Показатели продукции сферы услуг.
Статистика сферы услуг пользуется обычными экономической мы показателями. Каждую отрасль или определенный вид услуг характеризуют интегральных экономическими показателями, такими как стоимость основных фондов (1), количество работников (2), объем выручки (3). Каждый вид услуг имеет свои » отраслевые » показатели, которые могут быть очень разными: площадь предприятий торговли (торговая площадь), количество врачей и больничных коек, количество посадочных мест (столовые, кинотеатры), объем книжного фонда (библиотеки); вес сухого белья (прачечной). Такие показатели называют натуральными, или физическими.
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Сфера услуг в экономике
Абсолютные показатели — экономические, стоимостные или натуральные — характеризуют общие объемы услуг, предоставленных населению. Для оценки уровня обслуживания пользуются относительными удельными показателями, которые представляют объемы производства и потребления услуг в отношении населения — на душу, на 100, 1000 или 10000 жителей. Дополнительно вычисляют относительные показатели обслуживания определенного контингента потребителей — детей, женщин, пенсионеров, крестьян и т.д. Для полного анализа и оценки уровня развития каждой отрасли (вида) услуг, как правило, пользуются не одним показателем, а определенной их системой. Недостаточно, например, оценивать уровень медицинского обслуживания только по количеству врачей и больничных коек на тысячу жителей. Необходимо знать обеспеченность населения различными видами и формами медицинских услуг, то есть нужна определенная система показателей.
Статистика сферы услуг в настоящее время очень бедная и крайне недостаточно организована. Показатели производства и потребления различных услуг рассеяны десятками и сотнями ведомств и служб, недостаточно агрегированные, не имеют детальной территориальной привязки и часто подаются » с точностью до административного района или области».
Для оценки уровней развития сферы услуг обычно пользуются сравнением фактических показателей обслуживания — абсолютных и относительных, данной страны или региона с наиболее высокими или средними их значениями. Показатели обслуживания данной страны сравнивают со страной — лидером в сфере услуг или рядовыми для всех стран (или определенной группы стран) характеристиками. Показатели сферы услуг отдельного региона сравнивают с наиболее развитым регионом или с обычными показателями в стране.
Еще одно направление оценки уровней развития сферы услуг заключается в сравнении фактических показателей с нормативными. При этом нормативы могут быть разными: 1) нормативное количество работников в той или иной отрасли сферы услуг, 2) нормативная емкость учреждений обслуживания данного вида, 3) нормативные доли услуг различных видов в общей сфере услуг 4) нормативная доступность населения к данному виду услуг (радиусы услуг) и т.д. В отечественном градостроительстве были приняты такие нормативы развития сферы услуг в городах (табл. 40, 41).
Сравнивая фактическое количество работников в различных видах услуг данного города с нормативной, можно количественно оценить уровень обеспечения населения теми или иными услугами, а также общий уровень сформированности сферы услуг в целом. Так же, сравнивая нормативную емкость учреждений обслуживания различных видов с фактическими показателями, можно оценить уровень развития сферы услуг и отдельных видов обслуживания населения.
Сфера услуг в экономике
ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ. ТЕОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕСТ
Теоретические основы территориальной организации сферы услуг были заложены в 30- х годах XX в. В. Кристаллер и А.Льошем. Они первыми рассматривали сферу услуг как систему центров обслуживания разных рангов и их зон обслуживания. Результатом такого рассмотрения стала теория центральных мест (ТЦМ). Основные понятия ТЦМ такие : пороги услуг; радиусы услуг; центры обслуживания (центральные места) рангах услуг; рангах центров обслуживания (центральных мест) зоны обслуживания; иерархия центральных мест и их зон обслуживания; пространственная суперпозиция (наложение) зон обслуживания различных рангов.
Порог услуг определяется минимальным количеством потребителей (клиентов), которые делают возможной и экономически рентабельной (выгодной) организацию соответствующего вида обслуживания. Для различных видов услуг такие пороги неодинаковы. В отечественной практике градостроительства аптечная сеть формировалась, например, из расчета одна аптека на 10 тыс. населения, предприятия общественного питания — 24 посадочных места на 1 тыс. населения и тд.
