Механизм вхождения новых фирм на рынок монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны

черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии,

каждая фирма производит продукцию, которую покупатели считают отличной от

продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция,

поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью

взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это

совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.

Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели

рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью

взаимозаменяемые.

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной

конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но

поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической

конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном

периоде.

27)ОЛИГОПОЛИЯ: ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ.

Олигополия – это вид несовершенной конкуренции, который характеризуется следующими особенностями:

  • немногочисленность фирм в отраслях
  • каждая фирма способна оказывать влияние на рыночную цену
  • высокие барьеры для вступления в отрасль. Они удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасль, в котором продавцы получают сверхприбыль.
  • Всеобщая взаимозависимость( каждая из фирм, при формировании своей экономической политике, вынуждена принимать во внимание со стороны конкурента)

Ценообразование по принципу «издержки плюс». Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75—80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль.

Различают чистую и дифференциальную олигополию

Чистая – фирма производит однородный стандартный продукт

Дифференциальная – производит разнообразную продукцию 1 фактического назначения.

Поведение фирмы описывается:

  1. лидерство в ценах
  2. график ломаной кривой спроса
  3. модель сговора
  4. принцип «издержки плюс» (Договор, согласно которому цена равна фактическим издержкам плюс согласованный процент накидки, т.е. прибыль).

Лидерство в ценах заключается в том, что наиболее крупная и эффективная олигополистическая фирма устанавливает цены на рынке, а остальные фирмы подстраиваются.

28) МОДЕЛЬ КУРНО – ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ТЕОРИЯ ОЛИГОПОЛИИ.

Одной из первых моделей олигополии является модель дуополии (2 фирмы в отрасли), предложенная французским экономистом Курно. Модель Курно основывается на трех посылках:

в отрасли существуют лишь две фирмы;

каждая фирма воспринимает объем производства другой как данность;

обе фирмы максимизируют прибыль. Олигополия Курно — экономическая модель рыночной конкуренции.

Основные положения модели:

На рынке действует фиксированное число фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования;

Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;

Фирмы обладают рыночной властью. Замечание: сам Курно не знал, что такое рыночная власть. Этот термин появился позднее;

Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.

Общее количество фирм на рынке предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.

Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене).

Наши рекомендации