Кафедра экономической теории и истории экономических учений
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению курса «Экономическая теория»
для студентов заочной формы обучения ФМ, ФМЭО,ФЭУТ, ВШТ, ВШУБ.
МИНСК 2010
Под редакцией профессора, д.э.н. А.В. Бондаря и доцента, к.э.н. В.В.Рымкевича
Авторы: Доценты, к.э.н.- Рудак А.А., Лебедько Е.Е., Воробьева И.И. Ермашкевич В.Н., Кунявская С.М., Рымкевич В.В,, Ревицкая Т.В.
Ассистенты- Космович О.Л., Яхницкая Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Экономическая теория: предмет и метод……………………………………………………….3
Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике……………………………………8
Экономические системы………………………………………………………………………….16
Рыночная экономика и её модели ………………………………………………………………..29
Спрос, предложение и рыночное равновесие……………………………………………………46
Эластичность спроса и предложения …………………………………………………………….59
Основы поведения субъектов современной рыночной экономики ……………………………74
Основные макроэкономические показатели ……………………………………………………..86
Общее макроэкономическое равновесие………………………………………………………….96
Макроэкономическая нестабильность……………………………………………………………104
Денежный рынок. Денежно-кредитная система…………………………………………………115
Финансовый сектор экономики и основы его функционирования…………………………….129
Доцент, к.э.н., Рудак А.А.
Тема 1:Экономическая теория: предмет и метод
- Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории
- Экономическая теория и экономическая политика
- Методы экономической науки
- Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
Экономическая теория и экономическая политика
Основные положения и выводы экономической теории представлены в сформулированных учеными-экономистами экономических категориях и экономических законах.
Экономическая категория – обобщенное понятие, научная абстракция, с помощью которой выражается сущность определенного экономического явления или процесса. Например, товар, цена, спрос, предложение, капитал, деньги, прибыль, заработная плата – это экономические категории.
Экономический закон – это существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Например, закон спроса выражает зависимость спроса от цены товара.
Накопленные и систематизированные экономической теорией знания используются при разработке экономической политики Экономическая политика – это деятельность правительства и его центральных экономических служб по достижению тех экономических целей, которые ставит перед собой общество.
В зависимости от той роли, которую играют выводы экономической науки при обосновании экономической политики, различают позитивные и нормативные выводы экономической теории.
Позитивная экономическая теория – это знания, полученные в результате обобщения фактов хозяйственной жизни. Они помогают объяснить существующую в обществе систему экономических отношений.
Нормативная экономическая теория – это суждение о том, какой должна быть экономика и что надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния.
Методы экономической науки
Методы экономической науки – это способы познания экономических явлений и процессов. При исследовании хозяйственной сферы жизнедеятельности общества используются общенаучные и частные методы познания. Рассмотрим общенаучные методы.
Метод научной абстракции состоит в выявлении главного, наиболее существующего и в отвлечении от второстепенного, случайного в изучаемом объекте.
Метод анализа и синтеза представляет собой процесс расчленения объекта на составные части, исследование его внутренней структуры и влияния на него внешних условий. Синтез - объединение знаний о разных сторонах объекта и формирование общего научного представления о его сущности.
Метод индукции и дедукции. Индукция – логический способ познания, суть которого в переходе от наблюдаемых фактов к общим выводам. Дедукция предполагает применение общих выводов для объяснения конкретных фактов.
Сочетание исторического и логического подходов. Исторический подход означает, что экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в которой они возникают и развиваются в исторической реальности. Логический подход предполагает абстрагирование от тех исторических случайностей, которые имели место в ходе общественного развития
Системный метод исследования. Объект исследования рассматривается как система и в то же время как элемент еще более сложной системы. Системный анализ позволяет выявить структуру объектов, причинно-следственные связи, противоречия и динамику развития.
К частным методам исследования относятся математические и статистические методы. Из математических методов особым познавательным потенциалом обладает экономическо-математическое моделирование. Экономико-математическая модель - формализованное описание объекта исследованное, упрощенное представление о взаимосвязях, существующих в реальной действительности, представленное в виде графического изображения или математической формулы.
При построении моделей экономическая наука широко использует метод функционального анализа, позволяющий установить взаимозависимость между экономическими явлениями. Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа, которыйпредполагает сопоставление дополнительных выгод и дополнительных затрат при принятии определенных хозяйственных решений.
