Общие черты в оценке полезности потребителями
Потребление — использование благ в целях удовлетворения потребностей.
Рациональный потребитель — субъект, максимально удовлетворяющий Потребности за счет полезных свойств экономических благ при ограниченном доходе и ценах.
Доход потребителя — поступление денежных средств или материальных ценностей в распоряжение субъекта.
• источники доходов: трудовая деятельность, собственность на ресурсы, различные выплаты из государственного бюджета, предпринимательство;
• виды доходов: заработная плата; дивиденды, проценты; пенсии, стипендии; арендная плата; продажа продуктов домашнего хозяйства.
Полезность (U – utility) — получение удовлетворения потребностей людей от потребления товаров и услуг.
Максимизация полезности — потребительский выбор при ограниченных доходе и ценах набора благ и услуг, который максимально удовлетворял бы потребности.
Общая полезность (TU) — полезность всех составных частей блага, которое получают люди от потребления товаров и услуг.
Предельная полезность (MU –marginal utility) — прирост общей полезности за счет потребления каждой дополнительной единицы блага.
Закон убывающей предельной полезности — по мере увеличения потребления блага общая полезность возрастает, а предельная полезность снижается.
Подходы к оценке полезности набора благ и равновесия потребителя
Равновесие потребителя –ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
• количественный (кардиналистическая теория) — полезность каждого блага оценивается в абстрактных единицах. Максимизируя получаемую совокупную полезность рациональный покупатель распределяет свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны.
Mua /Pa = Mun / Pn
• порядковый (ординалистическая теория) — потребитель делает набор благ по степени их предпочтения. Он приобретает набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.
Кривая безразличия потребителя — один из инструментов анализа потребительского спроса.
Количество товара Х
Рис. Кривая безразличия потребителя
Свойства кривых безразличия
• через любую точку на графике можно провести кривую безразличия;
• никогда не пересекаются (доказывается методом от противного);
• несколько кривых безразличия (U1….Un) создают карту кривых безразличия, и более удаленные кривые безразличия от начала координат соответствуют большей полезности потребленных благ (рис);
• имеют отрицательную направленность — увеличение потребления количества одного товара при сохранении общей полезности, ведет к уменьшению количества другого товара, и наоборот;
• имеют вогнутый вид — связано с замещением одного блага другим.
Бюджетная линия — различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах (рис).
На выбор потребителя влияют не только его предпочтения, но и его доход, цены на товары. Потребитель может предпочитать только такие товары, которые удовлетворяют следующему требованию: общие расходы на них не должны превышать суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя.
Рис. Карта кривых безразличия с бюджетной линией
Положение бюджетной линии на рисунке показывает, что потребитель может позволить себе сочетание продукта Х и У в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия U1,. Если бюджетная линия касается кривой в точке М, то при данных условиях это — наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой U2 для потребителя недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью.
Точки же на кривых, лежащих ниже и1 потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность. Положение точки М зависит от дохода потребителя (растет или уменьшается) и от того, как ведут себя относительно друг друга цены на товары х и у.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:
Эффект дохода — Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход — доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход — то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;
Эффект замещения — изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;
Закон убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.
Суверенитет потребителя — возможность потребителя влиять на производство, ассортимент товаров через спрос.
ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Вопросы:
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Издержки
Формы дохода
Прибыль
Хозяйствующий субъект — носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и продажу продукта труда с целью реализации своих экономических интересов.
Субъектами хозяйственной деятельности являются индивид (семья), группа индивидов (ассоциация), государство.
Предпринимательство — инициативная, новаторская деятельность хозяйственного субъекта, осуществляемая на свой риск, под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли.