По «Истории экономических учений»

По «Истории экономических учений»

студентам очной и заочной форм обучения.

История экономических учений относится к дисциплинам социально-гуманитарного или общепрофессионального блока, предусмотренных государственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического знания в контексте различных школ, направлений и отдельных учений великих экономистов.

Изучение курса завершается сдачей итогового зачета и написанием и защитой курсовой работы по одной из тем, предлагаемых студенту на выбор: для студентов заочной формы обучения - в соответствии с порядком, принятым на кафедре, а для студентов дневной формы обучения - посредством консультации с преподавателем.

Цель написания курсовой работы:

- углубление получаемых теоретических знаний и овладение методологическими основами различных школ экономической теории;

- приобретение опыта самостоятельной работы над экономической и исторической литературой, подготовки библиографии по избранной теме, написания и защиты развернутой теоретической работы;

- получение навыков самостоятельно научного исследования.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- выбор темы;

- подбор и изучение учебной и дополнительной литературы;

- составление плана работы, аргументированное изложение содержания;

- оформление титульного листа, плана, текста, приложений, списка литературы;

- сдачу работы на кафедру для рецензирования, изучение полученной рецензии, содержащей замечания, вопросы и рекомендации преподавателя по подготовке к защите;

- работу над замечаниями и подготовка к защите;

- защиту курсовой работы.

Следовательно, приступать к подготовке и написанию курсовой работы необходимо заблаговременно.

Выбор темы курсовой работы

Историю экономических учений можно разделить на более конкретные направления, например,

- по регионам (история экономической мысли России, История экономической мысли Великобритании),

- по школам (школа физиократов, классическая школа, кейнсианство и др.),

- по узловым темам истории экономической мысли (история финансовой мысли, история экономико-управленческих учений и т.д.).

В соответствии с указанными направлениями возможна классификация тем курсовых работ.

Из списка предлагаемых тем студенты дневной формы обучения выбирают тему в соответствии со своими научными интересами и после консультации с преподавателями кафедры. Студенты заочной формы обучения по последним двум цифрам зачетной книжки

Для студента дневной формы обучения важным фактором, обеспечивающим удачный выбор темы и результативность написания работы, является прослушивание лекций по курсу «История экономических учений» и овладение широким спектром учебного и научно-теоретического материала по данному курсу.

Большую помощь в выборе темы могут оказать консультации с преподавателями кафедры.

Для студента заочной формы обучения, который прослушал только несколько установочных лекций по «Истории экономической теории», первым условием самостоятельного и успешного выбора темы, а затем и написания работы является ознакомление с Программой курса и с соответствующей учебной литературой. Целостный и системный обзор всего курса позволит впоследствии во введении к курсовой работе обосновать выбор темы, ее актуальность, подходы в изложении материала.

Учебники и учебные пособия

1. Алле М. Экономика как наука – М.: Наука для общества, 1995. 168 с.

2. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и совре­мен­ность): Курс лекций. М.: БЕК, 1996. 352 с.

3. Белоусов В. М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 1999. 544 с.

4. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. – М.: Дело, 1994.

5. Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискус­сионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. 299 с.

6. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. /Под ред. В.Н.Черковца. М.: Мысль. 1987-1994.

7. Гусейнов Р. М. История экономических учений /Новосибирск, Новосибирская гос. академия строительства, 1994. 95 с.

8. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. 544 с.

9. История мировой экономики: учебник для вузов / подред. Г.Б.Полякова, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 727

10. История экономических учений/ Под ред. А. Г. Худокормова /М.: МГУ, 1994. Ч. II. 416 с.

11. Михайлова О. К. Экономическая мысль Запада и рыночная экономика: Методические указания для студентов заочного факультета/ Омская гос. акад. путей сообщения. Омск, 1994. 65 с.

12. Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект Пресс, 1995. 462 с.

13. Олейник А. Институциональная экономика //Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 132-147; №2. С.137-156; №3. С. 138-151; №4. С.132-148; № 5. С. 139-158; № 6. С.136-153.

14. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма: В 2 т. М.: Прогресс, 1976. Т. 1. 838 с. Т.2. 885с.

15. Разнодежина, Э. Н. История экономических учений: учебно-методический комплекс/ Э.Н. Разнодежина. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 92 с.

16. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. 600с.

17. Тимофеева, А. А. История предпринимательства в России: Хрестоматия/ А.А.Тимофеева. – М.: Флинта; МПСИ,2008. – 192с.

18. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Владос, 1997. 228 с.

19. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М.: Экономика, 1996. 249 с.

Хрестоматии

1. Антология экономической классики: В 2 т. М.: Эконов, 1991-1992. Т. 1. 775 с. Т. 2. 6с.

2. Древнекитайская философия: В 2 т. /Сост. Ян Хин-Шун. М., Принт, 1994. Т. 1. 363с.

3. Рыночная экономика: В 3 т. М.: СОМИНТЭК, 1992. Т. 3. Ч. II.160с.

4. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980. Ч.1, 2.

5. Экономическая теория /Сост. Е. Ф. Борисов. М.: Высшая школа, 1995. 448с.

Оформление титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«РИНХ»

Кафедра Экономической теории

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

на тему: «…..» (№….)

Выполнил студент:

Факультета___________

группы _____________

номер зачетной книжки

______________________

______________________

(ф.и.о.)

Научный руководитель:

_____________________________

(ф.и.о.)

_____________________________

Ученая степень, звание

Ростов-на-Дону, 2012 г.

Оформление текста работы.

Страницы текста нумеруются. Текст курсовой работы представляется в печатном виде. При печати необходимо соблюдать следующие требования: Шрифт текста — Times New Roman, 14 pt. Текст выравнивается по ширине, автоматическая расстановка переносов. Абзацный отступ — не менее 1,25 см. Межстрочный интервал — полуторный. Поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 3 см.

По тексту выделяются структурные части, включая абзацы. На источники информации в работе делаются сноски: в конце фразы, над таблицей, цифровым материалом и т.п. ставится порядковый номер цитаты, а под строкой ниже основного текста под тем же номером - источник информации, с указанием имени автора, наименования работы (статьи), том, часть, выпуск, место издания, год, страница.

Например: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения»1.
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962. С. 25.

Повторные ссылки на этот же источник даются в сокращенном виде: автор, «Указанная работа» или «Там же», страница. (Например, Смит А. Там же, с. 59) Все расшифровки ссылок разрешается выносить на отдельный лист.

Ссылки на цитируемый материал, если список литературы уже четко сформирован и пронумерован, можно оформить и следующим образом: после цитаты в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы и номер страницы из него, например: [6, с.276].

Список литературы

После оформления содержательной части работы, с учетом введения и заключения, на отдельном листе составляется список литературы (не менее 10-15 источников), то есть весь перечень учебных пособий и научных трудов, статей, источников фактического материала, изученных и использованных вами при написании курсовой работы. Они располагаются в алфавитном порядке с указанием всех выходных параметров издания, которые обычно указываются в книгах на обороте их второго за обложкой листа или в конце книги: автор, наименование работы, город, наименование издательства, год, количество страниц. Следует обращать внимание на то, что нормативно-правовые документы, книги и учебные пособия, журнальные и газетные статьи, электронные ресурсы оформляются по-разному.

Книги, учебные пособия

Ф.И.О. автора. Наименование работы (труда, книги). Город: Издательство, год публикации работы. Количество страниц.Например:

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Д. Норт; [пер с англ.: А.Н Нестеренко]. – М.: Начала, 1997. – 190 с.

Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: [учеб. пособие для вузов]. / Р.М. Нуреев. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 531 с.

