Машиностроительный комплекс РФ
Машиностроение является стратегическим сектором промышленности в России, определяющим устойчивость национальной экономики. Продукцией машиностроительного комплекса являются автомобили, суда, станки, трактора, приборы, двигатели, оптика.
В машиностроительном комплексе классифицируют по направлениям специализации следующие сегменты:
- тяжелое и энергетическое машиностроение;
- станкостроение;
- транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение);
- сельскохозяйственное и тракторное машиностроение;
- приборостроение;
- электроника и электротехника.
Основные факторы, определяющие размещения предприятий машиностроительного комплекса в России:
- энергетические ресурсы;
- квалифицированная рабочая сила;
- транспортная инфраструктура;
- рынки сбыта.
Машиностроение в стране характеризуется структурными диспропорциями, технологическим отставанием, высоким износом основных фондов, значительной зависимостью от ключевых поставщиков, низкой долей высокотехнологичной продукции, дефицитом высококвалифицированных кадров, дисбалансом в ценообразовании продукции, недостатком долгосрочных инвестиционных проектов, высокими инвестиционными рисками. Производственные процессы предприятий машиностроительного комплекса имеют отличительные особенности:
- энергоемкость;
- трудоемкость;
- материалоемкость;
- фондоемкостью.
В современной структуре машиностроительного комплекса различают укрупненные группы:
- тяжелое машиностроение;
- общее машиностроение;
- среднее машиностроение.
К тяжелому машиностроению относится производство тяжелых станков; крупных морских и речных судов; крупных автомобилей и кранов; локомотивов и вагонов, горного оборудования.
Общее машиностроение включает производство оборудования для нефтяной, химической, лесной, строительной промышленности.
Среднее машиностроение объединяет автомобилестроение и производство оборудования для пищевой, легкой, полиграфической промышленности. Союз машиностроителей России активно участвует в корректировке структуры производства, формирует стратегию развития машиностроения и развивает межрегиональные связи производителей.
Динамика развития машиностроения во многом зависит от технической модернизации производства. Инновационное и технологическое обновление предприятий являются основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что обеспечивает национальную безопасность страны.
Рынок сельскохозяйственной техники в России считается одним из самых перспективных и динамично развивающихся в мире. Потенциал роста спроса на сельскохозяйственную технику высок, поэтому необходимы дополнительные частные инвестиции для модернизации производственных мощностей предприятий.
Автомобильная промышленность относится к среднему машиностроению. Крупные предприятия автомобильной промышленности размещены в Уральском, Северо-Западном, Центральном федеральных округах. Предприятия автомобильной промышленности используют рациональные формы организации производства: специализацию, кооперацию. Ведущие производители международного авторынка разместили свои производства в регионах России: Ford, Renault-Nissan, Volkswagen, Toyota, GM, PSAPeugeotCitroen, Hyundai, Suzuki.
Крупные российские автомобильные заводы находятся в стадии реструктуризации, изменения форм собственности, внедрения технологических инноваций.
Для модернизации предприятий этого сектора экономики и повышения конкурентоспособности разработана стратегия развития до 2020 года на основе приоритетных мероприятий:
- корректировка нормативно-правовой базы;
- создание комплексных программ среднесрочного и долгосрочного развития предприятий;
- внедрение частно-государственного партнерства;
- стимулирование внутреннего спроса на отечественные автомобили;
- реализация целевых программ поэтапной государственной поддержки отечественных производителей;
- диверсификация источников финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных и внебюджетных источников;
- формирование региональных автомобильных кластеров;
- создание высокотехнологичных производств;
- поддержка корпоративных программ реструктуризации крупных производителей;
- создание программ подготовки, привлечения и сохранения высококвалифицированных специалистов.
Значительная доля машиностроительных предприятий страны относится к оборонно-промышленному комплексу России, входит в состав госкорпорации «Ростехнологии». Российскими ведущими экспертами выделяются три основных подхода к решению задач развития оборонно-промышленного комплекса страны:
- коммерциализация результатов НИОКР государственными исследовательскими центрами;
- выполнение функций по коммерциализации существующими государственными структурами;
- создание специального «переходного» звена между государственными лабораториями и частным сектором промышленности,
В мировой практике существуют успешные примеры стран с инновационной моделью по развитию машиностроительного комплекса. Трансформирование опыта полезно для российских предприятий. Основным инструментом развития машиностроительных предприятий должны стать разные виды обязательных налоговых льгот по стимулированию инноваций:
- уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР;
- скидки с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР;
- инвестиционный налоговый кредит (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику);
- особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований в университетах и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса.
