», обособленное подразделение нестандартизированного промышленного оборудования, обособленное подразделение по благоустройству «Лотос», обособленное подразделение по переработке металлоотходов и вторсырья), и в том числе 5 подразделений непромышленной сферы без права юридического лица (санаторий-профилакторий «Машиностроитель» филиал РУП «Гомсельмаш» СК «Юбилейный», ОПХ «Прополис», ДОЛ «Сельмашевец», ЖБУ).
Результаты проверок (ревизий) ежемесячно рассматриваются на совещании у генерального директора. По рассматриваемым вопросам принимаются решения с оформлением протокола и установлением сроков их выполнения. Контроль за их выполнением осуществляется контрольно-ревизионной службой.
Одним из направлений работы контрольно-ревизионных служб является контроль за планированием и проведением внутренних проверок самими структурными подразделениями предприятия. В соответствии с чем, структурные подразделения в контрольно-ревизионные службы представляют план и отчет о проведенных проверках. Кроме того, ревизионными службами систематически проводятся внезапные инвентаризации материальных ценностей в структурных подразделениях, проверка их учета и условия сохранности.
Ежемесячно работниками службы на основании анализа проводимых проверок и ревизий вносятся творческие предложения по улучшению бухгалтерского учета, эффективного использования материальных ресурсов и денежных средств.
8 Решение производственных ситуаций и оформление индивидуальных заданий и отчетов