В коллективных работах, в том числе в учебных пособиях, указывается, под чьей редакцией опубликован научный труд. Например:

Гукасьян Г.М. Экономическая теория: [учебник для вузов] / Г.М. Гукасьян, Г. А. Махикова, В.В. Амосова; [редкол.: Е. Строганова (гл. ред) и др.]; 2-е изд. – Спб.: Питер, 2003. – 480с.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

Электронные ресурсы

Российская государственная библиотека / Центр информ. технологий РГБ. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997. — http://www.rsl.ru.

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. — Долгопрудный: МФТИ, 1998. — http://zhurnal.mipt.rssi.ru.

За списком литературы, если есть такая необходимость, следуют пронумерованные приложения: озаглавленные таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п., которые составляют неотъемлемую часть содержания, анализируются и комментируются по тексту (со ссылкой на страницу приложения). Все приложения оформляются с указанием источника информации.

На последнем листе курсовой работы оставляется место для рецензии. В верхней части этого листа размещается следующий текст (заголовок рецензии):

Рецензия

на курсовую работу по кафедре Экономической теории
студента (Ф. И. О.)________________________________________

факультет ________________________, ___ курса, _____ группы

номер зачетной книжки___________________________________

на тему (Номер темы по перечню и ее наименование) .

Рецензент: (заполняется рецензентом) ,год.

Все данные заголовка рецензии, кроме последней строки, заполняются студентом (в 2-х экземплярах).Сданная студентом на кафедру курсовая работа, оформленная с учетом вышеизложенных требований, рецензируется в течение 10-14 дней.Один экземпляр рецензии остаётся на кафедре, другой возвращается студенту исохраняется до защиты.Рецензии возможны трех видов:

- курсовая работа к защите допускается,

- курсовая работа к защите не допускается,

- курсовая работа к защите допускается при условии доработки в соответствии со сделанными замечаниями.

Получив на кафедре свою курсовую работу, студент знакомится с рецензией. Если курсовая работа не допущена к защите, то она дорабатывается в соответствии с замечаниями и второй вариант той же работы с пометкой «Повторно» вместе с первым вариантом и рецензией вновь сдается на кафедру для проверки.

Курсовая работа, имеющая несущественные недостатки, может быть допущена к защите при условии устранения до защиты этих недостатков и представления письменных доработок без повторного рецензирования. В таком случае проверка доработок осуществляется при защите.

Защита проходит, как правило, в форме собеседования: устное изложение основных положений темы; ответы на замечания рецензента и вопросы преподавателя, возникающие в ходе диалога. Иногда студенту предлагается сделать публичный доклад на семинаре, научно-теоретической конференции или принять участие в деловой игре по теме.

Защита курсовой работы оценивается по пятибалльной системе. Решающими составляющими оценки являются актуальность, полнота и содержательность текста курсовой работы, а так же свободное владение изложенным материалом, умение давать ответ на любой вопрос, связанный с аспектами этой темы, способность сочетать теоретические знания по курсу общей экономической теории с самостоятельным анализом конкретных экономических ситуаций.

Вопросы к зачету.

1. Исторические, социальные и теоретические истоки формирования экономических идей.

2. Особенности методологического анализа «Истории экономических учений».

3. Экономическая мысль Древневосточных царств и Древнего Египта.

4. Проблемы становления рабовладельческого хозяйствав законах Древней Индии.

5. Зарождение теорий о роли государства в Древнем Китае.

6. Античная цивилизация и новый этап развития науки. Трактат Ксенофонта "Экономика".

7. Экономические воззрения и теория государственного управления Платона.

8. Зарождение системного анализа организации хозяйства, товара, денег и цены в трудах Аристотеля.

9. Особенности древнеримской экономической науки. Экономические взгляды Катона Старшего, Варрона, Коллумеллы и бртьев Гракхов.

10. Источники средневековой экономической мысли. Экономическая идеология Фомы Аквинского.

11. Генезис феодализма в "Русской правде" и «Судебниках» 1497г. и 1550г.