Реализация моделей социально-экономического партнерства государства и машиностроительного комплекса повышает конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынке страны. Успешную реализацию стратегических задач развития машиностроения в России обеспечивает стимулировании инвестиционного процесса; обновление технологической платформы этого сектора экономики; совершенствование кадровой политики; развитие форм участия государства в структуре капитала базовых предприятий; совершенствование международных экономических связей.
6) Строительный комплекс РФ
Интеграция различных производств способствовала формированию межотраслевого строительного комплекса (МСК), обеспечивающего основные потребности строительной отрасли — от проектов до законченных зданий и сооружений. МСК занимает особое место в экономике страны, являясь одним из ведущих звеньев и важной составной частью строительства. Он играет существенную роль в укреплении материально-технической базы страны, в ускорении ее социально-экономического развития.
География строительства на территории каждого экономического района России определяется уровнем его освоенности и отраслевой структурой капитальных вложений, сложившейся системой населенных пунктов и особенностями осваиваемых природных ресурсов.
Межотраслевой строительный комплекс включает строительство как процесс возведения зданий и других сооружений и производство массовых строительных материалов. Эти два вида деятельности связаны технологически, по объемам и размещению их производства. МСК России представляет собой сложный механизм, составные части которого связаны между собой. Например, от темпов роста производства строительных материалов зависят масштабы капитального строительства, его экономичность и технический уровень, сроки возведения зданий и сооружений. Поэтому необходимо повышать рост производства строительных материалов, что сразу же увеличит масштабы капитального строительства.
К основным отраслям комплекса относят: цементную промышленность; промышленность асбестоцементных изделий; промышленность мягких кровельных и гидроизоляционных материалов; промышленность сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий; промышленность стеновых мате- риалов; производство строительного кирпича и керамической черепицы; промышленность строительной керамики; промышленность нерудных строительных материалов (щебня, гравия, строительного песка); промышленность теплоизоляционных материалов; асбестовую промышленность и др.
Региональные различия в условиях развития строительства и его материально-технической базы определяются:
• перспективами развития производительных сил в районе (темпами роста капитальных вложений, их территориальной и отраслевой структурой, формированием новых производственных комплексов и т. д.), планами развития городов и других населенных пунктов, намечаемыми темпами улучшения обеспеченности населения жильем и объектами культурно-бытового назначения;
• особенностями района в транспортном отношении и возможностью расширения путей сообщения и транспортно- экономических связей;
• природно-климатическими условиями (расчетными температурами и влажностью воздуха, сейсмичностью, рельефом, сырьевой базой для производства строительных материалов);
• демографической характеристикой района (численностью и плотностью населения, обеспеченностью трудовыми ресурсами);
• состоянием мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий и хозяйств материально-технической базы строительства (техническим состоянием и мощностями предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, предприятий и хозяйств по эксплуатации и ремонту строительной техники и транспортных средств, складского хозяйства и т. д.).
Строительство как крупная отрасль сформировалось в советские годы в связи с большими его объемами во многих районах страны. Крупные инвестиции государства в строительство позволили возвести сотни новых городов, тысячи предприятий, проложить сотни тысяч километров трубопроводов, электролиний и транспортных путей. Параллельно развивалась добыча строительного сырья, объем которой превышал суммарную добычу всех других ископаемых.
В годы экономических реформ инвестиции в промышленное и транспортное строительство сократились в 5 раз, резко снизилось и производство строительных материалов, общий спад в 50% был на уровне спада в хозяйственном комплексе в целом. Однако строительный комплекс достаточно активно адаптируется к новым условиям, привлекая к себе частные и корпоративные инвестиции. При этом он переключается с производственного строительства на создание средств связи, транспорта, жилищное, в том числе индивидуальное строительство, внедряется в сектор инфраструктуры и социальных услуг.
