Урок производственного обучения
Основные характеристики урока:
•деятельность учащихся направлена на материальные объекты труда и имеет преобразующий характер;
• результатом практической деятельности учащихся являются материальные объекты (локальные сети, собранные блоки ЭВМ и т.д.);
•практическая деятельность учащихся самостоятельная и управляется посредством инструктажа (устным и письменным), который проводит мастер производственного обучения;
•длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);
•в структуре урока возможно выделение трех основных типовых элементов:
- вводный инструктаж;
- текущий инструктаж;
- заключительный инструктаж.
Ниже представлено общее содержание деятельности мастера и учащихся на различных структурных этапах урока (табл. 11).
Таблица 11 Планирование урока производственного обучения | |||
Структурный | Деятельность мастера - | Деятельность учащихся - фор- | |
элемент | инструктирование | мирование умений и навыков | |
Вводный инст- | Цель - создание ориентиро- | Цель - восприятие инструктив- | |
руктаж | вочной основы деятельности | ных указаний | |
учащихся | 1. Пробное выполнение изучае- | ||
1. Ознакомление учащихся с | мых операций | ||
содержанием предстоящей | 2. Ответы на вопросы мастера | ||
работы | 3. Самостоятельная работа с ин- | ||
2. Анализ инструкционной | струкционной картой | ||
карты, технологической до- | 4. Определение технологической | ||
кументации | последовательности выполнения | ||
3. Ознакомление учащихся с | учебно-производственной рабо- | ||
электроинструментом | ты | ||
4. Разъяснение структуры | |||
трудовой деятельности | |||
5. Показ способов выполне- | |||
ния отдельных операций | |||
6. Предупреждение о воз- | |||
можных ошибках, проведе- | |||
ние инструктажа по технике | |||
безопасности | |||
Текущий инст- | Цель - контроль за ходом | Цель - отработка приемов и опe | |
руктаж | выполнения учебно-произ- | раций | |
водственного задания | 1. Самостоятельное выполнение | ||
1. Контроль выполнения | учебно-производственного зада- | ||
правил техники безопасности | ния | ||
2. Целевые обходы | 2. Самоконтроль деятельности | ||
3. Корректировка действий | |||
учащихся | |||
Заключитель- | Цель - подведение итогов | Цель - самоанализ деятельности | |
ный инструктаж | урока | 1. Сравнение своей работы с ра- | |
1. Подведение итогов заня- | ботами учащихся | ||
тия с указанием успехов и | 2. Анализ успехов и недостатков | ||
недостатков | |||
2. Демонстрация лучших ра- | |||
бот, видов брака | |||
3. Обсуждение, оценка работ | |||
4. Ответы на вопросы уча- | |||
щихся | |||
5. Ознакомление с темой | |||
следующего занятия | |||
6. Выдача домашнего зада- | |||
ния | |||
Конкретные варианты структурного построения урока на различных этапах формирования умений и навыков зависят от содержания практической деятельности.
Совмещенный урок специальной технологии и производственного обучения
Основные характеристики урока:
•последовательное чередование видов деятельности учащихся (познавательной и практической);
•изучение локального отрезка теоретического материала, выполнение упражнений и решение учебно-производственных задач;
•результатом деятельности учащихся на уроке является сформированная система теоретических знаний и практических умений, опредмеченная в материальных объектах;
•длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);
• в структуре урока четко выражены фазы, шаги, характеризующие целевые функции этапов формирования теоретических знаний и практических умений.
Структуру совмещенного урока можно представить как последовательное чередование фаз. Первый шаг - усвоение порции теоретического материала, второй - практическое формирование умений (рис, 8).
При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводится 10-15 мин; шаг практики (выполнение упражнений по порции теоретического материала) занимает у учащихся от 20 до 30 мин.
Обобщенную структуру совмещенного урока можно представить в виде следующей формулы:
Y = Фо + Ф1 + Ф2 + ...+ Фп + Ф3,
где Фо - начальная фаза (1-й шаг - организация и целевая установка урока,
2-й шаг - ориентировка учащихся в предстоящей деятельности);
Ф1,Ф2,...,ФП - промежуточные фазы (1-й шаг - краткое объяснение технологии предстоящей работы, вопросы по проверке знаний, 2-й шаг - практические упражнения);
Ф3 - заключительная фаза (сбор ученических работ, анализ работ учащихся, выставление оценок по теории и практике).
Порядок выполнения заданий
1. Разработка плана урока теоретического обучения.
1.1. Записать тему урока.
1.2. Сформулировать цель урока.
1.3. Разработать эскиз оформления доски. При разработке эскиза можно воспользоваться материалом опорного конспекта.
1.4. Разработать план урока в соответствии с табл. 12.
Таблица 12
Планирование урока
Структурный | План | План | Время | Количество учащихся, |
элемент | деятельности | деятельности | этапа | работавших на |
урока | преподавателя | учащихся | урока | данном этапе |
2. Разработка инструкции проведения лабораторной работы.
2.1. Из программы предмета выбрать тему лабораторной работы по рассматриваемому учебному материалу.
2.2. Сформулировать цель лабораторной работы, планируя частично поисковую деятельность учащегося.
2.3. Сформулировать проблему исследования и определить этапы проведения работы.
2.4. Составить перечень необходимого оборудования.
2.5. Разработать принципиальную схему для проведения исследования.
2.6. Представить технологическую карту лабораторной работы в соответствии табл. 11.
2.7. Привести форму таблиц для фиксации измеренных параметров и расчетных значений параметров.
2.8. Определить форму и содержание отчета, представляемого учащимися.
2.9. Привести пример карты программированного контроля знаний и умений учащихся: первый уровень контроля - 3 вопроса; второй - 4 вопроса; третий - 3 вопроса.
3. Разработка плана урока практического обучения.
3.1. Сформулировать цели урока практического обучения.
3.2. Определить материально-техническое оснащение урока.
3.3. Представить эскизы чертежей, рисунков на доске.
3.4. Разработать вводный инструктаж, в котором указать правила деятельности мастера и деятельности учащихся. Заполнить табл.13.
3.5. Определить название целевых обходов в текущем инструктаже.
Таблица 13
Планирование вводного инструктажа
Время, мин | Деятельность учащихся | Деятельность мастера |
4. Разработка плана совмещенного урока.
4.1. Сформулировать цели совмещенного урока.
4.2. Определить перечень основных фаз урока.
4.3. Разработать структуру трех фаз урока.
4.4. Привести подробный план одной из перечисленных фаз урока.
Контрольные вопросы
1. Назовите и охарактеризуйте цели проведения лабораторных работ.
2. Перечислите признаки учебного материала, которые указывают на необходимость проведения лабораторных работ по формированию профессиональных умений учащихся.
3. Какие способы организации лабораторных работ используются в учебном процессе? Дайте их характеристику.
4. Раскройте цели и содержание вводного, текущего и заключительного инструктажа.
5. Какова типовая структура уроков теоретического обучения?
6. По каким признакам можно классифицировать уроки?
7. Каковы основные требования урочной формы учебного процесса?
8. Перечислите основные условия применения совмещенного урока.
9. Какова структура совмещенного урока?
Рекомендуемая литература
Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. 183 с.
Эрганова КЕ. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.