Радиус обслуживания (радиус реализации услуг) представляет собой максимальное расстояние, которое соглашается преодолевать потребитель для получения данной услуги. В экономическом аспекте радиус обслуживания ограничивается той самой суммой расходов, которую сможет выдержать клиент из расчета цена услуги плюс транспортные расходы. Понятно, что для разных видов услуг радиус обслуживания может быть очень разным.
Центром обслуживания (по В. Кристаллер, центральным местом) могут выступать как отдельные предприятия сферы услуг (киоск, магазин, школа, больница и т.д.), так и населенные пункты в целом или их части — микрорайоны, массивы и т. д.
Зона обслуживания (зона реализации услуги) — это территория, в пределах которой население получает услугу по данному обслуживанию. Зона обслуживания зависит от радиуса реализации услуг порога услуг данного вида : радиус реализации должен быть таким, чтобы обеспечить количество потребителей, достаточную для порога услуг.
Ранги услуг. Услуги ранжируют по их порогами по количеству потребителей и радиусами реализации и зонами обслуживания. Услуги малых (низких) рангов имеют малые пороги, радиусы и зоны обслуживания. Услуги высших (больших) рангов выделяются большими и значительно большими порогами, радиусами и зонами обслуживания. Первых услуг много, других — меньше. Ранги услуг хорошо коррелированы с регулярностью спроса на них. Мелкие услуги, как правило, имеют постоянный и ежедневный спрос (хлеб, вода, газ, телефон, электричество). Услуги более высоких рангов имеют регулярный спрос с разными сроками — раз в несколько дней, еженедельный, подекадный, ежемесячный, ежесезонные, ежегодный. Услуги наиболее высоких рангов могут быть эпизодическими и разовыми : высшее образование, брак, выезд за границу, приобретение дома, квартиры, автомобиля и т.д.
Сфера услуг в экономике
Иерархия центров обслуживания (центральных мест) определяется по их рангам — от высших до низших. Распределение видов услуг по центрам обслуживания различных рангов имеет кумулятивный (накопительный) характер : центры низкого ранга могут предоставлять только один вид услуг; центры следующих рангов обязательно должны все предыдущие виды услуг, характерные для центров более низких рангов, и добавляют к ним один или несколько видов услуг, которых не имели центры низших рангов. В. Кристаллер первым установил иерархию центров обслуживания и зоны их обслуживания.
Пространственная суперпозиция (наложение) зон обслуживания заключается в том, что зоны обслуживания центров разных рангов пространственно накладываются друг на друга. Соседние и территориально смежные зоны обслуживания центров низкого (условно VII) ранга попадают в зону обслуживания центра с рангом VI. Центр обслуживания следующего ранга (V) охватывает своей зоной все прилегающие зоны обслуживания центров шестого ранга, а вместе с ними и центров седьмого ранга. 1 такое наложение завершается наравне формирования
И еще одно важное замечание. Теоретически не должно быть территорий (участков) вне сферы услуг. Если зоны обслуживания будут иметь круговую форму, то между соседними кругами останутся » ничейные » треугольники. Именно поэтому ТЦМ отмечает, что зоны обслуживания всех уровней имеют правильную шестиугольную (гексагональную) форму, которая обеспечивает так называемое » плотное замощение «, или » плотную упаковку», то есть разграничение зон обслуживания без перекрытий и разрывов (рис. 69).
