Всемирная организация интеллектуальной собственности
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является старейшей международной организацией в области охраны интеллектуальной собственности. Фактически она образовалась в 1893 г. на дипломатической конференции, когда два бюро, выполнявшие административные функции Парижской (по охране промышленной собственности) и Бернской (об охране литературных и художественных произведений) конвенций, объединились в одно учреждение под названием БИРПИ (Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности).
Государства-члены хотели добиться для БИРПИ статуса полноправной межправительственной организации. Поэтому в 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая ВОИС. Штаб-квартира ВОИС расположилась в Женеве (Швейцария). Эта новая организация заменила собой БИРПИ. В 1974 г. ВОИС стала специализированным учреждением ООН. Согласно договору между ООН и ВОИС, ВОИС отвечает за проведение необходимых действий в соответствии с заключенными соглашениями и договорами в целях поощрения творчества и содействия защите интеллектуальной собственности во всем мире путем кооперации между государствами.
Стокгольмская конвенция 1967 г. определяет следующие цели организации:
1. Содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией;
2. Обеспечение административного сотрудничества Союзов.
Деятельность ВОИС посвящена развитию сбалансированной и доступной международной системы, обеспечивающей вознаграждение за творческую деятельность, стимулирующей инновации и вносящей вклад в экономическое развитие при соблюдении интересов общества.
Для достижения поставленных целей были разработаны следующие основные функции организации:
• содействие разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национальных законодательств в этой области;
• заключение международных договоров по охране интеллектуальной собственности;
• выполнение административных функций Парижского союза, специальных Союзов, образованных в связи с этим Союзом, иБернского союза;
• оказание технико-юридической помощи в области интеллектуальной собственности;
• сбор и распространение информации, проведение исследований и публикация их результатов;
• обеспечение деятельности служб, облегчающих международную охрану интеллектуальной собственности;
• выполнение любых других надлежащих действий.
Секретариатом ВОИС является международное бюро (МБ ВОИС), возглавляемое Генеральным директором. МБ ВОИС имеет четыре службы международной регистрации: патентов, товарных знаков, промышленных образцов, наименований мест происхождения товаров. МБ ВОИС централизует информацию по охране ИС. Большая часть этой информации публикуется в трёх журналах на английском, французском и испанском языках. МБ ВОИС предлагает новые проекты и реализует существующие, например, по совершенствованию информационного поиска и развитию систем классификации объектов промышленной собственности.
МБ ВОИС публикует все международные заявки в специальном бюллетене HCN Gazette. Служба международной регистрации товарных знаков обеспечивает ведение международного реестра знаков и издание соответствующего бюллетеня на французском языке. Контроль над работой МБ ВОИС ведёт Генеральная Ассамблея ВОИС (собирается раз в два года) и Конференция государств-участников ВОИС. Кроме того, каждый Союз имеет свою ассамблею, которая контролирует и координирует деятельность МБ ВОИС в рамках конкретного Союза.
В настоящее время членами ВОИС являются 184 государств или более 90 % стран мира, на заседаниях организации статус наблюдателя имеют около 250 НПО и МПО. Секретариат ВОИС или Международное бюро расположен в Женеве и имеет штатных сотрудников, представляющих более 90 стран. Генеральным директором организации с 1 октября 2008 г.является Фрэнсис Гарри.
Парижская конвенция по охране промышленной
Собственности
Парижская конвенция по охране промышленной собственности (часто просто Парижская конвенция) — международное соглашение по охране промышленной собственности, впервые принятое в Париже (Франция) 20 марта 1883 г. Пересматривалось в Брюсселе в 1900 г., в Вашингтоне в 1911 г., в Гааге в 1925 г., в Лондоне в 1934 г., в Лиссабоне в 1958 г. и в Стокгольме в 1967 г. Была изменена 2 октября 1979 г. Является первым и ключевым международным соглашением в области охраны прав на промышленную собственность.
Положения Парижской конвенции можно разделить на четыре основные группы:
1) национальный режим;
2) право приоритета;
3) общие правила в области материального права;
4) правила, касающиеся административных, организационных и финансовых вопросов.