К частным методам исследования относится экономический эксперимент. Суть его в искусственном воспроизведении экономических явлений и процессов с целью изучения и накопления практического опыта. Примером экономического эксперимента являются создаваемые на определенных территориях свободные экономические зоны.
Основные научные школы
Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.
6. Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы.
Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.
В упрощенном виде проблему экономического выбора можно показать с помощью кривой производственных возможностей. Производственные возможности – это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании ресурсов и доступной технологии.
Предположим, что в экономике производятся два типа товаров: потребительские товары и инвестиционные. Предположим также, что в данный момент времени запас природных ресурсов, капитала и труда фиксирован, технология неизменна.
Построим кривую производственных возможностей данной страны. По оси X будем откладывать количество инвестиционных товаров, по оси Y – количество потребительских товаров (см. Рис. 2.2). График показывает, что, используя все имеющиеся в стране факторы производства, можно произвести либо только 5 единиц инвестиционных товаров и ни одной единицы потребительских (точка A), либо 9 единиц потребительских товаров и ни одной единицы инвестиционных (точка B). Если факторы производства распределить между отраслями, то можно получить, например, 3 единицы инвестиционных товаров, и 8 единиц потребительских товаров (точка С).
Кривая производственных возможностей - графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии
|
Все точки на кривой производственных возможностей показывают полное и эффективное использование ресурсов. Точки за пределами кривой производственных показывают, что такого выпуска достичь невозможно при данном количестве ресурсов и технологии, например точка F. Все точки внутри кривой производственных возможностей означают неполное использование ресурсов, например, точка К.
Если население находится в точке С (производит 3 единицы инвестиционных товаров и 8 единиц потребительских) и желает увеличить производство инвестиционных товаров, то необходимо будет часть ресурсов забрать из производства потребительских товаров направить на производство инвестиционных. В результате производство потребительских товаров сократится на 2 единицы, а производство инвестиционных возрастет до 4 единиц (точка D). Альтернативные (вмененные) издержки – это количество одного блага, которым пришлось пожертвовать ради получения дополнительной единицы другого блага. Альтернативные издержки производства дополнительной единицы инвестиционных товаров равны двум единицам потребительских товаров.
Кривая производственных возможностей выпукла. Для наращивания выпуска инвестиционных необходимо жертвовать все большим количеством потребительских товаров. Это отражает закон возрастающих альтернативных издержек: с увеличением выпуска данного блага альтернативные издержки его производства возрастают. Этот закон объясняется тем, что ресурсы не являются полностью взаимозаменяемыми. Например, часть работников могут быть специализированы в производстве потребительских товаров и при переводе их на производство инвестиционных товаров их производительность снижается.
Если количество ресурсов в стране увеличивается или улучшается технология, то производственные возможности экономики растут и кривая производственных возможностей сдвигается вправо.
Конкуренция: понятие, виды
Конкуренция (от лат. "concurere" — сталкиваться) означает соперничество между отдельными участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Различают следующие методы конкуренции: ценовые, неценовые и недобросовестные.
Ценовая конкуренция – снижение цен по сравнению с ценами конкурентов (на однородную продукцию). Это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, дешевыми распродажами и т. п.
Неценовая конкуренция. Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (потребительский кредит, доставка купленного товара на дом, дополнительные гарантии и пр.); в) наконец, привлекательные реклама и оформление товара (особый стиль, яркая упаковка, фирменный знак и т. д.). Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, т. е. наделение его "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет свободный выбор потребителей - в этом "плюс" товарной дифференциации. Но есть и "минус": трудности различения подлинных улучшений продукта и мнимых, увеличение затрат времени и нервных нагрузок при покупках.
Неценовая конкуренцияподразделяется на конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продаж.
Конкуренция по продуктупроявляется в стремлении захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж. Здесь используются многочисленные средства для привлечения покупателей к товарам. Этот метод конкуренции включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, облегчение эксплуатации изделий, льготы при покупке постоянным покупателям, особые формы продажи (лизинг, продажа в рассрочку и др.).
Недобросовестная конкуренция – деятельностьхозяйствующего субъекта, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке путем обмана потребителей, партнеров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов.