Перспективы развития строительного комплекса состоят в создании инфраструктуры — дорог, трубопроводов, в том числе водопроводов, мелиоративных систем, природоохранной, торговой, складской инфраструктуры, в создании систем связи и коммуникаций и т. п. Требует обновления жилищный фонд страны, особенно в малых и средних городах, необходимо его благоустройство на основе развертывания производства современных строительных и отделочных материалов. Необходим выпуск легких сборных конструкций для теплиц и парников, чтобы жители России могли быстро организовать выращивание ранних и теплолюбивых овощей на своих садовых участках, в фермерском и личном хозяйстве.
Следует отметить, что развитие комплекса происходит неравномерно — наибольший объем работ в строительстве приходится на Москву и Московскую область.
7) Комплекс легкой промышленности
Легкая промышленность производит товары народного потребления и вспомогательные материалы для других секторов экономики. В структуре легкой промышленности сосредоточено более 20 производственных направлений. Ведущими сегментами легкой промышленности являются:
- текстильная;
- швейная;
- кожевенная;
- меховая;
- обувная.
Основные факторы размещения предприятий легкой промышленности в стране включают в себя:
- ориентацию на квалифицированную рабочую силу;
- рынки сбыта;
- сырьевые ресурсы.
Российские регионы, лидеры по развитию легкой промышленности, объединяют Ивановскую, Тверскую, Костромскую, Рязанскую, Владимирскую, Псковскую, Смоленскую, Ростовскую, Ульяновскую области, Республику Чувашия. Более 50% занятых в легкой промышленности составляют женщины. В легкой промышленности функционирует более 15 специализированных научно-исследовательских институтов.
Многие предприятия легкой промышленности являются градообразующими и решают вопросы территориальной занятости населения, сохранения и развития кадрового потенциала. Для предприятий легкой промышленности в моногородах актуальны задачи диверсификации производства, стимулирования самозанятости населения, развития малых форм бизнеса.
Дифференциация развития предприятий легкой промышленности связана с региональными целевыми программами поддержки данного сектора экономики и селективной социально-экономической политикой.
Эффективное функционирование легкой промышленности во многом зависит от объема потребительского спроса и покупательской способности населения. Более 90% производимой продукции легкой промышленности потребляется на внутреннем рынке.
Российские производители легкой промышленности испытывают конкуренцию со стороны производителей Китая, Индии, Турции в швейных, трикотажных, обувных изделиях. Низкий уровень инвестиционной и инновационной активности предприятий легкой промышленности характеризуется невысокой долей выпускаемой высокотехнологичной продукции. Частные инвестиции в основной капитал в легкой промышленности незначительны, из-за низкой рентабельности производства и инвестиционной непривлекательности предприятий с высокими финансово-экономическими рисками, слабо развитой ресурсной базой. На конкурентоспособность российских производителей в легкой промышленности влияют факторы:
- технологическая отсталость производства;
- высокая материалоемкость;
- трудоемкость;
- энергоемкость выпуска продукции;
- низкий коэффициент обновления основных фондов;
- слабая автоматизация производственных процессов управления.
Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в легкой промышленности опираются на комплексную систему, включающую:
- финансовые технологии лизинга;
- субсидирование закупок нового оборудования;
- создание производственно-промышленных площадок в регионах с участием иностранных партнеров.
Переход легкой промышленности на инновационную модель развития сопровождается повышением качества выпускаемой продукции, усилением конкурентных преимуществ. В Стратегии развития легкой промышленности до 2020 года сформированы меры государственной поддержки предприятий в России, такие как субсидирование процентной ставки по кредитам на закупку сырья и материалов, модернизацию производства и приобретение оборудования; усиление контроля за контрабандной и контрафактной продукцией; введение профилей рисков или индикативных цен на продукцию предприятий обувной промышленности; реализация пилотных инвестиционных проектов и предоставление налоговых льгот для инвесторов в Ивановской, Костромской, Вологодской, Волгоградской, Ярославской областях; отмена НДС на ввозимое оборудования, на которое нет аналогов в России; использование научных разработок и современных технологий для создаваемых предприятий; создание региональных технопарков.