12. Дискуссии о церковной собственности. Взгляды Е.Еразма, Ф.Косого, М.С.Башкина, борьба иосифилиан и нестяжателей.

13. Исторические условия возникновения и развития меркантилизма. Теоретический и исторический вклад меркантилизма.

14. Особенности российского меркантилизма. Взгляды А.Л. Ордин-Нащокина, Ю. Крижанича, И.Т. Посошкова.

15. Школа физиократов. Теория общественного воспроизводства в «Экономической таблице» Ф.Кенэ. Физиократические взгляды А.Тюрго.

16. Методология исследований У.Петти и его трактовка стоимости, заработной платы, земельной ренты, процента и цены земли.

17. Социально-экономические взгляды П. Буагильбера.

18. Исторические условия формирования классической политической экономии. Научность теорий А.Смита и Д.Рикардо.

19. Экономические идеи Ж.-Б. Сэя: теория трех факторов производства, теория стоимости, "закон рынков".

20. Анализ экономических противоречий капитализма в работах С. Сисмонди.

21. Закон народонаселения и теория распределения общественного продукта Т.Мальтуса.

22. Специфика исторической школы в политической экономии и ее представители. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа.

23. Экономические воззрения французских социалистов-утопистов Ш. Фурье, А. Сен-Симона.

24. Английское направление социализма-утопизма. Теория социальных преобразований Р. Оуэна.

25. Экономическая мелкобуржуазная философия П. Прудона.

26. Систематизация экономических взглядов классиков в работах Дж.С. Милля.

27. Дискуссии вокруг проблемы крепостничества.

28. Защитники крепостничества. Дворянские либералы. Буржуазные либералы

29. Экономические концепции декабристов.

30. Особенности экономической мысли пореформенной России. Две основные тенденции в народничестве.

31. Распространение экономических идей марксизма в России. "Легальный марксизм".

32. Аграрные реформы П.А. Столыпина.

33.Экономическое учение Н.Г. Чернышевского - вершина развития отечественной экономической мысли середины XIX в.

34. Экономические воззрения А.И. Герцена и Н.П. Огарева;

35. Исторические условия и идейные истоки возникновения марксизма. Ранние философско-экономические произведения К.Маркса и Ф. Энгельса.

36. Структура и основные проблемы "Капитала". Оценка теоретического вклада К.Маркса в экономическую науку.

37. Идеи трансформации капитализма. "Манифест Коммунистической партии", "Критика Готской программы".

38. Анализ В.И. Лениным процесса развития капитализма в России.

39. Теоретические и методологические особенности теории предельного анализа.

40. Теория предельной производительности, учение об универсальных законах, статике и динамике Д. Б. Кларка.

41. Основные теоретические постулаты и методология математической школы. Концепция "общего рыночного равновесия".

42. Экономическая мысль в эпоху формирования капитализма в России. Основные черты экономической концепции либерального и революционного народничества.

43. Распространение экономических идей марксизма в России. "Легальный марксизм".

44. Аграрные реформы П. А. Столыпина.

45. Кембриджская школа. Теоретическая система рыночной экономики А. Маршалла.

46. Теория монополистического капитализма.

47. Анализ основных черт монополистического капитализма в работах В.И. Ленина. Разработка концепции государственно-монополистического капитализма.

48. Теория "несовершенной конкуренции" в работах Й.Шумпетера, Э.Чемберлина, Дж. Робинсон.

49. Эволюция представлений об экономическом строе социализма в течение XIX. Марксистская концепция научного социализма.

50. Эволюция взглядов В.И.Ленина на проблему построения социализма в России. Экономическая концепция НЭПа.

51. Отражение теории и практики первых вариантов построения социализма в работах Н.И. Бухарина, Ф.Э.Дзержинского, Н.А.Вознесенского.

52. .Основные предпосылки возникновения кейнсианства. Теория регулируемого капитализма Дж. Кейнса.

53. Неокейнсианство как развитие основных идей Дж. Кейнса. Неокейнсианские модели экономического роста. Посткейнсианство. Концепции программирования экономики.