Общие принципы территориальной организации сферы услуг за ТЦМ такие (В.М. Юрковский, 1989):
1) чем больше населенный пункт (центральное место), тем больше в нем предприятий данного вида услуг;
2) с ростом населения населенного пункта увеличивается и набор (перечень) услуг различных видов, но такое увеличение идет по нисходящей, все медленнее;
3) услуги высших рангов можно встретить только в больших населе них пунктах, представляют собой центры обслуживания (центральные места) высших рангов;
4) существует иерархия центров обслуживания (центральных мест) по следующей схеме: а) высокий ранг имеет один центр обслуживания б) центров обслуживания высших рангов немного в) количество центров обслуживания каждого следующего (более низкого) ранга воз тает, ориентировано, в 6 раз (гексагональная сеть) г) центры обслуживания (центральные места) данного ранга имеют весь перечень по слуг центров обслуживания всех предыдущих (низших) рангов;
5) с ростом населения данного центра развитие его сферы услуг возрастающей степени определяться потребностями населения самого центра, а не его окружения;
6) с развитием производительных сил края количество центров обслуживания низших рангов имеет тенденцию к сокращению. Теоретическая схема размещения центров обслуживания рассматривается для условной однородной (изотропной) территории с равномерным расселением населения и развитой транспортной Сети. В этом случае транспортные расходы будут пропорциональны дальностям, центры одного ранга будут иметь одинаковые зоны обслуживания и будут распределены равномерно, на узлах правильной » треугольной сети» транспортных магистралей. Зоны обслуживания при этом будут иметь форму правильных шестиугольников и напоминать » пчелиные соты», обеспечивающие плотное покрытие территории без разрывов и перекрытий.
Схема размещения центральных мест В.Кристаллера была геометрически четкой и иерархической. А. Леш попытался приблизить ее к реальной ситуации, значительно усложнил и назвал «экономическим ландшафтом «. Значение ТЦМ в общественной географии чрезвычайно высокое. По выражению А.Льоша, она позволяет увидеть » замаскированный порядок» в территориальной организации сферы услуг.
Сфера услуг в экономике
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Проблемы развития и рациональной территориальной организации сферы услуг приобретают в наше время первостепенное значение, поскольку возрастающая часть населения занята в сфере услуг, а уровень развития социальной сферы становится главным показателем качества жизни.
Географические исследования сферы услуг могут быть отраслевыми или комплексными. В первом случае рассматривают территориальную организацию отдельной отрасли (или определенного вида услуг) и анализируют территориальные различия ее размещения и уровня развития. Во втором — сфера услуг рассматривается в целом для отдельных стран, регионов, городов. Оценке подлежит ее отраслевая полнота, состав и структура, особенности территориального взаимодействия различных видов услуг, уровень обслуживания.
Совокупность предприятий и учреждений обслуживания на определенной территории образует сеть обслуживания. Населенные пункты, в которых размещены предприятия сферы услуг, называют центрами обслуживания. Центры обслуживания вместе с их зонами обслуживания, предприятиями и учреждениями, размещенные на определенной территории (область, район, город, курортная зона и т.д.), называют территориальной системой обслуживания, или территориальной системой услуг.
Размещение предприятий сферы услуг имеет свои особенности по сравнению с привязкой промышленных предприятий. Как было показано в предыдущих разделах, промышленные предприятия имеют много различных ориентаций, которые необходимо учесть при их размещении: ориентации на сырье, материалы, энергию, воду, транспорт, газоснабжения, рабочую силу, рынки сбыта, кооперации, комбинирования, экологическую безопасность и т. д. Предприятия сферы услуг имеют одну ориентацию — на потребителя. Правда, потребление услуг может быть очень разным по его массовости, регулярности, видов услуг и др.. И еще одно требование по размещению предприятий обслуживания : потребитель должен иметь доступ к услугам всех видов: другими словами, предприятия сферы услуг необходимо размещать так, чтобы обеспечить население полным перечнем различных услуг.
В предыдущем разделе рассматривались принципы территориальной организации сферы услуг согласно теории центральных мест (ТЦМ). Насколько этот теоретический подход может быть реализован для организации сферы услуг городов, регионов страны?