8) Агропромышленный комплекс РФ
Аграрно-промышленный комплекс - это совокупность производств, производящих продукты питания, предприятия промышленности, связанные с сельскохозяйственным производством и инфраструктурой. Объединяет более 10 секторов экономики, занимающихся промышленным производством, переработкой, доставкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Предприятия, работающие в АПК, представлены государственной, частной и смешанной формами собственности. Особенностью экономической деятельности предприятий АПК является деконцентрация по территории страны в разных природно-климатических зонах. Развитие и государственная поддержка предприятий АПК обеспечивает снижение социально-экономической напряженности территорий страны за счет самозанятости населения, формирование продовольственной безопасности в регионах России.
Сельское хозяйство доминирующая часть АПК, которая включает растениеводство, животноводство, фермерские и личные подсобные хозяйства. Наибольшую долю в структуре доходов АПК формирует растениеводство.
В России сохраняется территориальная специализация по видам сельскохозяйственной деятельности. Основными целями аграрной политики России является обеспечение населения качественными продуктами питания, поддержка продовольственной безопасности, обеспечение производителей равными стартовыми конкурентными возможностями на рынке, формирование адресной государственной инвестиционной помощи.
Пищевая промышленность обеспечивает переработку сельскохозяйственной продукции. В пищевой промышленности сконцентрировано более 30 направлений экономической деятельности. Доминирующей формой собственности в пищевой промышленности является частная собственность, на ее долю приходится более 90% в общей структуре. Предприятия для повышения своей рентабельности работают в смежных производствах АПК. Основными сегментами пищевой промышленности являются хлебопекарная и кондитерская, мукомольно-крупяная, макаронная, мясная, молочная, ликероводочная. пивоваренная, маслобойная.
По объему совокупных привлекаемых инвестиций пищевая промышленность является одной из ведущих и уступает ТЭК. Срок окупаемости инвестиций в пищевую промышленность значительно короче, чем в базовых секторах экономики. В пищевой промышленности России присутствуют многие мировые производители и ТНК.
Структурные ограничения пищевой промышленности в стране проявляются:
- в недостаточном развитии сырьевой базы;
- зависимости от импортных поставок сырья;
- неразвитости производственной инфраструктуры;
- неэффективное государственное федеральное и региональное регулирование рынка продовольственных товаров;
- несовершенство технических регламентов.
Национальный проект «Развитие АПК» обеспечивает предприятиям доступность льготных кредитов, реализацию финансовых систем лизинга для приобретения техники и оборудования, совершенствование таможенно-тарифного регулирования пошлин на импортируемое оборудование, предоставляет возможность получения жилья для молодых специалистов, стимулирует развитие малых форм агробизнеса на селе, формирует ускоренное развитие животноводства.
9) Транспортный комплекс РФ
Транспортный комплекс включает сеть транспортных линий, транспортных узлов и технические средства перевозки, а также работу по перевозке грузов и пассажиров.
Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт — необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.
Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства.
Транспортные затраты увеличивают стоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а, следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.
Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Транспорт зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве.
Основные виды транспорта — железнодорожный, морской,речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно- экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.
Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономического развития страны или района, размещения производительных сил, комплексности развития района, концентрации производства, порайонного баланса производства и потребления.
Сеть транспортных линий характеризуется их протяженностью в тыс. км и плотностью — в км/км2 территории. Транспортная работа оценивается весом перевезенных грузов (в тоннах) и числом перевезенных пассажиров, грузооборотом — весом перевезенных грузов, умноженным на дальность их перевозки — в т-км, аналогично пассажирооборотом.
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Приоритеты развития транспортной системы:
- формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
- обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;
- обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
- интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
- повышение уровня безопасности транспортной системы;
- снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
- развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.
Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.
10)Сфера услуг РФ
В условиях рыночного хозяйства России в важнейший сектор ее экономики превращается сферауслуг.Сфера услугпредставляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.
Быстрый рост сферы услуг в России в последнее десятилетие привел к значительному изменению структуры российского ВВП.
В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги.
К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др.
В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.
Рынок потребительских услугв России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за последние годы увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.
Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.
Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.
Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности.
Размещение сферы услуг
Огромное воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.
Социально-экономическое положение региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.
В то же время экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.
Огромное воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически сложившееся размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг.
Одновременно следует учитывать и особенности потребления услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает с их потреблением. При этом различают услуги повседневного спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны. Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.
Воздействие этих факторов на территориальную организацию сферы услуг находит отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.