1) Положения о национальном режиме относятся ко всем объектам промышленной собственности. Они устанавливают (ст.2,3), что каждая страна Парижского Союза обязана предоставлять гражданам других стран Союза такие же права, как и гражданам своей страны. К гражданам стран Союза приравниваются граждане стран, не участвующих в Союзе, которые имеют на территории одной из стран Союза местожительство или действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.
2) Положения о праве приоритета (в основном ст.4) распространяются на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. В соответствии с правом приоритета заявитель на основании заявки, поданной в одной из стран Союза, имеет право в течение определённого срока испрашивать охрану в любой другой стране Союза, подав туда заявку с сохранением приоритета по дате подачи первой заявки. Срок подачи последующих заявок составляет 12 месяцев для изобретений и полезных моделей, 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков. Таким образом, если заявитель хочет получить охрану в нескольких странах, он не обязан подавать заявки в эти страны одновременно. Он имеет время, чтобы окончательно решить вопрос о целесообразности патентования в конкретных странах.
3) Общие правила в области материального права относятся к патентам на изобретения, товарным знакам, промышленным образцам, фирменным наименованиям, указаниям места происхождения товаров.
а) В отношении патентов на изобретения. Выданные в разных странах Союза патенты на одно и то же изобретение независимы друг от друга, т.е. выдача патента в одной из стран не обязывает другие страны выдавать патенты. Предусмотрена возможность выдачи принудительной лицензии для предотвращения злоупотребления монопольным правом на изобретение (ст.5). Такое злоупотребление может состоять, например, в нежелании патентообладателя наладить промышленное применение изобретения, хотя оно требуется для общества. В этом случае государственный орган по требованию, но не ранее чем через четыре года с даты поступления заявки или через три года с даты выдачи патента выдаёт принудительную лицензию. На практике выдача принудительной лицензии встречается очень редко. В принудительном лицензировании заинтересованы прежде всего развивающиеся страны, где патентообладателями являются в основном иностранцы, которые могут блокировать развитие национальной промышленности. Принудительное лицензирование распространяется также на полезную модель.
б) В отношении товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (ст. 6) Условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза её законодательством. Таким образом, заявка на регистрацию товарного знака не может быть отклонена на том основании, что она не была подана в стране происхождения. Предусмотрена возможность отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, который уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Страны Союза обязуются охранять знаки обслуживания. Они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков. Страны Союза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия. На любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком или фирменным наименованием, налагается арест. Арест налагается в соответствии с внутренним законодательством каждой страны по требованию прокуратуры, или любого другого компетентного органа, или заинтересованной стороны - физического или юридического лица. Власти не обязаны налагать арест в случае провоза продуктов транзитом.
в) В отношении промышленных образцов. Промышленные образцы охраняются во всех странах Союза.
г) В отношении фирменных наименований (ст.8). Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации.
д) В отношении указаний происхождения продукта (ст.10). В случае прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца на продукт налагается арест.
е) В отношении недобросовестной конкуренции. Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:
- все действия, способные вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
- ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
- утверждения, использование которых в коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
ж) В отношении временной охраны на международных выставках изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков для продуктов (ст.11). Страны Союза предоставляют временную охрану этим объектам ПС на официальных и официально признанных международных выставках на территории стран Союза. Каждая из стран-участниц должна обеспечивать охрану от недобросовестной конкуренции и создать службу по охране промышленной собственности, которая должна издавать бюллетень с информацией о зарегистрированных объектах промышленной собственности.
4) Правила Парижской конвенции, касающиеся административных, организационных и финансовых вопросов. Парижский Союз выступает на международной арене как юридическое лицо. Административными органами Союза являются Ассамблея, Исполнительный комитет и МБ ВОИС. Главный орган Союза – Ассамблея Союза, которая собирается на сессии раз в два года вместе с Ассамблеей ВОИС. Ассамблея избирает Исполнительный комитет, который собирается на сессии один раз в год. Текущие административные задачи Союза решаются МБ ВОИС.
Бюджет Союза финансируется из следующих источников:
- взносов стран Союза;
- сборов и платежей за предоставляемые Международным бюро услуги, относящиеся к Союзу;
- поступлений от продажи публикаций Международного бюро, относящихся к Союзу, и от передачи прав на такие публикации;
- даров, завещанных средств и субсидий;
- ренты, процентов и других доходов.