В советской экономике планирования развития сферы услуг и ее размещение базировалось на нормативах обслуживания. Пропорционально количеству населения рассчитывалась необходима емкость или мощность соответствующих видов обслуживания. Правда, » остаточный » принцип финансирования сферы услуг делал недосягаемым этот нормативный уровень обслуживания для всех регионов и городов, кроме столиц. И еще одно обстоятельство : нормативный метод не давал « ответы на вопросы, где лучше разместить то или иное предприятие сферы услуг. Нормативный подход работал с точностью «до района » или в «города «.
Для того чтобы разработать схему (модель) территориальной организации сферы услуг на основе ТЦМ, нужно определить :
1) перечень услуг и их систематику по отраслям, видам и подвидам, массовостью — индивидуальностью, регулярностью потребления;
2) иерархию центров обслуживания — центральных мест и перечень видов услуг, характерный для центров обслуживания разных рангов;
3) границы услуг различных видов по минимальным количеством клиентов, обеспечивающих эффективное (рентабельное) функционирования данной сфе и отдельных ее предприятий и учреждений;
4) радиусы услуг различных видов по максимальной их доступностью с учетом транспортных расходов населения;
5) зоны обслуживания центров разных рангов и их пространственную композицию (суперпозицию) : зоны центров разных рангов должны территориально накладываться так, чтобы обеспечить доступность населению любого населенного пункта до полного перечня услуг.
Понятно, что территориальная организация сферы услуг в крупных городах и в сельской местности будет иметь свои особенности. Нормативы услуг различных видов будут разными для городов и сельской местности, для больших и малых городов, для различных планировочных частей города. Так же дифференцированы и принципы размещения и территориальной организации обслуживания различных видов.
В больших городах с очень высокой концентрацией населения ТЦМ чрезвычайно » спрессованная » и » деформирована «. Центры обслуживания сосредоточиваются в общественно -бытовых ядрах и ячейках города. Группы предприятий и заведений сферы услуг размещают » сгустками » и » кустами » в центральной части города, в центрах его микрорайонов и жилых массивов. Развитый внутренний транспорт города
резко деформирует реальную доступность центров обслуживания к населению. Наиболее доступными опять-таки становятся центральные зоны городов. Многочисленные виды предприятий и учреждений обслуживания тяготеют к транспортным магистралям и по своему размещением повторяют конфигурацию транспортной сети города. В наше время стали популярными мощные торговые центры в пригородных зонах.
В сельской местности ТЦМ реализуется более четко. Если территория достаточно однородная по расселению и транспортной доступности, то »кристаллеривську решетку » центральных мест и зон обслуживания можно увидеть в » чистом виде». И наоборот, если реальная картина размещения центров обслуживания и их зон заметно » деформирована » по сравнению с ТЦМ, то нужно искать ответы о причинах такой » деформации «, которые вызывают отклонения реального размещения центров от теоретического.
Сельская местность значительно отличается от городов по перечню услуг, радиусами их реализации, размерами зон обслуживания. Так, например, в городах общеобразовательные школы по нормативам должны 500- метровый радиус обслуживания, а в сельской местности — 3- километровый. Сфера услуг в сельской местности имеет определенные особенности по своей территориальной организации. Клиентура сферы услуг здесь малочисленная, территориально рассредоточена и кое-где распылена. Центры обслуживания в сельской местности четко локализованы и ранжированы.
С 1960 — х годов в отечественном градостроительстве услуги систематизируют по периодичности и регулярностью спроса на них. Первая ступень охватывает услуги, которым население пользуется практически ежедневно. Это услуги повседневного спроса (повседневные услуги), радиус реализации которых должен быть минимальным — не более 500 метров расстоянию (8-10 минут пешеходной доступности). Такими услугами, например, являются продовольственные товары повседневного спроса, дошкольные учреждения, аптеки.
Ко второй степени отнесены услуги, которым население пользуется периодически, но регулярно — один раз в неделю или в месяц. Радиус реализации таких услуг возрастает до 1200 метров (15-20 минут пешей доступности) и уже допускает пользование городским транспортом. Заведения обслуживания периодического спроса включают торговые центры, библиотеки, почтовые отделения, поликлиники и т.д.