Современные модели управления качеством
До 80-х годов общее управление предприятием стремились приспособить к системе управления качеством. Однако оперативное руководство входило в противоречие с концепцией управления качеством.
Новая концепция менеджмента представляет собой трехмерную модель, имеющую три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный; три аспекта: структуру, деятельность и поведение; три составляющие: затраты, качество, время (таблица 5).
Таблица 5
Элементы качества в модели управления
Нормативное управление | ||
Нормы по качеству Модели качества | Политика в области качества Поручения | Культура качества |
Стратегическое управление | ||
Организационная структура Система качества | Стратегия в области качества Программы качества | Сознание качества |
Оперативное управление | ||
Процессы обеспечения качества | Планирование качества Контроль качества | Качество исполнения |
Структура | Деятельность | Поведение |
Корпоративное развитие программы содействия качеству |
Качество оказывается тем комплексным фактором, который обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке. Проблема качества осознается как стратегическая. Разрабатывая программу повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо сформулировать целевую установку:
· соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя;
· сокращение трансакционных затрат;
· формирование имиджа предприятия как надежного партнера.
Сегодня можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющих некоторые концептуальные различия:
1) системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО 9000;
2) Всеобщее управление качеством - ТQM (Тotal Quality Management);
3) системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий, дипломов по качеству.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок - просто отсутствует.
Несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим признаком того, что на предприятии имеется система качества ИСО 9000, является сертификат.
В международных стандартах по системам качества был учтен опыт советских систем управления.
Единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны как принципы всеобщего управления качеством ТQM.
Концепция предусматривает всестороннее целенаправленное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности - от исследований и разработок до послепродажного обслуживания - при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании ресурсов, технических возможностей.
Дадим краткую характеристику ТQM:
цель - удовлетворение требований заказчика;
ответственность - руководитель коллектива;
основа действий - предотвращение снижения качества;
основная роль - отношения «заказчик-поставщик» (как внешние, так и внутренние);
основной двигатель - непрерывное улучшение;
исполнители - все сотрудники;
в центре внимания - процессы производства;
основа организации работы - группа;
обучение - постоянное условие;
действия - не должны основываться на упущениях;
измерения и систематическое сопоставление тех или иных элементов собственной деятельности с лучшими аналогами в целях совершенствования обязательны;
персональное участие высшего руководства - необходимо;
характер процесса - долговременный, непрерывный.
Составными частями ТQM являются коренная (ключевая) система, системы технического обеспечения, непрерывного совершенствования и развития (рисунок 4).
Коренная (ключевая) система - это методы и способы исследования, основанные на математических и статистических методах контроля. Они могут использоваться в любой стране.
Рис. 4. Элементы системы Всеобщего управления качеством
Система технического обеспечения - приемы и программы, позволяющие обучить владению приемами пользования техническими средствами и правилам их применения. Эта система отражает специфику предприятия. Ее следует создавать с учетом особенностей, характерных для страны, конкретного предприятия.
Еще более специфичной, отражающей национальную культуру, экономические, деловые обычаи, действующее законодательство, является система непрерывного совершенствования развития.
ТQМ - комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат на поставку продукции точно в срок. Ее философия базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - ноль дефектов, к затратам - ноль непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. Ясно, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо стремиться и не останавливаться на достигнутом. Существует специальный термин, определяющий такую философию, - «постоянное улучшение качества».
Всеобщее управление качеством включает:
· контроль в процессе разработки новой конструкции;
· оценку качества опытного образца;
· планирование качества продукции и производственного процесса;
· оценку и планирование качества поставляемого материала;
· входной контроль материалов;
· контроль качества процесса;
· оценку качества продукции;
· оценку качества производственного процесса;
· контроль качества продукции и производственного процесса.