Что из перечисленного представляет собой барьер для проникновения на отраслевой рынок новых фирм?
1) патентное законодательство
2) лояльность торговой марк
3) эффект масштаба
4) проведение фирмами согласованной ценовой политики
5) все перечисленное
60. Когда говорят о рынке с доминирующей фирмой, то предполагают, что определяющей его характеристикой является:
1) захват одной фирмой большей части отраслевого рынка
2) определение доминирующей фирмой номенклатурного ряда продукта
3) преимущество доминирующей фирмы в техническом уровне продукта
4) установление доминирующей фирмой уровня рыночной цены продукта
5) отсутствие на рынке конкуренции
61. Кривая предложения в условиях абсолютной монополии представлена:
1) частью кривой предельных издержек, лежащей выше средних издержек;
2) восходящей частью кривой средних переменных издержек;
3) восходящей частью кривой предельных издержек;
4) не имеет кривой предложения;
5) нет верного ответа.
62. Монополист назначает цену, которая:
1) обеспечивает получение максимальной прибыли с единицы продукции;
2) превышает предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса на его продукт;
3) обеспечивает монополисту получение максимальной выручки;
4) превышает предельную выручку на величину, равную степени его рыночной власти;
5) устраивает большинство покупателей.
63. На монопольных рынках, как правило:
1) рост цен сдерживается затратами и рыночным спросом;
2) чем выше цена, тем больше прибыль;
3) величина равновесного предложения меньше спроса;
4) предельная выручка растет с расширением предложения;
5) наличествует дефицит продукта.
64. Действующая на монополизированном рынке фирма обеспечивает себе получение максимальной прибыли при осуществлении предложения, для которого:
1) возможно назначение максимальной цены;
2) средние долгосрочные издержки являются минимальными;
3) предельные издержки равны предельной выручке;
4) рыночная цена равна предельным издержкам;
5) средняя прибыль является максимальной.
65. Решение монополиста о расширении масштабов производства зависит от:
1) соотношения цены и средних издержек производства;
2) соотношения средних долгосрочных издержек и рыночного спроса;
3) степени неудовлетворения рыночного спроса;
4) степени эластичности рыночного спроса;
5) все перечисленное верно.
66. Если фирма-монополист осуществляет производство на нескольких заводах, то, определяя объем выпуска для каждого отдельного завода, она должна руководствоваться принципом:
1) равенства рыночной предельной выручки предельным издержкам производства каждого отдельного завода;
2) равенства рыночной цены предельным издержкам производства каждого отдельного завода;
3) равномерного распределения выпуска по заводам;
4) равенства средних долгосрочных издержек производства для всех заводов;
5) невмешательства в рыночный механизм.
67. Социальные издержки монополизации, проявляющиеся в виде суммарных потерь излишка потребителя и производителя, будут тем выше, чем:
1) ниже предельные издержки производства;
2) менее эластичным является спрос;
3) большую прибыль получает монополист;
4) выше средние издержки производства;
5) выше рыночная цена.
68. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
1) монополизирует рынок;
2) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;
3) продает по максимально высоким ценам;
4) проводит сегментацию рынка;
5) нацелена на максимизацию чистой выручки.
69. При прочих равных условиях потери общественного благосостояния будут выше:
1) при монополии с неизменными предельными издержками;
2) при монополии с растущими предельными издержками;
3) при монополии со снижающимися предельными издержками;
4) невозможно определить.
70. Экономическая неэффективность, возникающая в случае монополизации рынка, обусловлена:
1) не способностью фирмы производить с минимальными издержками;
2) отсутствием стимулов для снижения издержек;
3) невозможностью достижения рыночного равновесия;
4) наличием рыночной власти;
5) низкой эластичностью рыночного спроса.
71. Естественная монополия должна регулироваться государством, потому что иначе:
1) будет иметь место хищническое использование ресурсов;
2) объем предложения будет ниже оптимального;
3) другие фирмы не смогут войти на отраслевой рынок;
4) возникнет перепроизводство продукта;
5) действующая на отраслевом рынке фирма будет нести убытки.
Задачи и практические задания
Задание 1. Фирмы действуют в условиях дуополии Курно. Рыночный спрос задается функцией Q = 300 - Р. Если предельные издержки производства у фирм одинаковы и равны 10, то сколько продукта будет продавать каждая фирма при достижении рыночного равновесия?
Задание2. Спрос в отрасли описывается функцией Qd = 450 - ЗР. В отрасли действуют две фирмы, которые конкурируют по Курно. Предельные издержки фирм равны нулю. Определите объем выпуска каждой фирмы и цену для равновесия Курно?
