Статистика государственного бюджета.
Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образовали государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.
Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
· общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
· структуру доходов государственного бюджета;
· структуру расходов государственного бюджета;
· источники финансирования бюджетного дефицита;
· размеры государственного внутреннего долга;
· эффективность проведения государством фискальной политики;
· влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления.
В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор. Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:
· поступления или платежи;
· поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
· поступления (платежи) возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные поступления (платежи);
· приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
· приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Определение этих категорий необходимо для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).
Первые две категории касаются всех операций, две последующие - только невозвратных операций.
Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон, называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока.
Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи - возмездные операции, налоги - безвозмездные). Возмездные операции предполагают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть, как добровольной, так и обязательной, не предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.
К основным показателям статистики государственного бюджета относятся:
· доходы;
· официальные трансферты;
· расходы;
· кредитование минус погашение (чистое кредитование);
· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).
Доходы (как поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Неналоговые поступления - это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций, а также от негосударственных источников ( средства частных организаций, направляемые на строительство больниц).
Расходы - это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как: Дефицит =(Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государе венный долг. Государственный долг - это неоплаченная сумма официально признанных обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и другим миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.
Анализ выполнения бюджета (для Российской Федерации возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный).
Может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана:
· По доходам;
· По расходам;
· По их видам;
· По целевому использованию и т.д.
Оценка налогового прироста:
1.Влияние изменения налоговой базы на абсолютный прирост налога:
Прирост Нб = (Б1-Б0)/С0
2.Влияние изменения налоговой ставки на абсолютный прирост налога:
Прирост Нс = (С1-С0)/Б1
где Б1 и Б0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периоде соответственно;
С1 и С0 - уровень налоговой ставки в отчетном и базисном (плановом) периоде соответственно.
Сумма прироста налогов по двум факторам равна общему приросту налоговых доходов по анализируемому виду налогов.
Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет проанализировать, в, какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.
В результате классификации устанавливается сходство между операциями государственного управления и группируются сотни и тысячи отдельных операций и программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявит характер, структуру и экономическое воздействие таких показателей, доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитован минус погашение, финансирование и долг.
Предлагаемая Международным валютным фондом система классифи-0ций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы:
A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов
Б. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения
B. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита
Г. Классификация государственного долга.
Рассмотрим более подробно эти основные классификации государственного бюджета.
Классификация доходов и полученных официальных трансфертов:
· Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)
· Общие доходы (III + VI)
· Текущие доходы (IV + V)
· Налоговые поступления
Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (до-ходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, Штрафы или частные пожертвования).
Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи личных видов капитальных активов и добровольные взносы на капитальные вложения из негосударственных источников.
Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источниками (отечественные или зарубежные), а также по их назначению (для текущих расходов или капиталовложений).
Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится по двум основным признакам: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы, и экономическая характеристика oneраций, при проведении которых осуществляются эти расходы.
Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом погашения:
· Государственные услуги общего характера;
· Оборона;
· Общественный порядок и безопасность;
· Образование;
· Здравоохранение;
· Социальное страхование и социальное обеспечение;
· Жилищно-коммунальное хозяйство;
· Организация отдыха и деятельность в сферах культуры и религии;
· Топливно-энергетический комплекс;
· Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота;
· Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые (за исключением топлива); обрабатывающая промышленность; строительство;
· Транспорт и связь;
· Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью;
· Расходы, не отнесенные к основным группам.
В функциональной классификации расходов бюджета можно выделить четыре категории:
I. Государственные услуги общего назначения
Это общая бюджетная деятельность, общая кадровая политика, центральные закупки и снабжение, внешние отношения, оборона, общественный порядок и государственная безопасность.
П. Общественные и социальные услуги
К ним относятся образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, коммунальное обслуживание, санэпидемстанции, организация отдыха и культурная деятельность.
III. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью
Сюда включаются государственные расходы на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. Категория отражает такие государственные задачи, как экономическое развитие, урегулирование диспропорций регионального масштаба, создание новых рабочих мест.
IV. Прочие функции
Эта группа включает выплаты процентов и расходы, связанные с гарантией государственного долга, а также трансферты общего характера, Предаваемые другим государственным учреждениям.
Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашения определяет те виды операций, которые используются учреждениями государственного управления для выполнения ими своих функций, а также воздействие, оказываемое в результате их деятельности на функционирование рынков товаров и услуг и финансовых рынков и на распределение доходов в остальной части экономики.
По типу кредитора. Кредиторы или владельцы долговых обязательств классифицируются по принципу однородности экономического поведения, что позволяет получить информацию о вероятном воздействии на экономику.
Классификация операций финансирования составлена таким образом, чтобы показать источники получения финансовых средств, необходимых для покрытия дефицита сектора государственного управления, а также использование тех средств, которые образовались в результате превышения доходов над расходами.
По типу долгового обязательства. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства позволяет получить информацию о способах, используемых государственными учреждениями для финансирования своего дефицита или распределения финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения их доходов над расходами.
Наиболее важной классификацией государственного долга является классификация по типу держателей долговых обязательств, т. е. по типу кредитора:
Во избежание повторного счета итоговые величины (внутренний долг другим частям сектора государственного управления или отдельные его позиции) не должны включать долговые обязательства, владельцами которых являются те части сектора государственного управления, отдельные его уровни или весь сектор в целом, данные о долге которых уже включены в таблицу. Рекомендуется иметь ряд справочных статей (например, внутренний долг, погашаемый в иностранной валюте, внешний долг, погашаемый в национальной валюте, и др.). Дополнительными классификациями государственного долга могут быть классификации непогашенного долга по секторам и подсекторам экономики, по типу долгового обязательства (внутренний или внешний; в форме ценных бумаг или в форме ссуд, не предназначенных для обращения; краткосрочный или долгосрочный).