Эластичность предложения и ее измерение. Факторы эластичности
Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению благ. Мерой реакции производителя на изменение цены на продукт является эластичность предложения по цене. Измерив эластичность предложения, мы можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
Эластичность предложения по цене – процентное изменение объема предложения товара, вызванное однопроцентным изменением его цены, при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем предложения.
Коэффициент ценовой эластичности предложения ЕРS рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса ЕРД, только вместо величины спроса в знаменателе берется величина предложения: , где Q1 и Q2 - первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 - первоначальная и текущая цена.
Для графика предложения вопрос эластичности решается очень просто: ответ находится исходя из того, какую ось координат пересекает изображающая функцию предложения прямая (или касательная, к изображающей функцию предложения, кривой).
Если ЕРS >1, предложение является эластичным, т.е. изменение цены в данном случае приводит к большему количественному изменению величины предложения. Когда прямая линия предложения (или касательная к кривой) пересекает ось цен (Р), как на рисунке 22, то предложение является эластичным.
Р
P1 S
P2
0 Q2 Q1 Q
Рисунок 22 -Эластичное предложение (DQñDP)
Если ЕРS <1, то предложение является неэластичным, т.е. изменение цены в данном случае приводит к меньшему количественному изменению величины предложения. Когда прямая линия предложения (или касательная к кривой) пересекает ось количества (Q), как на рисунке 23, то предложение является неэластичным.
P
S
Р1
P2
0 Q2 Q1 Q
Рисунок 23 -Неэластичное предложение (DQ<DP)
Если ЕРS =1, то предложение является предложением единичной эластичности, т.е. изменение цены в данном случае приводит к такому же количественному изменению величины предложения. Кривая предложения с единичной эластичностью – это график линейной функции, выходящей из начала координат.
Р
P1 S
P2
0 Q2 Q1 Q
Рисунок 24 - Предложение единичной эластичности (DQ=DP)
Если ЕРS =0, то предложение является абсолютно неэластичным, т.е. как бы не изменялась цена товара в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым).
P
S
0 Q
Рисунок 25 - Абсолютно неэластичное предложение
Если ЕРS стремиться к бесконечности, то предложение является абсолютно эластичным, т.е. возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается).
Р
S
0 Q
Рисунок 26 -Абсолютно эластичное предложение
Эластичность предложения по цене зависит от следующих факторов:
1. Способность товара к хранению и стоимость хранения.
У товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой. То же относится к продукции, хранение которой обходится слишком дорого. И наоборот.
2. Особенности производственного процесса (мобильность ресурсов).
Если производитель товара может либо расширить его производство (при увеличении цены), либо переключиться на производство другого товара (при снижении цены исходного товара), то предложение данного товара будет эластичным. И наоборот.
3. Время.
Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменяется объем производства и тем больше эластичность предложения. Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают следующие рыночные периоды:
· Кратчайший - период недостаточный для изменения объема выпускаемой продукции. Поэтому предложение в этом периоде является неэластичным.
Р S
D1
D0
0 Q0 Q
Рисунок 27 - Эластичность предложения в кратчайшем рыночном периоде
· Среднесрочный - период достаточный для расширения или сокращения производства на существующих площадях. Поэтому предложение в этом периоде является более эластичным.
Р
D1 S
Р2 D0
Р1
0 Q2 Q2 Q
Рисунок 28- Эластичность предложения в среднесрочном рыночном периоде
· Долгосрочный - период достаточный не только для расширения или сокращения существующего производства, но и для вступления на рынок новых или ухода с него ранее действовавших предприятий. Поэтому предложение в долгосрочном периоде более эластично ,чем в предыдущих периодах.
Р
D1
D0 S
Р2
Р1
0 Q1 Q2 Q
Рисунок 29 - Эластичность предложения в долгосрочном рыночном периоде