54. Основные экономико-теоретические и методологические подходы неолиберализма.

55. Концепции идеальных типов хозяйства и социальной рыночной экономики в работах В.Ойкена и Л.Эрхарда.

56. Особенности методологии и теоретические идеи неоклассического синтеза.

57. Возникновение и эволюция институционально-социального направления. Социально-психологический институционализм Т. Веблена.

58. Социально-правовой подход Дж. Коммонса и статистическо-конъюнктурный институционализм У. Митчелла.

59. Неоинституционализм и его особенности. Теории прав собственности.

60. Основные проблемы теории трансформации капитализма.

61. Теории постиндустриального общества и смешенной экономики.

62. Теоретические разработки советских экономистов в 20-40-е годы.

63. Альтернативные направления в советской экономической мысли 20-30-х годов.

64. Кризис командной экономики и его отражение в дискуссиях 50-70-х гг.

65. Экономическая теория о проблемах перехода от командной к рыночной экономике.

[1] Предложенный план курсовой работы соответствует историческом подходу, описанному в п. Специфика написания курсовой работы по «Истории экономических учений».

по «Истории экономических учений»

студентам очной и заочной форм обучения.

История экономических учений относится к дисциплинам социально-гуманитарного или общепрофессионального блока, предусмотренных государственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического знания в контексте различных школ, направлений и отдельных учений великих экономистов.

Изучение курса завершается сдачей итогового зачета и написанием и защитой курсовой работы по одной из тем, предлагаемых студенту на выбор: для студентов заочной формы обучения - в соответствии с порядком, принятым на кафедре, а для студентов дневной формы обучения - посредством консультации с преподавателем.

Цель написания курсовой работы:

- углубление получаемых теоретических знаний и овладение методологическими основами различных школ экономической теории;

- приобретение опыта самостоятельной работы над экономической и исторической литературой, подготовки библиографии по избранной теме, написания и защиты развернутой теоретической работы;

- получение навыков самостоятельно научного исследования.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- выбор темы;

- подбор и изучение учебной и дополнительной литературы;

- составление плана работы, аргументированное изложение содержания;

- оформление титульного листа, плана, текста, приложений, списка литературы;

- сдачу работы на кафедру для рецензирования, изучение полученной рецензии, содержащей замечания, вопросы и рекомендации преподавателя по подготовке к защите;

- работу над замечаниями и подготовка к защите;

- защиту курсовой работы.

Следовательно, приступать к подготовке и написанию курсовой работы необходимо заблаговременно.

Выбор темы курсовой работы

Историю экономических учений можно разделить на более конкретные направления, например,

- по регионам (история экономической мысли России, История экономической мысли Великобритании),

- по школам (школа физиократов, классическая школа, кейнсианство и др.),

- по узловым темам истории экономической мысли (история финансовой мысли, история экономико-управленческих учений и т.д.).

В соответствии с указанными направлениями возможна классификация тем курсовых работ.

Из списка предлагаемых тем студенты дневной формы обучения выбирают тему в соответствии со своими научными интересами и после консультации с преподавателями кафедры. Студенты заочной формы обучения по последним двум цифрам зачетной книжки

Для студента дневной формы обучения важным фактором, обеспечивающим удачный выбор темы и результативность написания работы, является прослушивание лекций по курсу «История экономических учений» и овладение широким спектром учебного и научно-теоретического материала по данному курсу.

Большую помощь в выборе темы могут оказать консультации с преподавателями кафедры.

Для студента заочной формы обучения, который прослушал только несколько установочных лекций по «Истории экономической теории», первым условием самостоятельного и успешного выбора темы, а затем и написания работы является ознакомление с Программой курса и с соответствующей учебной литературой. Целостный и системный обзор всего курса позволит впоследствии во введении к курсовой работе обосновать выбор темы, ее актуальность, подходы в изложении материала.

Наши рекомендации