Современные концепции и системы управления качеством
Сущ. различные концепции управления качеством. Основной явл. концепция всеобщего управления на основе качества "TQM", идеологию кот. разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг. TQM – это философия организации, кот. основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству; это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом. Основными целями TQM являются: *ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей; *возведение качества в ранг цели предпринимательства; *оптимальное использование всех ресурсов организации. Основные принципы TQM: 1) Ориентация организации на потребителя. 2) Роль руководства. 3) Вовлечение сотрудников. 4) Процессный подход. 5) Системный подход к управлению. 6) Постоянное совершенствование. 7) Принятие решений, основанное на фактах. 8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Основная идея концепции У. Шухарта заключается в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля, связанную с изобретением и, последующим применением, карт статистического контроля: "Контрольных карт Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций. Шухартом впервые была предложена циклическая модель разделяющая управление качеством на 4 стадии: 1. Планирование (Plan), 2. Реализация (Do), 3.Проверка (Check), 4. Корректирующие воздействия (Action). Э. Деминг предложил, так называемый "Дом Качества", или цикл Шухарта-Деминга, который отражает основные компоненты его учения. Говоря о современных методах управления качеством нельзя не упомянуть о концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную "спиралью Джурана". Эта спираль имеет следующий вид: 1) Исследования рынка. 2) Разработка проектного задания. 3) Проектно- конструкторские работы. 4) Составление технических условий. 5) Разработка технологий и подготовка производства. 6) Материально-техническое снабжение. 7) Изготовление инструментов и контрольно-измерительных средств. 8) Производство. 9) Контроль процесса производства. 10) Контроль готовой продукции. 11) Испытание рабочих характеристик продукции. 11.1 Упаковка и хранение. 12) Сбыт. 13) Техническое обслуживание. 14) Утилизация. 15) Исследование рынка. По концепции Джурана - непрерывное улучшение - это движение по лестнице. Эта концепция называется " AQL- ежегодное улучшение качества ". Главная ее идея - получение высоких конкурентоспособных и долгосрочных результатов. Основными принципами являются: *планирование улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия. *разработка мероприятий направленных на исключение и предупреждение ошибок; *переход от административного к планомерному управлению всей деятельностью в области качества. Еще одним ученым, занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф. Кросби, разработавший концепцию ZD (ноль дефектов) - "бездефектное изготовление продукции". Эта концепция базируется на следующих положениях: *Упор на предупреждение появления дефектов, а не на их исправление. *Направление усилий на сокращение уровня дефектности в производстве. *Оправдание нужд потребителя в бездефектной продукции. *Формирование четких целей в области повышения качества на долгий период. *Понимание того, что качество работы кампании определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроизводственных подразделений. *Признание необходимости финансирования анализа деятельности в области качества. Ключевым принципом программы бездефектного изготовления продукции явл. недопустимость какого-либо уровня дефектов кроме нулевого. Ученый Арманд Фейгенбаум разработал теорию комплексного управления качеством (Total Quality Control). Основная идея, кот. - всеохватывающее управление качеством, которое затрагивает все стадии создания продукции и все уровни управления предприятием при реализации технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий. Автор японского варианта комплексного управления качеством- Каору Исикава , выделил следующие концептуальные положения: 1) Основной чертой является участие работников в управлении качеством; 2) Необходимо введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества; 3) Непрерывное обучение кадров; 4) Широкое внедрение методов статистического контроля. К. Исикава ввел оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей "Рыбий скелет". Его метод явл. одним из наиболее простых способов управления качеством. Также Исикава предложил идею создания знаменитых Кружков качества (QС). Первоначальной целью таких кружков было обучение персонала японских компаний статистическим методам контроля. Сегодняшние Кружки качества в Японии — это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Концепция Тагутти явл. дальнейшим развитием использования методов статистического контроля. Главной идеей в его разработках стало повышение качества с одновременным снижением его стоимости. Стоимость и качество, по Тагутти, связаны важной характеристикой, называемой функцией потерь качества. Согласно Тагутти качество изделий, параметры кот. попали внутрь поля допуска, напрямую зависит от близости этих параметров к номинальному значению. Когда значение параметра совпадает с номиналом - потери нулевые, как для предприятия, так и для потребителя. При отклонении потери начинают возрастать. Чем выше качество, тем ниже потери общества. Развитием его концепции стал метод QFD - "развертывание функции качества". Его суть в планировании характеристик продукции на основании исследования рынка с целью макс. удовлетворения требованиям потребителей с наивысшим качеством в кратчайшие возможные сроки и при мин. затратах изготовителей. Этот метод- это инструмент с помощью кот. получаемые сведения обрабатываются и, в результате, получают то, что в действительности хочет потребитель. В процессе развертывания QFD пожелания потребителей трансформируются в конкретные требования к разработке продукции. В процессе исследования рынка формируются требования потребителей к качеству продукции, которые, зачастую, противоречат друг другу. Для наглядного представления требований потребителей QFD предлагает использовать " Дом качества ", представляющий собой объемную матрицу, содержащую требования потребителей и возможности их удовлетворения. Используя бальную оценку характера зависимости требований потребителей от свойств продукции получают наглядную картинку наилучшего варианта проекта, переводя требования потребителей в конкретные свойства продукции. Сис-ма JIT ведет к эффективным действиям по доставке только требуемых товаров или услуг в «правильном» количестве, в «правильное» время и место. При этом под «правильными» понимаются характеристики, которые ожидают как внутренние, так и внешние потребители. Каждая фаза производства в системе JIT заканчивается изготовлением нужной («правильной») детали именно в тот момент, когда она требуется для последующей операции. Если изготавливаемая деталь будет нужна через час, то она и должна быть изготовлена не раньше, чем через час. Все неиспользуемые какое-то время запасы являются непроизводительными расходами и составляют издержки производителя. Складирование впрок — это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади. Практически все перечисленные выше принципы управления качеством были воплощены в микрологистической сис-ме корпоративного управления производством и снабжением КАНБАН (KANBAN), внедренной в корпорации Тоуоtа Моtоrs и позволившей сократить производственные запасы на 50 % , а товарные — на 8%. Система КАНБАН начинает изготавливать конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель). Эта система базируется на следующих принципах: *усиленный контроль качества; *поставка продукции заказчику точно в срок; *наладка оборудования, исключающая брак; *сокращение числа поставщиков комплектующих; *максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу. Европецская модель Модель EFQM базируется на следующих положениях: *В центре внимания — клиент; *Сотрудничество с поставщиками; *Повышение квалификации и участия персонала; *Процессы и факты; *Непрерывное совершенствование и новаторство; *Руководство и последовательность в достижении целей; *Взаимная ответственность; *Распределение результатов. Российские системы управления качеством. БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции. В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии. Неотвратимость наказания заставляла рабочего строже соблюдать технологическую дисциплину и предъявлять претензии мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или оборудование. Система КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий) была внедрена на Горьковском авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась на следующих принципах: *универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности); *комплексное обеспечение качества продукции; *проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия; *организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции; *концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки; *привлечение к совершенствованию продукции потребителей. В сер. 1960-х гг. на Ярославском моторном заводе «Автодизель» была внедрена система НОРМ, в которой за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс до первого капитального ремонта. Особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции. Комплексная система управления качеством продукции. Главная цель системы заключалась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет: *создания и освоения новых высококачественных видов продукции; *своевременной постановки на производство новой продукции; *снятия с производства морально устаревшей продукции; *улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.