Формы проявления недобросовестной конкуренции:
· Дезинформация потребителей (покупателей) партнеров по бизнесу о достоинствах товара (потребительских свойствах, классе, сорте, качестве) которым он не обладает;
· Использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения владельца этого знака.
· Распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов и результатам их коммерческой деятельности.
Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая из них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур слева направо, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа — совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Виды рыночных структур, различаемые по степени конкуренции.
Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.
Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.
Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония— одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист — снизить цены, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров. Ниже будет показано, что такие рыночные структуры зачастую регулируются государством с целью минимизации негативных для экономики последствий.
Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированную продукцию. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример — рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.
Олигополия характерна для рынка, на котором действует несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности учитывают возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.
Типы рыночных структур (моделей рынка)
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |||
Число предприятий | Очень много | Много | Несколько | Одно | |||
Размер предприятий | Мелкие | Средние, крупные | Крупные, крупнейшие | Крупнейшие | |||
Тип продукта | Однородный, стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, отсутствуют близкие заменители | |||
Воздействие продавца на цену | Отсутствует | В узких границах | Значительное, но в рамках взаимодействия фирм | Значительное | |||
Экономическое положение покупателя | Свободный выбор товара | Привязанность к торговой марке | Зависимое, с ограниченным выбором | Зависимое, отсутствует возможность выбора | |||
Барьеры для вступления в отрасль | Отсутствуют | Относительно легко преодолимы | Крайне трудно преодолимы | Вступление в отрасль блокировано | |||
Неценовая конкуренция | Отсутствует или неразвита | Решающая роль рекламы, торговой марки | Многообразна, играет решающую роль | Информационное воздействие на зависимого потребителя | |||
Основные методы конкурентной борьбы | Снижение издержек и цен, повышение качества продукции и обслуживания | Реклама и другие способы продвижения товара, опирающиеся на разнообразие вкусов покупателей | Многообразие методов с тенденцией к негласному сговору или следованию за лидером | Отсутствие конкурентов | |||
Сферы действия (примеры) | Сельское хозяйство, сектор мелких автотранспортных услуг, мелкие услуги капстроительства, розничная торговля | Секторы пищевой и легкой промышленности | Металлургическая промышленность, отрасли машиностроения | Местные предприятия общественного пользования | |||
Модели рыночной экономики.
Рис. 11. Воздействие изменения спроса и предложения на рыночную ситуацию.
Результаты анализа рыночного равновесия методом сравнительной статики позволяют сформулировать правила перехода к новому равновесию,которые говорят о том, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:
— расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;
— сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;
— расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;
— сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага;
Более сложен механизм установления рыночного равновесия при одновременном сдвиге линий спроса и предложения. В этом случае могут наблюдаться разнообразные комбинации их сдвига.
Переход к новому рыночному равновесию — это процесс приспособления участников рынка к изменившимся рыночным условиям. Поэтому характер изменений будет зависеть от адаптационных возможностей участников рынка, которые во многом определяются временным фактором. Это позволяет отслеживать влияние фактора временидаже в статической модели рыночного равновесия. Так как характер изменений зависит от скорости реагирования на них участников рынка, то в рамках адаптационного процесса можно выделить мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.
Рис.12. Мгновенное (а), краткосрочное (б), долгосрочное (в) равновесие на рынке свежей рыбы.
Мгновенный период— это период времени, в течение которого невозможно изменить ни один из факторов производства. Это означает, что рыночное предложение никак не реагирует на внешние воздействия и остается заданным при любом уровне спроса. Графическая модель рыночного равновесия для мгновенного периода приведена на рисунке 12а. Она показывает, что равновесный объем задается величиной предложения S и остается неизменным (Q0) при любом уровне цены. Равновесная цена фактически является ценой спроса, так как зависит исключительно от изменений спроса: для D0 - Р0, для D1 - Р′.
Краткосрочный период— это период времени, в течение которого производитель может изменить количество применяемых переменных факторов производства (количество сырья, численность работников и др.), но не производственные мощности (производственные площади и производственное оборудование). Так, например, высокая цена на рыбу будет побуждать владельцев рыболовецких судов чаще выходить в море, нанимая больше матросов и выставляя больше сетей. В этом случае предложение хотя и в ограниченных масштабах, но будет реагировать на изменение условий рынка, что найдет свое выражение в некотором расширении объема предложения от Q0 до Q″. Новая цена равновесия в краткосрочном периоде меньше, чем цена мгновенного равновесия (p''<p') (рис. 12 б).