Задание 3. Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. единиц в год захватили две фирмы. Каким будет выпуск каждой из них в случае получения ими нулевой экономической прибыли при условии равенства средних и предельных издержек для любого объема выпуска?
Задание 4. Фирма - ценовой лидер, оценив спрос на свою продукцию, установила, что функция ее предельной выручки от реализации составляет MKL = 9 - q. Если функция ее предельных издержек имеет вид МСL = 1 + q, а кривая предложения остальных фирм отрасли — Sn = 2 + 2 q, то каким будет общее отраслевое предложение
Задание 5. Предположим, что функция рыночного спроса задается как Р = 48 – 2Q, а предельные издержки фирм — нулевые. При каких объеме выпуска (()*) и цене (Р*) отрасль из двух фирм, взаимодействующих по Курно, окажется в состоянии равновесия? Какую прибыль (П) при этом получит каждая фирма?
Задание 6. Допустим, функция спроса на продукт монополиста определяется как Qm = 20 - 1/3Р. Какую цену может установить монополист на свою продукцию, если его предложение равно 5, и какую при этом предельную выручку он будет получать?
Задание 7.Сто фирм в условиях совершенной конкуренции имеют следующую зависимость общих издержек от объема выпуска:
Объем выпуска фирмы | ||||
Общие издержки фирмы, тыс. руб. | 45,5 | 51,6 | 58,2 |
Шкала рыночного спроса показана в следующей таблице:
Величина рыночного спроса | ||||
Цена, руб. |
1) Определите рыночную цену.
2) Поясните является ли производство прибыльным? Какую экономическую прибыль (убыток) получает одна фирма?
Задание 8. Фирма действует в условиях чистой монополии. Функция рыночного спроса на продукт монополиста описывается формулой Р = 144 - Зq, а функция средних издержек монополиста АС = 25/q + q. При каком объеме выпуска (q) прибыль фирмы-монополиста будет максимальной?
Задание 9. Для применяемой фирмой технологии производства характерен неизменный эффект масштаба. При этом прибыль фирмы-монополиста составляет 1,2 млн руб. в месяц. Количество производимых изделий - 1000 единиц. Определите индекс Лернера (L), если цена, максимизирующая прибыль, равна 4000 руб..
Задание 10. Фирма-монополист имеет два завода. Предельные издержки производства на одном из них описываются функцией МС1 = 5 + q1, а для другого — МС2 = 4 + 1/2q2.При каких цене и объеме выпуска монополист будет максимизировать прибыль, если функция спроса на его продукт задается как Р = 65 - Q, а Q= q1 +q2?Как распределятся объемы выпуска по заводам?
Задание 11. Спрос на продукцию монополиста описывается функцией QD = 60 - 2Р. Средние издержки производства остаются неизменными и равны 20. Если государство примет решение об установлении «справедливой» цены, то как изменится выпуск монополиста по сравнению с оптимальным для него?
Задание 12. Предположим, для некоей железнодорожной компании средние переменные издержки составляют 100 руб. за тонно-километр и неизменны, а издержки на содержание путей и подвижного состава равны 1,2 млн руб. в день. Спрос на перевозки описывается как функция тарифа Q = 10000 - 10Р, где Q— величина спроса, а Р — тариф. Какими будут условия равновесия отрасли (Qм; Рм) и фирмы (П) в условиях отсутствия регулирования? Каковы будут последствия государственного регулирования (при разных доступных способах), и какой способ при этом наиболее предпочтителен?
Задание 13. Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Функция ее краткосрочных средних издержек выражена уравнением АС = 2Q - 10. Если фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска 25 единиц, взимая по 120 руб. за единицу, то какой является ее предельная выручка?
Задание 14. Предположим, средние долгосрочные издержки производства действующей в условиях монополистической конкуренции фирмы описываются функцией LRAC = 140 + 50/Q. Кривая спроса на продукт фирмы задается как QВ = 150 - 1/2Р и имеет тенденцию к смещению в положение долгосрочного равновесия, сдвигаясь параллельно самой себе. При каких условиях (цене и объеме) фирма окажется в положении долгосрочного равновесия и какой будет ее функция спроса (QDLR)?
Задание 15. Производитель сигарет действует в условиях монополистической конкуренции. Функция предельной выручки фирмы задана уравнением МR = 40 – 2q.Предельные издержки остаются неизменными для любого объема выпуска и равны 8. Какой избыток производственных мощностей (млн. пачек в год) имеет фирма, если ее целью является максимизация прибыли?
Задание 16. Если спрос является линейным, а предельные издержки действующих в отрасли фирм постоянны, то как изменится общественное благосостояние в случае образования картеля, следствиями которого станут сокращение объема продаж на 120 тыс. единиц продукции и рост цены на 3 руб. за единицу?