Машиностроительный комплекс Украины

В Украине на долю производства машиностроительной продукции приходится 29% валового внутреннего продукта. В машиностроительном комплексе Украины присутствуют все отрасли, кроме, часовой.

Структура машиностроения в обобщенном виде представлена: тяжёлым машиностроением, с/х. машиностроением, транспортным машиностроением, электротехническим машиностроением, станкостроением, приборостроением.

Тяжёлое машиностроение включает производство металлургического, горного и подъёмно-транспортного оборудования, отличается низкой трудоёмкостью, высокой металлоёмкостью, низкой транспортабельностью продукции.

К особенностям производства продукции тяжелого машиностроения можно отнести преобладание предприятий полного производственного цикла (заготовка, обработка, сборка) и выпуск продукции небольшими сериями или по индивидуальным заказам.

Металлургическое оборудование преимущественно выпускается на территории Донецкого и Приднепровского экономических районов (95%): Новокраматорский машиностроительный завод, Луганский завод прокатных валков Кадневский литейно-механический завод, Мариупольский завод тяжёлых машин. Горношахтное и буровое оборудование производят предприятия, размещённые в Дружковке, Горловке, Ясиноватой, Донецке, Харькове, Луганске, Красном Луче, Конотопе, Кривом Роге, Черновцах, Дрогобыче.

Сельскохозяйственное машиностроение размещено на территории Украины в соответствии со специализацией сельскохозяйственного производства (т.е. ориентировано на потребителя продукции). Крупнейшие предприятия выпускающие с/х машины расположены в Харькове (тракторный и моторостроительный заводы), Кировограде (производство сеялок), Днепропетровске (свеклоуборочные комбайны, мини тракторы), а также в Тернополе, Херсоне, Киеве, Николаеве, Бердянске, Мелитополе, Белой Церкви, Черновцах, Донецке, Луганске, Житомире, Коломые, Кременчуге, Умани, Конотопе, Нежине.

Размещение предприятий транспортного машиностроения также ориентировано на потребителя готовой продукции, это: железнодорожное машиностроение, судостроение, автомобилестроение, самолётостроение. Особенностями транспортного машиностроения Украины является наличие крупных предприятий (производственных объединений, концернов); небольшой выпуск транспортных средств для населения (10%), ориентация на военно-промышленный комплекс.

Предприятия судостроения размещены вдоль линии побережья, что обусловлено технологией производства судов (в плавучих доках). Самым крупным центром судостроения является г.Николаев, здесь работают три судостроительных завода, выпускающих танкеры и сухогрузы. Два судостроительных завода Херсона производят катера, доки, плавучие краны, земснаряды. В Киеве выпускают морские траулеры, речные суда на подводных крыльях, буксиры, рефрижераторы. В Керчи производятся танкеры, лихтеровозы, яхты. Крупными центрами судостроения и судоремонта являются также Феодосия, Одесса, Ильичевск, Севастополь, Мариуполь, Запорожье, Измаил, Вилково.

Для автомобилестроения в Украине, как и во всем мире, характерен высокий уровень кооперации производства. В выпуске одной модели транспорта может быть задействовано до 80 – 100 предприятий. Центрами автомобилестроения Украины являются: Кременчуг (грузовые автомобили), Запорожье (легковые автомобили), Луцк (грузопассажирский транспорт), Львов (автобусы), Днепропетровск (троллейбусы).

Авиастроение Украины представлено предприятиями Харькова и Киева, которые в кооперации с российскими заводами выпускают пассажирские и транспортные самолеты (АН – 225).

Энергетическое машиностроение Украины сосредоточено в Харькове (40% выпуска продукции осуществляют 4 завода), Запорожье, Киеве, Днепропетровске, Мелитополе, Львове, Тернополе, Новой Каховке.

Станкостроение ориентируется в своем размещении на центры с развитой научно – исследовательской и опытно-конструкторской базой: Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Запорожье, Львов, Краматорск, Житомир.

Приборостроение размещение в центрах, отличающихся высокой технической культурой, и не зависит от размещения металлургических баз. В условиях современной Украины наиболее перспективно развитие сборочных производств в приграничных областях, крупных портах.

Легкая промышленность

Для легкой промышленности в отличии от машиностроения характерен преобладающий выпуск товаров широкого потребления. Она относится к обрабатывающей промышленности и включает текстильную, обувную, швейную и другие отрасли. Эти отрасли тесно связаны с сельским хозяйством , машиностроением, химической промышленностью. Одной из особенностей размещения предприятий легкой промышленности является их территориальная связь с тяжелой индустрией, например, металлургией, что позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы. В любом территориальном комплексе легкая промышленность играет роль дополняющей, обслуживающей отрасли.

Ключевыми факторами размещения предприятий легкой промышленности являются потребительский и сырьевой факторы. Территориальная организация легкой промышленности обусловлена, прежде всего, влиянием потребительского и сырьевого факторов. Каждый из этих факторов действует по-разному, в зависимости от стадии производства и технико-экономических особенностей той или иной отрасли.

На размещение легкой промышленности (особенно ее главной отрасли – текстильной) большое влияние оказывает научно-техническая революция. Это, прежде всего, сказывается на концентрации текстильного производства, на изменении его сырьевой базы. Натуральные волокна постепенно вытесняется химическими волокнами, в обувной промышленности, также значительную роль играет искусственная кожа.

В отличие от предприятий по первичной переработке сырья, производство готовой продукции характеризуется более сложным размещением. При выборе варианта размещения учитываются все факторы, но основную роль играет фактор различия трудовых ресурсов, так как легкая промышленность - наиболее трудоемкая отрасль и вместе с тем население является потребителем готовой продукции. Таким образом, районы, обеспечение трудовыми ресурсами, массово потребляют продукцию легкой промышленности и тем самым создают благоприятные условия для размещения предприятий.

Наши рекомендации