Долгосрочный период— это период времени, в рамках которого могут быть изменены все факторы производства, кроме технологии. Высокие цены, которые удерживаются на рыбу в течение длительного периода времени, будут стимулировать развитие судостроения и способствовать привлечению в рыболовецкую отрасль большего количества квалифицированных работников. Возможности приспособления производства расширятся, а значит, произойдут и более существенные изменения в величине предложения, например от Q0 до Q″′ (рис. 12 в). Цена долгосрочного равновесия несколько меньше цены краткосрочного равновесия, значительно ниже цены мгновенного равновесия, но все же выше цены первоначального равновесия (p0<p'''<p''; p0<p'''<p').
Анализируя рыночное равновесие, мы предполагали его единственность, то есть исходили из того, что рынок способен обеспечить установление единственного для каждого данного временного периода равновесного сочетания «цена—количество». Такое состояние рынка графически иллюстрируется пересечением стандартных кривых рыночного спроса (имеющих отрицательный наклон) и рыночного предложения (имеющих положительный наклон). Как показывает практика, это требование не всегда выполняется.
Во-первых, линии спроса и предложения могут иметь одинаковый наклон — положительный (рис. 13а и 13б) или отрицательный (рис. 13в). Причем если рынок, представленный на рисунке 13а, не достигая равновесия, все же допускает случайные сделки, то в случаях 13б и 13в он вообще не формируется, так как интересы участников разнонаправлены.
Во-вторых, линии спроса и предложения могут иметь стандартный наклон, но не пересекаться, то есть не иметь общих точек, как показано на рисунке 14 для случаев а и б. Ситуация, представленная на рисунке 14a, говорит о том, что производство блага столь дорого, что при существующем спросе его выпуск экономически нецелесообразен: при любом положительном объеме его производства цена спроса оказывается ниже цены предложения. Поэтому равновесный объем Qe = QD = Qs = 0.
График 14б иллюстрирует ситуацию такой доступности блага, что оно может распределяться бесплатно. Поэтому равновесная цена Pe = PD = Ps= 0.
В-третьих, в ряде случаев, когда кривые спроса или предложения изменяют наклон, может возникать несколько точек рыночного равновесия. Так, например, неединственность равновесия, обусловленная изменением положительного наклона кривой рыночного предложения на отрицательный, возможна на рынке труда. На данном рынке достижение определенного уровня цены труда (ставки заработной платы -W) может стать причиной снижения склонности трудиться, а значит, отработанное время (предложение труда- QL) будет сокращаться. В результате возникнет два равновесия: W1; QL1 и W2;QL2. (рис.15).
Рис.15. Неединственность рыночного равновесия.
В-четвертых, линии спроса и предложения могут накладываться друг на друга в некотором интервале цены или объема (рис. 16 а, б), в результате чего возникает множественность точек рыночного равновесия. Это объясняет случаи, когда равновесный объем может оставаться неизменным при изменении равновесной цены (рис.16а; Qе = const в интервале цен от Ре1 до Ру2), и, наоборот, когда равновесная цена остается неизменной при изменении равновесного объема (рис.16б; Рe = const в пределах от Qe1 до Qe2).
|
|
Рис. 16. Множественность рыночного равновесия.
Система национальных счетов
Результатом функционирования экономики является национальный продукт. Под национальным продуктом понимается общий эффект экономической деятельности субъектов за определённый период времени. Выше отмечалось, что в воспроизводственную структуру входят три крупные взаимосвязанные группы: домашнее хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги на рынке продуктов, Они же, как собственники ресурсов, выходят с предложением этих ресурсов (земли, труда, капитала) на рынок ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы – факторы производства на рынке ресурсов и выступают с предложением товаров на рынке продуктов. Поэтому образуется два параллельных, но разнонаправленных потока кругооборота - с одной стороны, движение ресурсов, товаров и услуг, с другой стороны - идет движение денег в виде доходов и выручки. Правительство собирает налоги, тратит деньги на государственные закупки и социальные трансферты населению, перераспределяет часть товаров и услуг в соответствии с общими целями общества и для снижения резкой дифференциации доходов у богатых и бедных.
Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике представлен на рис. 2.
Рис. 2. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.
Количественная оценка национального продукта в современной рыночной экономике производится по системе национальных счетов (СНС). СНС представляет способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых субъектами хозяйствования в процессе общественного воспроизводства. СНС непосредственно выступает в виде совокупности взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение, обмен и использование конечного продукта и национального дохода. Основные положения СНС приведены на рис.3.
Основными принципами СНС являются:
· двойная (двусторонняя — со стороны продавца и покупателя) запись;
· сбалансированность.
СНС состоит из трёх взаимосвязанных блоков. Первый блок предназначен для сопоставления инвестиций и сбережений и позволяет количественно оценить создание, распределение и конечное использование национального дохода. Второй блок необходим для анализа создания и распределения продуктами между отраслями. Третий блок включает счета потока фондов, по которому прослеживается движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
Рис. 3.Основные положения СНС.
Другие показатели СНС.
Ключевым показателем СНС является ВВП, который определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, произведенных внутри страны за определённый период времени (чаще год).
Основные показатели СНС представлены на рис. 4.
Необходимо иметь ввиду, что ВВП:
- оценивает рыночную стоимость производства, являясь его денежным показателем;
- учитывает все законно произведенные и проданные товары и услуги;
Рис. 4.Основные показатели СНС.
- учитывает только рыночную стоимость конечных продуктов и исключает промежуточную продукцию;
- включается только вновь произведенныетовары и услуги и не включает товары, проданные в рассматриваемый период, на произведенные в прошлом, а также непроизводительные сделки финансового характера;
- учитывает стоимость товаров и услуг, произведенных только внутри страны, то есть в границах конкретного государства.
Таким образом, при определении ВВП критерием выступает территориальный фактор. При определении Валового национального продукта (ВНП) учитывается также и фактор национальной принадлежности. Т.е., чтобы получить ВНП, необходимо к ВВП добивать разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране.
Ценовые факторы
1 . Эффект Кейнса (эффект процентной ставки) выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента. Таким образом сокращается объем инвестиций в экономику, а значит, снижается и объем совокупного спроса:
P↑=> MD ↑ (MS – const) => R ↑=> I ↓ =>AD ↓.
2. Эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса:
P↑=> FA↓=>C↓=>AD↓.
3.Эффект импортных закупок
заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике:
P↑=> E↓=> NE ↓=>AD↓.
Неценовые факторы
К неценовым факторам AD относится все то, что влияет:
1) на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);
2) на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес);
3) на государственные расходы (государственная политика);
4) на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т. д.).
Неценовые факторы
изменения:
а) цен на ресурсы;
б) производительности труда;
в) налоговой политики.
Классическая модель описывает совокупное предложение в долгосрочном периоде.
Долгосрочный период— это период, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость.
Долгосрочная кривая AS отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий:
а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен;
б) изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно;
в) экономика функционирует при полной занятости факторов производства и, следовательно, объем производства равен потенциальному;
г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.
Кривая AS вертикальна. Она характеризует естественный (потенциальный) уровень объема производства, т. е. объема производства в условиях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на естественном уровне.
Кейнсианская модельописывает совокупное предложение в краткосрочном периоде.
Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде и основана на следующих предпосылках:
а) неполная занятость в экономике;
б) цены на товары и номинальная заработная плата жесткие
Сущность и функции денег
Сущность и функции денег
|
Концепции происхождения денег | рационалистическая |
эволюционная. |
Функции денег | мера стоимости |
средство обращения | |
средства накопления | |
средства платежа | |
мировые деньги |
Сущность денег.Деньги — это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом.
В экономической литературе рассматриваются две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Первая объясняет происхождение денег как итог соглашения между людьми. «Деньги — это то, что общество признает деньгами». Согласно второй концепции, деньги появились в результате эволюционного процесса, который привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место, стали выполнять функции денег.
Деньги выступают как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег — их высокая ликвидность— возможность использования в качестве средства платежа, способность сохранять свою номинальную стоимость неи